№1 АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС реформировАние педАгогического обрАзовАния и системы повышения квАлификАции учителей В. П. БорисенкоВ, о. <...> Х. розоВ (Институт стратегии развития образования РАО, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru) Обсуждается состояние и желательные направления реформирования системы подготовки школьных учителей и системы повышения их профессиональной квалификации. <...> Ключевые слова: подготовка преподавателей для средней школы, система педагогического образования, система повышения квалификации учителей. <...> Педагогическое образование относится к таким социокультурным феноменам, которые определяющим образом влияют не только на качество обучения и воспитания в школе, но и на развитие всех сторон жизнедеятельности общества С точки зрения общей стратегии развития страны, система “Учитель” — это звено в структуре общества, ухватившись за которое, можно вытащить всю цепь общественно-государственного благополучия и прогресса (Н Н Моисеев) Об этом убедительно свидетельствует отечественный опыт за последние два столетия, в котором находит четкое отражение корреляция между качественными показателями развития педагогического корпуса страны и ее достижениями в самых разных областях (производство, наука, космос, образование, искусство, идейно-политическое воспитание молодежи, духовно-нравственное состояние общества и др ) Справедливо и обратное: вызванные внутренними и внешними причинами (социально-политические катаклизмы, войны, ошибочные или недостаточно продуманные действия властей и др ) влекли за собой исход из учительской профессии лучших ее представителей, что неизбежно имело своим следствием падение качества и социально-экономической эффективности образования (здесь следует искать причины таких явлений, как феминизация учительского корпуса в нашей стране, падение уровня <...>