Теплофизика и аэромеханика, 2016, том 23, № 2 УДК 533.65.013 Продольное регулирование динамики самолета на основе оптимизации параметров пропорционально-интегральнодифференциального регулирования С.Н. Дипа, Г. Судха Университет Анна, Региональный центр, Коимбатор, Тамилнаду, Индия E-mail: deepapsg@gmail.com, sudha.gunasekar@gmail.com В последние годы во многих областях промышленности, в том числе в авиационной отрасли, при разработке систем управления полетом широко используются пропорционально-интегрально-дифференциальные регуляторы для улучшения динамического поведения характеристик аппаратов. <...> В настоящей работе предлагается подобный регулятор для улучшения устойчивости и эффективности системы самолета общей авиации. <...> Проектирование параметров оптимального пропорционально-интегрально-дифференциального регулятора для управления тангажом самолета важно для расширения диапазона безопасного полета. <...> Разработана математическая модель для описания управления продольным тангажом самолета. <...> Использованы различные методы настройки, а именно, метод Зиглера−Николса (ЗН), модифицированный метод Зиглера−Николса, методы настройки Тиреуса−Луйбена, Астрома−Хаглунда. <...> Результаты показывают, что пропорционально-интегрально-дифференциальный регулятор для управления динамикой самолета по тангажу, настроенный по методу Зиглера−Николса, имеет лучшие показатели по сравнению с другими по устойчивости и эффективности во всех условиях. <...> Ключевые слова: динамика управления по тангажу, пропорционально-интегрально-дифференциальное регулирование, оптимальные параметры. <...> Введение В своё время братья Райт провели тысячи экспериментов с планерами при разработке оптимальной конструкции самолета. <...> Продолжением этих экспериментов стало проектирование самолетов с приемлемыми динамическими характеристиками. <...> Настоящая статья посвящена проектированию пропорционально-интегрально-дифференциального (ПИД) регулятора и поиску <...>