Гоша Г. Культурный авторитет науки: Доверие общества и принятие организованной науки . <...> Роль провайдеров специализированных онлайн биотехнологических новостей в инновационной экономике . <...> Будущее технонаучное образование: Атеизм и этика в эпоху глобализации . <...> Борзенков В.Г. Эпистемологические препятствия на пути научного познания человека . <...> Чем идеи Людвига Флека могут помочь при анализе инноваций? <...> Когнитивная и социальная структура коллегиальной сети, объединяющей ведуших астрофизиков мира . <...> Д.Р. Развитие сообщества и возрождение социального гуманизма: Некоторые уроки для системных наук . <...> Доклад о конкурентоспособности Инновационного союза 2011: (Аналитический отчет) . <...> Университетская политика коммерциализации и ее применение в Нидерландах и США . <...> Программа научной и технической модернизации Китая: Выводы для политики обеспечения американской конкурентоспособности . <...> Тройная спираль, четверная спираль. и n-кратная спираль: Объясняющая модель для анализа экономики, основанной на знаниях? <...> Создание знания, организованного по принципу социальных сетей, посредством междисциплинарного сотрудничества / Чак Э., Хёцлейн Р., Ким Д., Панко Дж. <...> Сотрудничество университетов и промышленности с точки зрения маркетинга взаимосвязей: Эмпирический анализ на примере испанского университета . <...> Транснациональная мобильность и международная академическая занятость: Контроль на арене академической конкуренции . <...> Образование за рубежом, развитие человеческого капитала и национальная конкурентоспособность: Китайские стратегии притока умов . <...> Конашева – заместителя директора Санкт-Петербургского отделения ИИЕТ РАН – посвящена анализу научномировоззренческой позиции известного английского биолога Клинтона Ричарда Докинза (1941 г. р.), который в конце 90-х годов в Оксфордском университете занимал необычайную должность, созданную специально для него: он был профессором по такому предмету, как «понимание науки <...>
Социальные_и_гуманитарные_науки._Отечественная_и_зарубежная_литература._Серия_8_Науковедение._Реферативный_журнал_№3_2012.pdf
2012.03.001
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
1
СОЦИАЛЬНЫЕ
И
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУ КИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ
ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
2012 – 3
Издается с 1973 года
Выходит 4 раза в год
МОСКВА 2012
Стр.1
2
ББК 72
С 69
Центр научно-информационных исследований
по науке, образованию и технологиям
Редакционная коллегия серии «Науковедение»:
А.М. Кулькин – д-р филос. наук, главный редактор,
М.П. Булавинова – ответственный секретарь, Т.В. Виноградова
– канд. психол. наук, С.М. Пястолов – д-р эконом.
наук, А.И. Ракитов – д-р филос. наук, А.И. Селиванов
– д-р филос. наук, В.С. Степин – академик РАН,
Б.Г. Юдин – член-корреспондент РАН.
Социальные и гуманитарные науки. ОтечестС
69
венная и зарубежная литература. Сер. 8. Науковедение:
РЖ / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. по
науке, образованию и технологиям. – М., 2012. – № 3. –
162 с.
Журнал «Науковедение» включает реферативные материалы,
посвященные проблемам науки и общества, методологии научных
знаний как основы инновационного развития, социальных и
психологических факторов развития науки, организации научной
деятельности и управления наукой, подготовки научных и инженерных
кадров.
ББК 72
2012.03.001
ISSN 2219-8814
© ИНИОН РАН, 2012
Стр.2
2012.03.001
СОДЕРЖАНИЕ
3
НАУКА И ОБЩЕСТВО
2012.03.001. Конашев М.Б. Ричард Докинз и религия ......................6
2012.03.002. Гоша Г. Культурный авторитет науки: Доверие
общества и принятие организованной науки ..............................10
2012.03.003. Моррисон М., Корнипс Л. Роль провайдеров специализированных
онлайн биотехнологических новостей в
инновационной экономике ............................................................14
2012.03.004. Моральная наука. Защита участников исследований,
проводимых на человеке .......................................................18
2012.03.005. Хо Ш.С., Шейфеле Д.А., Корли Э.А. Факторы,
влияющие на соображения общественности о соотношении
рисков и пользы от нанотехнологий: Оценка эффектов СМИ,
межличностного общения и углубленной переработки
информации .....................................................................................23
2012.03.006. Партазарати Ш. Чье знание? Какие ценности?
Сравнение патентной политики жизненных форм в США и
Европе ...............................................................................................27
НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ – ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
2012.03.007. Маскиулли Дж. Глобальное управление в технологическую
эру.....................................................................................33
2012.03.008. Пирс К. Будущее технонаучное образование:
Атеизм и этика в эпоху глобализации ..........................................40
2012.03.009. Ван Дер Стеен Дж. Адаптивная инженерия ...............45
2012.03.010. Корнелл К. Помня древних: Технонаука в произведении
Карела Чапека «У.Р.Р.» (Универсальные роботы
Россума). ...........................................................................................49
Стр.3
4
2012.03.001
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
РАЗВИТИЯ НАУКИ. ЛИЧНОСТЬ УЧЕНОГО
2012.03.011. Борзенков В.Г. Эпистемологические препятствия
на пути научного познания человека ...........................................58
2012.03.012. Пейне А. Чем идеи Людвига Флека могут помочь
при анализе инноваций? .................................................................64
2012.03.013. Грейфенхаген Х., Шаррок У. Действительно ли
математика выглядит строгой только с фасада? .........................71
2012.03.014. Хейдлер Р. Когнитивная и социальная структура
коллегиальной сети, объединяющей ведуших астрофизиков
мира ..................................................................................................77
2012.03.015. Ардалан К. Глобализация и информационная
технология: Четыре парадигматических взгляда ........................83
2012.03.016. Де Раадт Дж.Д.Р. Развитие сообщества и возрождение
социального гуманизма: Некоторые уроки для системных
наук .....................................................................................89
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ НАУКИ.
УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
2012.03.017. Доклад о конкурентоспособности Инновационного
союза 2011: (Аналитический отчет) ........................................96
2012.03.018. Лэйсите Л. Университетская политика коммерциализации
и ее применение в Нидерландах и США ....................101
2012.03.019. Спрингут М., Шлэйкьер С., Чэн Д. Программа
научной и технической модернизации Китая: Выводы для
политики обеспечения американской конкурентоспособности
...............................................................................................107
2012.03.020. Адамс Дж., Пендлбери Д. Материаловедение и
технологии: Отчет о международных исследованиях по
материаловедению и технологиям ..............................................114
2012.03.021. Лейдесдорф Л. Тройная спираль, четверная спираль...
и n-кратная спираль: Объясняющая модель для анализа
экономики, основанной на знаниях? ..................................117
Стр.4
2012.03.001
НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ.
ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА
2012.03.022. Доббинс М., Книлл К., Фёгтле Е.М. О теоретикометодологическом
контексте международного сравнительного
обследования управления высшим образованием ...........120
2012.03.023. Создание знания, организованного по принципу
социальных сетей, посредством междисциплинарного сотрудничества
/ Чак Э., Хёцлейн Р., Ким Д., Панко Дж. .............125
2012.03.024. Гуо Ш., Чейз М. Интернационализация высшего
образования: Интеграция интернациональных студентов в
академическую среду Канады .....................................................128
2012.03.025. Фраскет М., Кальдерон Х., Кервера А. Сотрудничество
университетов и промышленности с точки зрения
маркетинга взаимосвязей: Эмпирический анализ на примере
испанского университета .............................................................133
2012.03.026. Кантвел Б. Транснациональная мобильность и
международная академическая занятость: Контроль на
арене академической конкуренции .............................................137
2012.03.027. Ву В., Чжоу Ю. Третья миссия теряет скорость?
Технологический прогресс университетов в Китае .................141
2012.03.028. Пань Су Янь. Образование за рубежом, развитие
человеческого капитала и национальная конкурентоспособность:
Китайские стратегии притока умов ................................144
2012.03.029. Скэнлон Э. Цифровое будущее: Изменения в
гуманитарных науках, открытые образовательные ресурсы и
неизбежность междисциплинарности ........................................151
2012.03.030. Ренн К.А. Роль женских образовательных институтов
в международном контексте .............................................153
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ И ЗАГЛАВИЙ
РАБОТ, ОПИСАННЫХ НЕ НА АВТОРА..................................158
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ..........................................................159
5
Стр.5