Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635254)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы гуманитарных наук  / №2 2016

НИКОЛАЙ I В МОСКОВСКОМ БЛАГОРОДНОМ ПАНСИОНЕ В 1830 ГОДУ (100,00 руб.)

0   0
Первый авторВаськин
Страниц6
ID368904
АннотацияЕсли бы «Краткий обзор общественного мнения» был предоставлен Николаю I еще в 1826 году, то государь мог бы узнать из него немало интересного. Прежде всего, что вольнодумство из него, как и из Московского университета, никуда не исчезло. Более того, пансион был даже более опасен в этом отношении, ведь «семена» свободомыслия сеялись в головы его учеников в гораздо более раннем возрасте, а значит, в университетские стены приходили уже убежденные либералы-максималисты.
Васькин, А.А. НИКОЛАЙ I В МОСКОВСКОМ БЛАГОРОДНОМ ПАНСИОНЕ В 1830 ГОДУ / А.А. Васькин // Вопросы гуманитарных наук .— 2016 .— №2 .— С. 7-12 .— URL: https://rucont.ru/efd/368904 (дата обращения: 14.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Васькин А.А., лауреат Горьковской премии НИКОЛАЙ I В МОСКОВСКОМ БЛАГОРОДНОМ ПАНСИОНЕ В 1830 ГОДУ Во вторник государю императору благоугодно было обозревать Университетский Пансион1 . <...> Если бы «Краткий обзор общественного мнения» был предоставлен Николаю I еще в 1826 году, то государь мог бы узнать из него немало интересного. <...> Более того, пансион был даже более опасен в этом отношении, ведь «семена» свободомыслия сеялись в головы его учеников в гораздо более раннем возрасте, а значит, в университетские стены приходили уже убежденные либералы-максималисты. <...> Но это еще полбеды, если бы пансион не дал России столько декабристов! <...> «Москов ский университетский пансион приготовлял юношей, которые развивали новые понятия, высокие идеи о своем отечестве, понимали свое унижение, угнетение народное. <...> Гвардия наполнена была офицерами из этого заведения», – писал декабрист В.Ф. Раевский. <...> Неудивительно, что наконец-то «дошло до сведения государя императора, что между воспитанниками Московского университета, а наипаче принадлежащего к оному Благородного пансиона, господствует неприличный образ мыслей». <...> Строгонов должен был, в частности, выяснить, до какой степени неприличным является образ мыслей учеников пансиона: 1) Не кроется ли чего вредного для существующего порядка вещей и противного правилам гражданина и подданного в системе учебного преподавания наук? <...> 2) Каково нравственное образование юных питомцев, и доказывает ли оно благонамеренность самих наставников, ибо молодые люди обыкновенно руководствуются внушаемыми от надзирателей своих правилами». <...> То, что вредного в пансионе было много, можно догадаться не только по мемуарам Милютина. <...> Уже одно лишь подпольное чтение стихов казненного в 1826 году декабриста Кондратия Рылеева способно было ввергнуть петербургского ревизора в ужас. <...> Лермонтов, несомненно, читал в эти годы Рылеева, о котором он мог часто слышать от бабушкиного брата Аркадия Алексеевича <...>