Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Государственный междисциплинарный экзамен по направлению 37.03.01 "Психология" (220,00 руб.)

0   0
АвторыБубнов Александр Леонидович, Гайдар Карина Марленовна, Завгородняя Ирина Владимировна, Кокотек Снежана Эдуардовна, Лисова Екатерина Николаевна, Макушина Ольга Петровна, Пинегина Наталья Михайловна, Тенькова Валентина Алексеевна, Тимофеева Ольга Валерьевна, Тужикова Вера Иосифовна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц79
ID370594
АннотацияСтруктура программы включает в себя: содержание, перечни литературы к каждому разделу, список экзаменационных вопросов, критерии оценки студента на государственном экзамене. Особенностью данной программы является наличие в ней общей и вариативной (специальной) частей. Первая соответствует содержанию дисциплин базовой части учебного плана и адресована всем студентам независимо от профиля их подготовки. Вторая часть отражает содержании дисциплин вариативной части учебного плана и различается для студентов разных профилей – социальных психологов, психологов личности, военных психологов, клинических психологов. Соответственно этому формируются и контрольно-измерительные материалы, в которые входят два вопроса из общей и один из вариативной (специальной) части.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 4-гокурса очной и 3-гокурса очно-заочной форм обучения направления 37.03.01 «Психология» факультета философии и психологии.
Государственный междисциплинарный экзамен по направлению 37.03.01 "Психология" / А.Л. Бубнов, К.М. Гайдар, И.В. Завгородняя, С.Э. Кокотек, Е.Н. Лисова, О.П. Макушина, Н.М. Пинегина, В.А. Тенькова, О.В. Тимофеева, В.И. Тужикова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 .— 79 с. — 79 с. — URL: https://rucont.ru/efd/370594 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ 37.03.01 «ПСИХОЛОГИЯ» Программа и методические рекомендации для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 2 апреля 2015 г., протокол № 1400-03 Составители: А. Л. Бубнов, К. М. Гайдар, И. В. Завгородняя, С. Э. Кокотек, Е. Н. Лисова, О. П. Макушина, Н. М. Пинегина, В. А. Тенькова, О. В. Тимофеева, В. И. Тужикова Научный редактор доктор психол. наук, доцент К. М. Гайдар Рецензент канд. психол. наук, доцент Г. В. Орлова Программа и методические рекомендации для вузов подготовлены коллективом кафедры общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. <...> Первостепенное место в ней занимает государственный междисциплинарный экзамен по направлению 37.03.01 «Психология». <...> «Отлично» Студентом самостоятельно выполняются все компоненты Студентом самостоятельно выполняется два компонента, а один выполняется только с уточняющими вопросами экзаменаторов Студентом самостоятельно выполняются два компонента, третий компонент не выполняется вообще Студентом самостоятельно выполняется один компонент и один или два компонента выполняются только с уточняющими вопросами экзаменаторов Студентом выполняются все компоненты, но только с уточняющими вопросами экзаменаторов «Хорошо» «Удовлетворительно» «Неудовлетворительно» Студентом выполняется только два или один компонент, причем с уточняющими вопросами экзаменаторов Студентом выполняется самостоятельно только один компонент, при этом все остальные компоненты не выполняются вообще Студентом не выполняется ни один из компонентов Коллектив авторов надеется, что настоящая Программа поможет выпускникам-психологам <...>
Государственный_междисциплинарный_экзамен_по_направлению_37.03.01_Психология_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ 37.03.01 «ПСИХОЛОГИЯ» Программа и методические рекомендации для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2015
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Государственная итоговая аттестация – заключительный этап подготовки бакалавра как специалиста с высшим образованием. Первостепенное место в ней занимает государственный междисциплинарный экзамен по направлению 37.03.01 «Психология». Его назначение – выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника университета к самостоятельному выполнению разнообразных профессиональных задач, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом данного направления, и продолжению образования в магистратуре, а затем и в аспирантуре, а также меру усвоенности им программного материала и сформированности выработанных за время обучения необходимых умений, навыков и компетенций осуществления профессиональной деятельности. С целью методического обеспечения учебной работы студентов на заключительном этапе их обучения в университете коллективом кафедры общей и социальной психологии разработана настоящая программа. Ее содержание отражает основные требования к профессиональной подготовке бакалавров-психологов, соответствует дисциплинам базовой и вариативной частей действовавшего в период обучения выпускников учебного плана, полностью согласуется с Федеральным государственным образовательным стандартом и обязательным минимумом содержания основной образовательной программы направления 37.03.01 «Психология». Настоящая программа не предполагает обращение студентов в ходе подготовки к государственному экзамену к новому, ранее не изучавшемуся ими материалу. Она имеет обобщающий, междисциплинарный характер. Поэтому ориентирует выпускников на закрепление в профессиональном сознании комплексного и целостного знания. Это позволяет использовать при подготовке к государственному экзамену те научные источники знания, которые уже изучены студентами, и на которые они опирались при подготовке и сдаче зачетов и экзаменов в процессе обучения. Полезно обратить внимание на то, что содержание программы не является точной копией изучавшегося ранее материала, а ориентирует студентов в процессе подготовки к государственному экзамену на актуализацию знаний, отражающих наиболее существенные компоненты содержания дисциплин учебного плана. Структура программы включает в себя: содержание, перечни литературы к каждому разделу, список экзаменационных вопросов, критерии оценки студента на государственном экзамене. Особенностью данной программы является наличие в ней общей и вариативной (специальной) частей. Первая соответствует содержанию дисциплин базовой части учебного плана и адресована всем студентам независимо от профиля их подготовки. Вторая часть отражает содержание дисци3
Стр.3
– способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9); – способностью к проектированию, реализации и оценке учебновоспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-10); – способностью к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-13). Диагностическая шкала оценки ответа студента на государственном экзамене Оценка знаний выпускника по направлению 37.03.01Психология проводится с помощью следующей четырехбалльной шкалы. «Отлично» Студентом самостоятельно выполняются все компоненты Студентом самостоятельно выполняется два компонента, а один выполняется только с уточняющими вопросами экзаменаторов Студентом самостоятельно выполняются два компонента, третий компонент не выполняется вообще Студентом самостоятельно выполняется один компонент и один или два компонента выполняются только с уточняющими вопросами экзаменаторов Студентом выполняются все компоненты, но только с уточняющими вопросами экзаменаторов «Хорошо» «Удовлетворительно» «Неудовлетворительно» Студентом выполняется только два или один компонент, причем с уточняющими вопросами экзаменаторов Студентом выполняется самостоятельно только один компонент, при этом все остальные компоненты не выполняются вообще Студентом не выполняется ни один из компонентов Коллектив авторов надеется, что настоящая Программа поможет выпускникам-психологам факультета философии и психологии в период подготовки к государственному экзамену эффективно организовать самостоятельную учебную работу. С пожеланиями успешной сдачи государственного междисциплинарного экзамена научный редактор доцент К. М. Гайдар 6
Стр.6
С О Д Е Р Ж А Н И Е П Р О Г Р А М М Ы ОБЩАЯ ЧАСТЬ Методологические основы и история психологии Методологические основы психологии. Психологическая наука как знание о психической реальности и как деятельность по производству этого знания. Специфика научной и житейской психологии. Понятия «методология», «методологический принцип», «метод» и «методика научного исследования». Методологический аппарат психологического исследования (объект, предмет, гипотеза, задачи). Принцип детерминизма в психологической науке: история его разработки и современное состояние. Предмеханический и механический детерминизм; биологический и психический детерминизм; макросоциальный и микросоциальный детерминизм. Принцип системности в психологической науке: история его разработки и современное состояние. Системность в психоанализе, бихевиоризме, гештальтпсихологии. Знаковые системы в учении Л. С. Выготского. Системность в исследованиях Ж. Пиаже. Системный подход к исследованию деятельности. Системный подход в работах Б. Ф. Ломова. Принцип развития в психологической науке: история его разработки и современное состояние. Вопрос о соотношении развития психики и развития личности, варианты его решения в современной психологии. Принцип единства сознания и деятельности в психологической науке: история его разработки и современное состояние. Деятельность и сознание: их взаимосвязь и единство. Сознание-образ и сознание-деятельность. Принципы надежности и валидности в психологическом исследовании. Соотношение понятий «надежность» и «валидность». Научноисследовательская и научно-практическая психодиагностика: соотношение понятий. Надежность результатов психологического исследования: ее виды, процедуры определения, преимущества и недостатки каждой из них. Валидность результатов психологического исследования: типы и виды, процедуры их определения, критерии валидизации. Требования к обеспечению надежности и валидности данных в психодиагностике и экспериментальной психологии. Проблема метода в психологии. Классификации исследовательских методов в психологии. Сравнительная характеристика методов наблюдения, эксперимента, опроса, тестирования: отличительные особенности, преимущества и ограничения. История психологии. Античный этап развития психологии. Учение о душе как первая форма развития психологических знаний. Атомистический материализм; представления о душе; учение о познании; проблема воли и 7
Стр.7
характера в учениях досократовского периода (Анаксагор, Гераклит, Демокрит и др.). Психологические идеи в античной философии классического периода (Аристотель, Платон, Сократ, софисты). Развитие психологических представлений в эллинистический и римский периоды (эпикурейцы, стоики, скептики). Значение античной философии для развития научной психологии. Развитие ассоциативной философии и ее влияние на дальнейшее развитие психологических знаний. Ассоцианизм как психологическая парадигма. Динамика развития ассоцианизма. Ассоциация как универсальный закон психики. Возникновение ассоциативной психологии в XVII веке. Ассоцианизм Т. Гоббса. Эмпиризм Д. Локка. Развитие ассоцианизма в XVIII веке. Ассоцианизм Д. Беркли, Д. Юма. Вершина классического ассоцианизма в философии Д. Милля («Ментальная механика»). Ассоциативная психология XIX века. Ассоцианизм Д. С. Милля («Ментальная химия»). Философия А. Бена, Г. Спенсера. Вклад ассоцианизма в развитие психологии. Основные достижения физиологии XIX века и их значение для выделения психологии в самостоятельную науку. Изменение взгляда на человека в XIX веке под влиянием достижений физиологии. Начало использования эксперимента в физиологии. Создание экспериментальной физиологии мозга. Методы исследования мозга в физиологии XIX века. Открытие специфических отделов мозга. Исследования локализации психических функций в головном мозге. Исследования нервной системы в XVIII–XIX веках: электрической природы нервных импульсов, анатомической структуры нервной системы, рефлекторной дуги. Формирование научного подхода к психологическому исследованию мышления. Создание основы для возникновения экспериментальной психологии. Психология второй половины XIX века: этап превращения в самостоятельную область научного знания. Предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку. Истоки экспериментальной психологии. Психофизиология Г. Гельмгольца. Исследования Э. Вебера. Психофизика Г. Фехнера. Создание В. Вундтом в Лейпцигском университете лаборатории экспериментальной психологии как центра научных исследований и международного центра по подготовке психологов. Психология элементов сознания В. Вундта. Предмет, задачи и методы психологии по В. Вундту. Значение деятельности В. Вундта для развития психологии. Появление альтернативных психологии В. Вундта теорий, их значение для развития психологии. Экспериментальные исследования памяти Г. Эббингаузом. Исследования памяти Г. Мюллером. Психология актов сознания Ф. Брентано. Психология К. Штумпфа. Вюрцбургская школа психологии и научная деятельность О. Кюльпе. Общая характеристика, этапы становления и современные тенденции развития бихевиоризма. Предпосылки возникновения бихевиоризма. Фило8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.