Винник (учебно-научный Музей землеведения МГУ имени М. В. Ломоносова; ФГУП “Всероссийский институт авиационных материалов”; механико-математический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: vin_nik@mail.ru) В статье проведен анализ платформ массовых открытых онлайн курсов (МООК), выявлены недостатки и достоинства МООК. <...> Рассмотрена роль учебного и научного кино в МООК. <...> Предложена модель, схема организации системы онлайн образования с использованием массовых открытых онлайн курсов, при реализации которой можно устранить присущие массовым онлайн курсам недостатки: низкую социализацию и уровень личного контакта студентов и преподавателей, низкую мотивацию студентов и чрезмерную фрагментацию, раздробленность, несистемность обучения в рамках одной специальности. <...> Обсуждена роль образовательных траекторий при построении программ дистанционного обучения и МООК в частности. <...> Предложены способы построения образовательных траекторий с учетом индивидуальных особенностей и пожеланий обучающегося. <...> Сформулированы правила для построения онлайн образовательных систем с использованием МООК. <...> Сформулированы основные правила по написанию учебного видео и предложена система отклика как для авторов курса, так и для слушателей с целью определения возможности улучшения видеокурса. <...> Ключевые слова: массовые открытые онлайн курсы, дистанционное образование, образовательная траектория, построение онлайн курса. <...> Введение Существующие платформы МООК действуют в рамках англо-саксонской модели образования без учета моделей образования и образовательных традиций других стран В статье будет предложена модель системы обучения с использованием МООК, устраняющая недостатки существующих систем МООК и более соответствующая Российской системе образования Массовые открытые онлайн курсы (Massive open online courses) иногда могут называть мультимедиа онлайн (Multimedia online open courses) открытыми курсами, в большинстве случаев эти <...>