МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТЮТЧЕВА А мы - Леонтьева и Тютчева Сумбурные ученики . <...> Г. Иванов Хотя Федор Тютчев — наряду с Пушкиным, Лермонтовым и Некрасовым, кажется, признан ныне безоговорочным классиком русской литературы, — до сих пор нет научно подготовленного полного собрания его сочинений, и в этом он разделяет судьбу других великих наших поэтов — Державина, Жуковского, Баратынского. <...> Причем, ежели личность Тютчева, пусть и без должной полноты, а порой и с вызывающими недоумение инсинуациями* исследователями и любителями все-таки кое-как обрисована, его мировоззрение, мирочувствование и политическое мышление затушеваны: не издана публицистика, до последнего времени не публиковалась объемно и переписка. <...> И это, естественно, далеко не случайно: Тютчев не вписывается в каноническую советскую схему русской культуры, и по сей день оценивающей убеждения того или иного писателя по его соотнесенности с революционными демократами. <...> Правда, в последнее время твердокаменная "историософия" литературоведения дает, кажется, изрядные трещины: вышедшие недавно в ЖЗЛ (и что особенно денно — массовым тиражом) книги о Жуковском, Гоголе, Достоевском — в смысле разрушения традиционного прогрессисток ого мифа — намного духовнее большинства эмигрантских эссеиста чески х рассуждении. <...> Тем не менее, и доселе лучший очерк идейной системы Тютчева, принадлежащий перу его зятя И. С. Аксакова Ф. И. <...> 308 и увидевший свет ровно сто лет назад в 1886 году — переиздан в ущербном и обкорнанном виде: от блестяще интерпретированного Аксаковым политического мышления Тютчева советская цензура ничего не оставила, скромным значком отрезав самое интересное у Аксакова и отнюдь не удосужившись объяснить — почему. <...> То есть сегодня особенно актуальны слова поэта (даже и в отношении его собственного духовного наследия) в статье "О цензуре в России" (ноябрь 1857 г.): "Если среди многих других, существует истина, которая опирается на полнейшей очевидности <...>