УДК 1(075.8)
ББК 87я73
Т 76
Учебное пособие составлено на основе Федеральных государственных образовательных
стандартов высшего образования.
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ
ВО Ижевская ГСХА, протокол № 1 от «1» марта 2016 г.
Рецензенты:
Ф.Н. Поносов – д-р философ. наук, проф. ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА
Г.М. Тихонов – д-р философ. наук, проф. ФГБОУ ВО ИжГТУ
имени М.Т. Калашникова
Т 76
Трофимов, В.К.
Философия : курс лекций: учебное пособие / В.К. Трофимов. –
Ижевск : ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016. – 396 с.
Учебное пособие содержит материал вузовского курса философии.
Предназначено для студентов, обучающихся по программам подготовки
бакалавра и специалиста, лиц, сдающих вступительный экзамен по философии
в аспирантуру, а также для всех заинтересованных читателей.
УДК 1(075.8)
ББК 87я73
© ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016
© Трофимов В.К., 2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ
И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
1.1 Понятие мировоззрения. Знания, ценности, убеждения, идеалы,
вера в структуре мировоззрения. Мироощущение и миропонимание
как уровни мировоззрения. Соотношение философии
и мировоззрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
1.2 Исторические типы мировоззрения: мифология, религия,
философия. Возникновение философии и особенности
философского мировоззрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
1.3 Основные вопросы и типы философии. Материализм
и идеализм как способы миропонимания, их исторические формы.
Относительность противоположности материализма и идеализма. . . .17
1.4 Философия в системе культуры. Философия и наука.
Структура и функции философии. Роль философии в жизни
человека и общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
ГЛАВА 2. ОНТОЛОГИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ
О БЫТИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
2.1 Проблема бытия в истории философии. Основные
формы бытия: природа, общество, дух, человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.2 Проблема субстанции в философии. Материя
как философская категория. Историческое развитие
научно-философского понятия материи. Основные свойства материи.
Структурное многообразие материального мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
2.3 Движение, его противоречивость и основные формы. Движение
и покой, движение и развитие, прогресс и регресс. . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
2.4 Пространство и время. Понятия пространства и времени.
Субстанциональная и реляционная концепции пространства
и времени. Специфика пространственно-временных отношений
в природных, социальных, психологических процессах. . . . . . . . . . . . . 44
ГЛАВА 3. ДУША ЧЕЛОВЕКА КАК ФОРМА БЫТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . 50
3.1 Проблема души человека в истории философии.
Единство и различие тела и души. Душа как субъективная
реальность. Проблема идеального.
Структура душевного мира. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
3.2 Бессознательное, его виды, роль в жизнедеятельности
человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
3.3 Сознание, его сущность и происхождение. Основные формы
сознания: воля, чувства, мышление. Связь мышления и языка. . . . . . 64
3.4 Самосознание, его связь с сознанием, роль в деятельности
человека. Самопознание, самооценка, саморегуляция как стороны
самосознания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .71
3.5 Личный дух и духовный мир человека. Стремление к Добру,
Истине и Красоте – проявления духовности человека . . . . . . . . . . . . . . .74
3
Стр.3
Философия
ГЛАВА 4. ДИАЛЕКТИКА: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ
О ВСЕОБЩИХ СВЯЗЯХ И РАЗВИТИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
4.1 Диалектика и ее исторические формы. Структура диалектики:
объективная и субъективная диалектика; принципы, законы
и категории диалектики. Метафизика и ее основные разновидности . .77
4.2 Закон единства и взаимоисключения противоположностей.
Противоречие, его структура и типы. Специфика социальных
противоречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
4.3 Закон взаимоперехода количественных и качественных
изменений. Качественные и количественные характеристики вещей.
Понятие меры. Скачок и его формы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91
4.4 Закон отрицания отрицания. Диалектическое
и метафизическое понимание отрицания. Цикличность
и поступательность прогрессивных изменений.
Повторяемость в процессе прогрессивного развития. . . . . . . . . . . . . . . . 98
4.5 Категории диалектики: единичное и общее; сущность
и явление; содержание и форма; причина и следствие;
необходимость и случайность; возможность и действительность. . . . .104
4.6 Системность и нелинейность бытия. Синергетика
и глобальный эволюционизм как современные формы
диалектического миропонимания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .116
ГЛАВА 5. ГНОСЕОЛОГИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ
О ПОЗНАНИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
5.1 Проблема познаваемости мира в философии. Субъект
и объект познания. Практика и ее роль в познании . . . . . . . . . . . . . . . 123
5.2 Чувственное и рациональное познание, их основные формы
и взаимосвязь. Интуиция и ее место в познании. Роль приборов
в познавательной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
5.3 Учение об истине. Классическая и неклассические
концепции истины. Субъективное и объективное
в истине. Диалектика абсолютного и относительного
знания в истине. Конкретность истины. Критерии истины.
Практика как основной критерий истины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .134
5.4 Научное познание, его основные методы и формы.
Общелогические методы, методы эмпирического
и теоретического познания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .140
ГЛАВА 6. АНТРОПОЛОГИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ
О ЧЕЛОВЕКЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .148
6.1 Проблема человека в истории философии. Философские концепции
сущности человека: космоцентризм, теоцентризм, социоцентризм,
антропоцентризм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .148
6.2 Антропосоциогенез и его комплексный характер.
Основные концепции происхождения человека.
Природные и социальные предпосылки антропосоциогенеза.
Роль труда, языка и общения в процессе антропосоциогенеза.
Соотношение биологического и социального в человеке. . . . . . . . . . . . .152
6.3 Человек как личность. Понятия «человек» и «личность».
Социокультурная среда и личность. Типология личности.
Диалектика свободы и необходимости в деятельности личности . . . .157
4
Стр.4
6.4 Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия
в духовном опыте человечества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .165
ГЛАВА 7. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ: СУЩНОСТЬ
ОБЩЕСТВА И ЕГО СТРУКТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .169
7.1 Понятие общества. Деятельность – специфический
способ существования общества. Социально-философские концепции
сущности общества: натурализм, идеализм, материализм.
Соотношение общественного бытия и общественного сознания.
Современные подходы к пониманию сущности общества
и необходимость синтеза социально-философского знания. . . . . . . . . .169
7.2 Экономическая сфера общества. Структура экономической сферы:
производительные силы и производственные отношения . . . . . . . . . . .174
7.3 Социальная сфера общества. Понятие социальной
сферы и ее структура. Виды социальных групп и общностей:
классы, социально-профессиональные, социально-демографические,
территориально-поселенческие, национально-этнические . . . . . . . . . .182
7.4 Политическая сфера общества. Политика и власть.
Политическая организация общества и ее структура.
Возникновение, сущность, функции, типы и формы
государства. Понятие правового государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .187
7.5 Духовная сфера общества. Понятие духовной сферы. Основные
формы духовной жизни: религия, мораль, искусство, наука . . . . . . . . .192
ГЛАВА 8. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА И БУДУЩЕЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .201
8.1 Общество как саморазвивающаяся система. Проблема
закономерности исторического процесса. Общественный прогресс
и его критерии. Эволюционный и революционный типы развития
общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .201
8.2 Источники и движущие силы исторического процесса.
Объективные условия и субъективный фактор в историческом
развитии. Роль народа, социальных групп и личности в истории.
Проблема насилия и ненасилия в общественном развитии. . . . . . . . . 207
8.3 Формационный подход к развитию общества. Понятие и типы
общественно-экономической формации. Базис и надстройка
в структуре общественно-экономических формаций.
Диалектика производительных сил и производственных отношений
как источник формационного развития. Ограниченность
формационного подхода к развитию общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .214
8.4 Цивилизационный подход к развитию общества.
Формирование и сущность цивилизационного подхода.
Цивилизации как локальные культурно-исторические типы общества.
Культурно-историческое своеобразие российской цивилизации
и русского менталитета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
8.5 Человечество перед лицом глобальных проблем современности.
Понятие и классификация глобальных проблем. Сценарии будущего:
гипотеза ноосферы, пределы роста, информационное общество,
столкновение цивилизаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
5
Стр.5
Философия
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
ГЛАВА 9. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
9.1 Философская мысль в Древней Индии. Локаята.
Джайнизм. Буддизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
9.2 Философия Древнего Китая. Конфуцианство. Даосизм . . . . . . . . . 239
ГЛАВА 10. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
10.1. Проблема первоосновы мира в греческой философии.
Фалес. Анаксимандр. Анаксимен. Гераклит. Демокрит. . . . . . . . . . . . 243
10.2 Проблема человека в греческой философии. Софисты. Сократ . . 248
10.3 Философия Платона. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
10.4 Философская система Аристотеля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
ГЛАВА 11. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
11.1 Общая характеристика и теоцентрическая ориентация
средневековой философии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
11.2 Средневековая патристика и средневековая
схоластика. А. Августин. Ф. Аквинский. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
11.3 Философия арабского Востока в Средние века. Авиценна.
Аверроэс. Аль-Газали. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .276
ГЛАВА 12. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . .279
12.1 Антропоцентрический и гуманистический характер
философии Возрождения. Л. Валла. М. Монтень. Н. Макиавелли . . 280
12.2 Формирование новой картины мира
и натурфилософия Возрождения. Н. Коперник,
Г. Галилей, Н. Кузанский, Дж. Бруно . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
12.3 Протестантизм и реформация. М. Лютер.
Т. Мюнцер. Я. Бёме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
ГЛАВА 13. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
И ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
13.1 Особенности философии Нового времени. Проблема научного
метода: эмпирическая философия Ф. Бэкона и рационалистическая
философия Р. Декарта.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
13.2 Философия французского Просвещения.
Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
ГЛАВА 14. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХVIII-ХIХ ВВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
14.1 Философия И. Канта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304
14.2 Философская система Гегеля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
14.3 Антропологическая философия Л. Фейербаха . . . . . . . . . . . . . . . . .312
14.4 Марксистская философия.К. Маркс. Ф. Энгельс . . . . . . . . . . . . . . .316
14.5 Кризис традиционной формы философского знания.
Иррационалистическая философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше . . . .321
ГЛАВА 15. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ . . . . . . . . . . .327
15.1 Специфические особенности современной
западной философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .327
15.2 Позитивизм и его современные формы. О. Конт.
Л. Витгенштейн. К. Поппер. Т. Кун . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .331
6
Стр.6
15.3 Прагматизм. Ч. Пирс. У. Джемс. Д. Дьюи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336
15.4 Экзистенциализм. М. Хайдеггер. Ж.-П. Сартр . . . . . . . . . . . . . . . . 340
15.5 Психоаналитическая философия. З. Фрейд. Э. Фромм. . . . . . . . . 344
15.6 Социокультурный и философский смысл
постмодернизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 348
ГЛАВА 16. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
16.1 Особенности и становление русской философии.
М.В. Ломоносов. А.Н. Радищев. П.Я. Чаадаев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
16.2 Славянофильство и западничество как течения
русской философской и общественной мысли.
А.С. Хомяков. И. В. Киреевский. В.Г. Белинский . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359
16.3 Материализм в русской философии ХIХ в. М.А. Бакунин.
А.И. Герцен. Н.Г. Чернышевский. И.М. Сеченов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365
16.4 Русская религиозная философия. Ф.М. Достоевский.
В.С. Соловьев. Н.А. Бердяев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .370
16.5 Философия русского космизма. Н.Ф. Федоров. К.Э. Циолковский.
А.Л. Чижевский. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .375
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .381
ПЕРСОНАЛИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392
ОБ АВТОРЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395
7
Стр.7