Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Семейное консультирование и психотерапия (110,00 руб.)

0   0
АвторыТенькова Валентина Алексеевна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц43
ID370603
АннотацияВ программе представлены некоторые методы и техники системной психотерапии и семейного консультирования, как необходимый инструмент, используемый в практической работе специалиста-психолога.
Кому рекомендованоРекомендована студентам 4-го курса очной формы обучения направления факультета философии и психологии.
Семейное консультирование и психотерапия / В.А. Тенькова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 .— 43 с. — 43 с. — URL: https://rucont.ru/efd/370603 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ Учебная программа курса и планы лабораторных занятий для вузов Составитель В. А. <...> Постепенное осознание обществом того, что благополучие людей зависит от благополучия семьи, а профессионально грамотная и действенная помощь в области семейных отношений становится социально важным делом, свидетельствует о востребованности квалифицированных специалистов в области семейных отношений, что подтверждает необходимость введения спецкурса «Семейное консультирование и психотерапия» в систему профессиональной подготовки психологов, специализирующихся по психологии личности. <...> Учебная дисциплина «Семейное консультирование и психотерапия» относится к Профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (бакалавриат) и входит в вариативную часть этого цикла (дисциплина по выбору). <...> Цель изучения дисциплины – усвоение студентами основных научных положений и принципов семейного консультирования и терапии, а также знаний, умений и навыков для успешной реализации профессиональной деятельности по оказанию консультативной помощи семье; развитие личностных и профессионально важных качеств психолога-консультанта. <...> Основными задачами курса являются следующие: 1) познакомить студентов с теоретическими подходами и концепциями, лежащими в основе ведущих направлений семейной психотерапии; 2) сформировать у студентов положительную мотивацию на использование знаний психологии семьи и семейных отношений в практике консультирования семьи; 3) обеспечить овладение наиболее распространенными техниками семейной терапии и методами семейной диагностики <...>
Семейное_консультирование_и_психотерапия.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ Учебная программа курса и планы лабораторных занятий для вузов Составитель В. А. Тенькова Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 1
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Значительный интерес к консультированию и психотерапии семейных отношений, наблюдаемый в настоящее время в нашей стране, обусловлен социально-экономическими и культурными изменениями в обществе. Постепенное осознание обществом того, что благополучие людей зависит от благополучия семьи, а профессионально грамотная и действенная помощь в области семейных отношений становится социально важным делом, свидетельствует о востребованности квалифицированных специалистов в области семейных отношений, что подтверждает необходимость введения спецкурса «Семейное консультирование и психотерапия» в систему профессиональной подготовки психологов, специализирующихся по психологии личности. Учебная дисциплина «Семейное консультирование и психотерапия» относится к Профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (бакалавриат) и входит в вариативную часть этого цикла (дисциплина по выбору). Цель изучения дисциплины – усвоение студентами основных научных положений и принципов семейного консультирования и терапии, а также знаний, умений и навыков для успешной реализации профессиональной деятельности по оказанию консультативной помощи семье; развитие личностных и профессионально важных качеств психолога-консультанта. Основными задачами курса являются следующие: 1) познакомить студентов с теоретическими подходами и концепциями, лежащими в основе ведущих направлений семейной психотерапии; 2) сформировать у студентов положительную мотивацию на использование знаний психологии семьи и семейных отношений в практике консультирования семьи; 3) обеспечить овладение наиболее распространенными техниками семейной терапии и методами семейной диагностики; 4) сформировать у будущих специалистов установку на высокий профессионализм в осуществлении консультирования семьи; 5) активизировать самостоятельную деятельность студентов с целью овладения теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для консультативной и психотерапевтической работы с семьей. Преподавание данной дисциплины предполагает сочетание аудиторных (лекционных и лабораторных) занятий и самостоятельной деятельности студентов. Самостоятельная работа студентов предполагает изучение и конспектирование научной литературы, подготовку к лабораторным занятиям, выполнение реферативных работ, работу с тестовым материалом. Лабораторные занятия занимают особое место в процессе изучения студентами дисциплины «Семейное консультирование и психотерапия», по3
Стр.3
практические лабораторные Самостоятельная работа Итого: 36 0 144 Форма промежуточной аттестации экзамен 36 0 Продолжение табл. 36 0 72 0 72 36 144 экзамен * Используются следующие интерактивные формы проведения занятий: презентация (защита) учебного (профессионального) проекта, интерактивные игры (учебные, деловые, ролевые,), групповое обсуждение, дискуссия, метод case-study (анализ профессиональных практических ситуаций). ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1 Наименование разделов и тем Историческое развитие концепции семьи как социальной системы 2 Этапы жизненного цикла семьи 3 Повторный брак 4 5 6 7 Теоретические конструкты и основная идея структурной семейной психотерапии Теоретические конструкты и основная идея стратегической семейной психотерапии Теоретические аспекты и основная идея трансгенерационной семейной психотерапи Теоретические аспекты и основная идея эмпирической семейной психотерапии Виды занятий (часов) Лекции Семинары / пр. занятия 4 4 4 2 4 2 2 Самостоятельная работа Раздел I. Основы семейного консультирования и терапии 4 4 4 Раздел II. Классические школы семейной терапии 4 4 2 2 6 6 6 4 8 6 8 Всего 6
Стр.6
Продолжение табл. 8 Теоретические аспекты и основная идея поведенческой семейной психотерапии 9 Структура супружеских проблем 10 11 12 13 14 15 16 17 Организация консультативной работы с супружеской парой Организация консультативной работы с одним супругом Методы диагностики супружеских отношений Методы диагностики детско-родительских отношений Фантазия и образы как техники семейного консультирования и психотерапии Социометрические техники семейного консультирования и психотерапии Поведенческие техники семейного консультирования и психотерапии Семейная расстановка Берта Хеллингера в системной семейной психотерапии Итого: 2 2 Раздел III. Содержание и организация консультирования по поводу супружеских проблем 4 4 4 2 4 4 8 8 8 Раздел IV. Методы и техники современной семейной психотерапии 0 6 6 12 0 6 6 0 6 6 0 6 6 0 6 6 0 6 6 36 36 72 12 12 12 12 12 144 4 7
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел I. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ТЕРАПИИ Тема 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Историческое развитие концепции семьи как социальной системы. Супружеское консультирование, психиатрия и изучение шизофрении – источники формирования отношения к семье как социальной системе. Общая теория систем и семейная психотерапия. Основные концепции теории систем: цельность, обратная связь, гомеостаз, эквифинальность. Психология, психиатрия (М. Боуэн, Дж. Джексон, С. Минухин) и практика социальной работы (В. Сатир) как основные источники развития семейной психотерапии. Источники развития семейного консультирования: переориентация психоанализа на работу с семьей, системный подход (Н. Аккерман), теория привязанности (Дж. Боулби), распространение бихевиоральных методов диагностики, создание совместной семейной психотерапии (В. Сатир). Основные этапы развития семейной психотерапии в России: психиатрический, психодинамический (психоаналитический), системный подход. Основоположники отечественной семейной терапии и консультирования (А. А. Бодалев, Э. К. Васильева, А. Я. Варга, Л. И. Захаров, А. Е. Личко, И. В. Маляревский, М. К. Мягер, Т. М. Мишина, В. Н. Мясищев, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер). Национально-культурные признаки семьи в России на современном этапе ее развития. Сходство и различие семейного консультирования и семейной психотерапии. Цели и задачи семейного консультирования. Основные принципы семейного консультирования: добровольность обращения клиента, конфиденциальность, личная ответственность клиента, профессиональная компетенция и ответственность консультанта, стереоскопичность диагноза, реконструкция истории семьи, совместная выработка решений, привлечение широкого социального окружения, комплексность в работе с семьей, единство диагностики и коррекции, структурирование позиций в процессе консультирования, выявление подтекста обращения клиента. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.