Н.М. Твердынин Общество и научно-техническое развитие Второе издание, переработанное и дополненное Под редакцией доктора экономических наук, профессора Е.Н. Геворкян Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений ———————— Соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения Москва 2015 УДК 62(091)(075.8) ББК 30г. <...> я73-1 Т26 Рецензенты: кафедра прикладной механики Московского государственного университета дизайна и технологий (зав. кафедрой профессор Е.В. Андриенков) доктор педагогических наук, профессор Г.М. Гогиберидзе Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Твердынин, Николай Михайлович. <...> Т26 Общество и научно-техническое развитие: учеб. пособие для студентов вузов / Н.М. Твердынин; под ред. <...> Для студентов высших учебных заведений, обучающихся в магистратуре по направлениям 100100 «Сервис», 070600 «Дизайн», 070500 «Реставрация», 050100 «Естественно-научное образование», 050500 «Технологическое образование», 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)», 080100 «Экономика», 020800 «Экология и природопользование», 280200 «Защита окружающей среды» 270300 «Архитектура» и др. <...> Обучение по таким направлениям, как 100100 «Сервис», 070600 «Дизайн», 070500 «Реставрация», 050100 «Естественно-научное образование», 050500 «Технологическое образование», 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)», 080100 «Экономика», 020800 «Экология и природопользование», 280200 «Защита окружающей среды», 270300 «Архитектура», включает знакомство с вопросами, напрямую касающимися той роли, которую играет научно-технический прогресс в жизни современного общества. <...> Для <...>
Общество_и_научно-техническое_развитие._2-е_изд.,_перераб._и_ддлп._Учеб._пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._Гриф_НИИ_образования_и_науки..pdf
УДК 62(091)(075.8)
ББК 30ã.ÿ73-1
Ò26
Рецензенты:
кафедра прикладной механики
Московского государственного университета дизайна и технологий
(зав. кафедрой профессор Е.В. Андриенков)
доктор педагогических наук, профессор Г.М. Гогиберидзе
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Твердынин, Николай Михайлович.
Ò26
Общество и научно-техническое развитие: учеб. пособие
для студентов вузов / Н.М. Твердынин; под ред.
Å.Í. Ãåâîðêÿí. — 2-å èçä., ïåðåðàá. и äîï. — Ì.:
ЮНИТИ-ДАНА,
2015. — 175 ñ.
ISBN 978-5-238-02422-6
Агентство CIP РГБ
Цель пособия — формирование у студентов представлений о взаимном
влиянии процессов социального и научно-технического развития
на протяжении всей истории цивилизации. Приведены разнообразные
сведения по истории техники; дана оценка отдельным изобретениям
и технологиям в связи с изменением социальных отношений, влиянием
на политические процессы в обществе.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся в магистратуре
по направлениям 100100 «Ñåðâèñ», 070600 «Äèçàéí», 070500 «Ðåñòàâðàöèÿ»,
050100 «Естественно-научное îáðàçîâàíèå», 050500 «Технологическое
образование», 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)»,
080100 «Ýêîíîìèêà», 020800 «Ýêîëîãèÿ и природопользование»,
280200 «Çàùèòà окружающей ñðåäû» 270300 «Àðõèòåêòóðà» и äð. Может
быть использовано при изучении курсов социально исторической, историко-технологической
и философской направленности.
ББК 30ã.ÿ73-1
ISBN 978-5-238-02422-6
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2013
Принадлежит исключительное право на использование и распространение
издания (ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.). Воспроизведение всей книги или
какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в
интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2013
Стр.3
Оглавление
Предисловие
Актуальность курса
Цель преподавания
Общие пояснения по изучению курса
Тема 1. Взаимосвязь между социальным и научно-техническим
развитием. Краткий исторический очерк
Тема 2. Методы, применяемые при изучении истории
науки и техники
Тема 3. Социальная значимость материалов в развитии
техногенной цивилизации
Раздел 2. Технологии и материалы —
влияние на развитие общества
Тема 4. Древнейшие изобретения и их влияние на жизнь
первобытного человека
Тема 4.1. Технологии и материалы каменного века
Тема 4.2. Социальные изменения, происходившие
и древности, связанные с техникой
Тема 5. Древний мир
Тема 5.1. Технологии, материалы и конструкции
земледельческих цивилизаций древности
(Египет, Двуречье, Китай, Мезоамерика)
Тема 5.2. Технологии и материалы эпохи Античности
Тема 5.3. Социальные изменения, сопровождавшие эволюцию
технического развития древних цивилизаций
Тема 6. Техника и социум в Средние века
Тема 6.1. Технологии, материалы и конструкции эпохи
Средневековья
Тема 6.2. Социальные изменения, сопровождавшие
эволюцию технического развития в Средние века
Тема 7. Новое время и становление техники как особой
области деятельности
Тема 7.1. Появление промышленных технологий
и качественно новых материалов
173
3
3
4
5
Раздел 1. Введение в курс
«Общество и научно-техническое развитие» 7
8
11
14
17
18
18
20
21
21
23
26
29
29
31
34
34
Тема 7.2. Изменение социальной структуры общества
начиная с эпохи Великих географических открытий 35
Стр.174
Тема 7.3. Начало борьбы за раздел мира между великими
державами и влияние на этот процесс достижений
науки и техники (от Наполеоновских войн
до Первой мировой войны)
Тема 7.4. Возникновение технического образования
как специализированной области и его развитие
(Западная Европа, Россия)
Тема 8. Развитие науки и техники — одна из главных
составляющих социального развития XX в.
Тема 8.1. Масштабное развитие традиционных технологий
и возникновение новых материалов, их влияние
на жизнь общества
Тема 8.2. Развитие техники и конкуренция за влияние
в мире между великими державами в XX в.
(военная техника, ядерные технологии, освоение
космоса, робототехника)
Тема 8.3. Техногенная цивилизация и общество потребления —
взаимосвязь уровня развития технологии и образа
жизни (газовые зажигалки, капроновые чулки,
одноразовая посуда)
Тема 9. Футурологические прогнозы дальнейшей эволюции
цивилизации и ее технического развития
Раздел 3. Изменения в социально-политической жизни,
вызванные развитием отдельных
технологических областей
Тема 10. Металлургия и общество. Металлы как основа
техногенной цивилизации
Тема 11. Развитие транспорта и социальные изменения,
связанные с этим процессом
Тема 13. Освоение природных ресурсов в различные эпохи
и в разных странах (интенсивный и экстенсивный
подходы и их сочетание)
Тема 14. Военные технологии и социально-политические
изменения, связанные с их возникновением
и применением
Тема 15. Социальные проблемы, возникающие при внедрении
современных материалов и технологий
(переподготовка кадров, создание новых рабочих
мест, охрана окружающей среды и др.)
174
38
41
44
44
46
50
52
55
57
59
Тема 12. Решение энергетических проблем и общественное
развитие 62
69
71
76
Стр.175
Тема 16. Технологическое образование. Место преподавателя
технологии в социальной структуре современного
российского общества
Тема 18. Дифференциация взглядов на роль техники
на современном этапе развития общества
Тема 19. Предмет и структура современных технических
и технологических наук
Тема 20. Закономерности развития технических
и технологических наук
Раздел 5. Семинарские занятия
Краткие методические указания
Основные вопросы, разбираемые на семинарах
Темы рефератов и докладов
Примерные темы рефератов
Примерные темы докладов на семинарских занятиях
Основные понятия и термины
Литература
79
Раздел 4. Философские проблемы техники и технологии 83
Тема 17. Возникновение и развитие философии техники
83
91
96
130
149
149
151
156
156
157
159
171
175
Стр.176