М., "Художественная литература", 1981
Подготовка текста и примечания Т. А. Акимовой, Г. Н. Антоновой, А. А. Демченко, А. А. Жук, В.
В. Прозорова
Менее десяти лет Чернышевский интенсивно занимался литературной критикой -- с 1853 по 1861
год. <...> Чернышевский был преемником Белинского, и в понимании задач критики он отталкивался от
опыта своего гениального предшественника. <...> Как известно, возникшая к 1859 году в стране революционная ситуация не переросла в
революцию, но именно о коренном революционном преобразовании русской жизни думали лучшие
люди той эпохи. <...> С февральского номера "Современника" за 1854 год, где Чернышевский опубликовал статью о
романе и повестях М. Авдеева <...> Первые критические выступления Чернышевского совпали с работой над знаменитым трактатом
"Эстетические отношения искусства к действительности". <...> При терминологической щепетильности можно заметить известную механистичность
подобной классификации художественных целей: ведь в самом воспроизведении уже заключен
объясняющий момент. <...> Теоретик искусства подчеркивал словом "приговор" активное авторское отношение к
воспроизводимому реальному объекту. <...> В целом же диссертация своим последовательно материалистическим пафосом, глубоким
философским обоснованием приоритета жизни перед искусством, определением общественного
характера художественного творчества ("общеинтересное в жизни -- вот содержание искусства") явилась
замечательным манифестом русского реализма. <...> 1853--1854 годы -- конец
"мрачного семилетия" (по терминологии той поры), политической реакции, наступившей в России после
1848 года, года революционных событий во многих странах Европы. <...> Многие критики этой ориентации пытались убедить читателя в том, что пушкинское творчество и
есть такой "мир поэзии". <...> Это утверждал, например, Анненков, сделавший немало для пропаганды
пушкинского наследия и прекрасно издавший собрание сочинений великого поэта <...>
Классик_русской_критики.pdf
П. А. Николаев
Классик русской критики
Н. Г. Чернышевский. Литературная критика. В двух томах. Том 1.
М., "Художественная литература", 1981
Подготовка текста и примечания Т. А. Акимовой, Г. Н. Антоновой, А. А. Демченко, А. А.Жук, В.
В. Прозорова
Менее десяти лет Чернышевский интенсивно занимался литературной критикой -- с 1853 по 1861
год. Но эта его деятельность составила целую эпоху в истории русской литературно-эстетической мысли.
Придя в некрасовский "Современник" в 1853 году, он вскоре возглавил критико-библиографический
отдел журнала, ставший идейным центром литературных сил страны.
Чернышевский был преемником Белинского, и в понимании задач критики он отталкивался от
опыта своего гениального предшественника. Он писал: "Критика Белинского все более и более
проникалась живыми интересами нашей жизни, все лучше и лучше постигала явления этой жизни, все
решительнее и решительнее стремилась к тому, чтобы объяснить публике значение литературы для
жизни, а литературе те отношения, в которых она должна стоять к жизни, как одна из главных сил,
управляющих ее развитием".
Что может быть выше подобной роли критики -- влиять на художественное творчество, которое
могло бы "управлять" действительностью? Этот "руководительный пример" Белинского был
основополагающим для Чернышевского-критика.
Время литературно-критической деятельности Чернышевского -- это годы назревания социальноэкономических
перемен в русской жизни, когда вековечная крестьянская проблема в России со всей
силой потребовала своего решения. Самые различные общественные силы -- реакционно-монархические,
либеральные и революционные -- пытались участвовать в этом решении. Их социальный и идейный
антагонизм со всей очевидностью обнаружился после крестьянской реформы, объявленной
самодержавием в 1861 году.
Как известно, возникшая к 1859 году в стране революционная ситуация не переросла в
революцию, но именно о коренном революционном преобразовании русской жизни думали лучшие
люди той эпохи.
И первый среди них -- Чернышевский. Он поплатился заключением в крепости и долгими годами
ссылки за свою революционно-политическую деятельность, и эта трагическая судьба не была для него
неожиданной. Он предвидел ее еще в свои молодые годы. Кому не памятен его разговор в Саратове с
будущей женой: "У меня такой образ мыслей, что я должен с минуты на минуту ждать, что вот явятся
жандармы, отвезут меня в Петербург и посадят меня в крепость... У нас будет скоро бунт... я буду
непременно участвовать в нем".
Эти слова Чернышевский записал в 1853 году, в этом же году он приступил к литературной
работе в петербургских журналах (сначала в "Отечественных записках", а затем в "Современнике").
С февральского номера "Современника" за 1854 год, где Чернышевский опубликовал статью о
романе и повестях М. Авдеева, его критические выступления в этом журнале стали регулярными. В том
же году последовала публикация статей о романе Е. Тур "Три поры жизни" и комедии Островского
"Бедность не порок". Тогда же была опубликована статья "Об искренности в критике".
Революционное сознание молодого литератора не могло выразиться в его первых критических
статьях. Но и в этих его выступлениях анализ конкретных художественных произведений подчинен
решению больших общественно-литературных задач. По своему объективному смыслу требования,
которые предъявлял молодой критик к литературе, имели серьезное значение для ее дальнейшего
развития.
Первые критические выступления Чернышевского совпали с работой над знаменитым трактатом
"Эстетические отношения искусства к действительности". Если бы Чернышевский ни разу не оценил
конкретные явления текущего литературного процесса, он все равно оказал бы этой диссертацией
огромное влияние на литературно-критическую мысль. "Эстетические отношения..." составили
теоретическую, философскую основу самой критики.
Помимо принципиально важной для литературной критики формулы "прекрасное есть жизнь", в
диссертации есть замечательное определение задач искусства. Их три: воспроизведение, объяснение,
приговор. При терминологической щепетильности можно заметить известную механистичность
подобной классификации художественных целей: ведь в самом воспроизведении уже заключен
Стр.1