Моделирование распределения функций между человеком и автоматикой . <...> Измерение персональных сетей и их влияния на научную продуктивность . <...> Империя и социальная наука: Шинмэй Масамичи и восточноазиатское сообщество в Японии в период между двумя мировыми войнами . <...> «Эффект Матфея» в государственном субсидировании ИР: Итальянский случай . <...> Где отмечена синергия в норвежской инновационной системе? <...> Модель тройной спирали в технологии, организации и географии . <...> Глобальные университетские альянсы и создание совместных преимуществ . <...> Ключевые слова: общественный диалог; вовлеченность общества; принятие решений в науке; управление наукой и технологиями; взаимодействие экспертов и общества; участие в научной политике; популяризация науки. <...> Реферируется подборка статей, опубликованных в тематическом номере журнала «Понимание науки обществом» (Public Understanding of Science» – PUS), посвященном проблемам «вовлеченности общества в науку». <...> Вовлеченность общества – это ключевая проблема для научных коммуникаций, а возможно, и для научной политики в целом. <...> Уилсдон работает в Сассекском университете, с 2008 по 2011 г. был директором-основателем Центра научной политики в Королевском обществе, Национальной академии наук Великобритании. <...> Спустя пять лет появился журнал «Понимание науки обществом», который и стал 1 Thomas G., Durant J. Why should we promote the public understanding of science? <...> Но с течением времени фокус дискуссий сместился на цели и процессы вовлечения общества. <...> Авторы считают, что научная политика должна быть демократичной и что вовлеченность общества – это часть такой политики. <...> Однако, как отмечают авторы некоторых статей данного номера, подчас эти изменения происходят лишь на поверхности и не затрагивают глубинные слои науки и управления, поэтому в процессах диалога просматриваются допущения, характерные для дефицитной модели. <...> Вовлечение общества может восприниматься институтами не как возможность переосмыслить свою политику и практику <...>
Социальные_и_гуманитарные_науки._Отечественная_и_зарубежная_литература._Серия_8_Науковедение._Реферативный_журнал_№4_2014.pdf
2014.04.001–005
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
1
СОЦИАЛЬНЫЕ
И
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ
ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
2014 – 4
Издается с 1973 года
Выходит 4 раза в год
МОСКВА 2014
Стр.1
2
ББК 72
С 69
Центр научно-информационных исследований
по науке, образованию и технологиям
Редакционная коллегия серии «Науковедение»:
А.М. Кулькин – д-р филос. наук, главный редактор,
М.П. Булавинова – ответственный секретарь, Т.В. Виноградова
– канд. психол. наук, С.М. Пястолов – д-р эконом.
наук, А.И. Ракитов – д-р филос. наук, А.И. Селиванов – д-р
филос. наук, В.С. Стёпин – академик РАН, Б.Г. Юдин –
член-корреспондент РАН.
Социальные и гуманитарные науки. ОтечественС
69
ная и зарубежная литература. Сер. 8. Науковедение: РЖ /
РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. по науке, образованию
и технологиям. – М., 2014. – № 4. – 143 с.
Журнал «Науковедение» включает реферативные материалы,
посвященные проблемам науки и общества, методологии и теории развития
науки, социальных и психологических факторов развития науки,
организационных структур науки и управления научной деятельностью,
экономики науки и подготовки научных и инженерных кадров.
ББК 72
2014.04.001–005
ISSN 2219-8814
© ИНИОН РАН, 2014
Стр.2
2014.04.001–005
СОДЕРЖАНИЕ
3
НАУКА И ОБЩЕСТВО
2014.04.001–005. Вовлеченность общества в науку. (Сводный
реферат) ..............................................................................................5
2014.04.006. Валли Ж. Генетическое тестирование, рождение и
поиски здоровья ..............................................................................20
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ
2014.04.007. Джанкаро Т., Джэмисон Г., Михайлидис А. Двадцать
лет когнитивного анализа работы системы здравоохранения:
Обзор возможностей ..................................................25
2014.04.008. Фей К., Притчет Э. Требования для эффективного
распределения функций: Критический обзор .............................31
2014.04.009. Притчет Э., Со Юанг Ким, Фей К. Моделирование
распределения функций между человеком и автоматикой .......38
2014.04.010. Лавдэй Т., Уиггинс М., Сил Б. Профессионализм:
Подсказки и индикаторы профессионального поведения .........45
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
РАЗВИТИЯ НАУКИ. ЛИЧНОСТЬ УЧЕНОГО
2014.04.011–015. «Люди знания» Флориана Знанецкого. (Сводный
реферат) ....................................................................................50
2014.04.016. Хофман Б. Запах в науке и культуре ...........................68
2014.04.017. Вильяньюэва-Фелес А., Молас-Гальярт Й., Эскриба-Эстеве
А. Измерение персональных сетей и их влияния
на научную продуктивность ..........................................................75
Стр.3
4
2014.04.001–005
2014.04.018. Обембе Д. Обмен знаниями, длительные взаимоотношения
и «габитус» .................................................................. 81
2014.04.019. Ли Сеок-Вон. Империя и социальная наука: Шинмэй
Масамичи и восточноазиатское сообщество в Японии в
период между двумя мировыми войнами .................................... 87
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ НАУКИ.
УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
2014.04.020. Нииникоски М.-Л., Моисандр Дж. Последовательный
и сравнительный анализ изменений инновационной
политики .......................................................................................... 95
2014.04.021. Дойль Э., О’Коннор Ф. Инновации в развитых
экономиках: Сравнение показателей деятельности малых
открытых экономических систем ............................................... 100
2014.04.022. Прогноз развития инноваций в появляющихся
науках и технологиях / Робинсон Д.К.Р., Хуан Л., Гуо Ю.,
Алан Л., Портер А.Л. .................................................................... 105
2014.04.023. Антонелли К., Креспи Ф. «Эффект Матфея» в государственном
субсидировании ИР: Итальянский случай ..... 110
2014.04.024. Странд Э., Лейдесдорф Л. Где отмечена синергия
в норвежской инновационной системе? Модель тройной спирали
в технологии, организации и географии ................................. 114
2014.04.025. Грабски М. Наука для прибыли, прибыль для
науки ............................................................................................... 120
НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ.
ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА
2014.04.026. Ганн Э., Минтром М. Глобальные университетские
альянсы и создание совместных преимуществ ................ 125
2014.04.027. Нобель М., Симойнш Т.П., Ди-Брито-Крус К.Э.
Международное сотрудничество между исследовательскими
университетами: Опыт и лучшие практики ......................... 128
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ И ЗАГЛАВИЙ
РАБОТ, ОПИСАННЫХ НЕ НА АВТОРА ................................ 134
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ № 1–4 ............................................. 135
Стр.4
2014.04.001–005
НАУКА И ОБЩЕСТВО
5
2014.04.001–005. ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ОБЩЕСТВА В НАУКУ.
(Сводный реферат).
2014.04.001. BAUER M. A word from the editor on the special issue on
«public engagement» // Public understanding of science. – 2014. –
Vol. 23, N 1, January. – P. 3. – DOI:10.1177/0963662513518149.
2014.04.002. STIGLOE J., LOCK S.J., WILSDON J. Why should we
promote public engagement with science? // Public understanding of
science. – 2014. – Vol. 23, N 1, January. – P. 4–15. – DOI: 10.1177/096
3662513518154.
2014.04.003. NOWOTNY H. Engaging with the political imaginaries of
science: Near misses and future targets // Public understanding of science.
– 2014. – Vol. 23, N 1, January. – P. 16–20. – DOI: 10.1177/096
3662513476220.
2014.04.004. JASANOFF Sh. A mirror for science // Public understanding
of science. – 2014. – Vol. 23, N 1, January. – P. 21–26. – DOI:10.
1177/0963662513505509.
2014.04.005. JONES R.A.L. Reflecting on public engagement and science
policy // Public understanding of science. – 2014. – Vol. 23, N 1,
January. – P. 27–31. – DOI:10.1177/0963662513482614.
Ключевые слова: общественный диалог; вовлеченность общества;
принятие решений в науке; управление наукой и технологиями;
взаимодействие экспертов и общества; участие в научной
политике; популяризация науки.
Реферируется подборка статей, опубликованных в тематическом
номере журнала «Понимание науки обществом» (Public Understanding
of Science» – PUS), посвященном проблемам «вовлеченности
общества в науку». В кратком предисловии главный
редактор журнала М. Бауэр отмечает, что вовлеченность общества
стала одной из ключевых тем журнала. Действительно, можно ска
Стр.5