Согласно этой модели цель бизнеса не в извлечении прибыли, а в создании социальных благ: например, в том, чтобы накормить бедняков. <...> Экономическая модель профессора Юнуса не абстракция — он в первую очередь практик, создавший множество предприятий у себя на родине в Бангладеш, а также в развивающихся странах по всему миру, что позволило миллионам людей избавиться от бедности. <...> В 1976 году он основал Грамин Банк (Grameen Bank — в переводе с бенгальского «деревенский банк»), выдававший микрокредиты бедным бангладешцам первоначально на основе «системы солидарности», когда члены небольших групп могли объединиться, и тогда на них возлагались коллективная ответственность за возвращение кредитов. <...> За 30 лет Грамин Банк выдал кредитов на сумму 5,72млрд. долларов США. <...> ВВЕДЕНИЕ Все начиналось с рукопожатия Основанная мною микрокредитная организация Грамин Банк с успехом оказывает финансовые услуги малообеспеченным жительницам Бангладеш, поэтому меня часто приглашают выступать перед слушателями, которых интересуют пути улучшения жизни женщин. <...> За несколько дней до поездки во Францию парижскому координатору моего визита пришло сообщение от Франка Рибу, председателя правления и генерального директора Данон — крупной французской корпорации (в Америке она называется Dannon). <...> Поскольку вскоре профессору предстоит поездка в Довилль, не согласится ли он пообедать с г-ном Рибу в Париже? <...> Но я не был уверен, удастся ли включить предложенную встречу в мой и без того насыщенный график поездки, и сообщил координатору, что буду рад встретиться с г-ном Рибу, если мы найдем для этого время. <...> Очень скоро я убедился, что Франк Рибу и его коллеги хорошо знакомы с деятельностью Грамин Банка. <...> Я рассказал г-ну Рибу и его коллегам о том, как микрокредитование завоевывало популярность во всем мире, особенно в развивающих 10 СОЗДАВАЯ МИР БЕЗ БЕДНОСТИ ся странах, благодаря тысячам микрокредитных организаций, созданных некоммерческими <...>
Создавая_мир_без_бедности_Социальный_бизнес_и_будущее_капитализма.pdf
УДК 336.77:364.04
ББК 65.9-94
Ю56
Перевод книги осуществлен при поддержке
Правительства Москвы
Издана коммерческим тиражом при спонсорской
поддержке Национального банка «ТРАСТ»
Переводчик И.В. Савельева
Юнус М.
Ю56
Создавая мир без бедности: Социальный бизнес и будущее капитализма / Мухаммад
Юнус, Алан Жоли. — М.: Альпина Паблишерз, 2010. — 307 с.
ISBN 978-5-9614-1232-1
В своей книге лауреат Нобелевской премии мира Мухаммад Юнус предлагает
новую экономическую модель — «социальный бизнес». Согласно этой модели цель
бизнеса не в извлечении прибыли, а в создании социальных благ: например, в том,
чтобы накормить бедняков. Однако речь не идет о благотворительности, поскольку
инвесторам возвращают их начальные вложения, но при этом вся прибыль реинвестируется
в тот же бизнес, напрямую связанный с социальной целью. Автор также предлагает
подход микрофинансирования, когда небольшие суммы денег выдаются в качестве
кредитов беднякам на создание и развитие малого бизнеса. Это позволяет им
получить доход и обеспечить себе достойную жизнь.
Экономическая модель профессора Юнуса не абстракция — он в первую очередь
практик, создавший множество предприятий у себя на родине в Бангладеш, а также
в развивающихся странах по всему миру, что позволило миллионам людей избавиться
от бедности.
УДК 336.77:364.04
ББК 65.9-94
Исключительные права на печать и публикацию книги на
русском языке НП «НАУМИР».
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может
быть воспроизведена в какой бы то ни было форме
и какими бы то ни было средствами, включая размещение
в сети Интернет и в корпоративных сетях, а также
запись в память ЭВМ для частного или публичного использования,
без письменного разрешения владельца авторских
прав. По вопросу организации доступа к электронной
библиотеке издательства обращайтесь по
адресу lib@alpinabook.ru.
© 1997 by Editions JC Latt`
ISBN 978-5-9614-1232-1 (рус.)
ISBN 978-2-7096-1805-2 (фр.)
es
© Исключительные права на печать и
публикацию книги на русском языке.
НП «НАУМИР», 2010
© Оформление. ООО «Альпина Паблишерз»,
2010
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Об авторе .............................................................................................6
Введение ........................................................................................8
Часть первая
ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО БИЗНЕСА ................. 15
1. Бизнес нового типа ................................................................. 17
2. Социальный бизнес: каким он может или не может быть ........ 36
Часть вторая
ЭКСПЕРИМЕНТ «ГРАМИН» ................................................59
3. Микрокредитование — это настоящая революция .................. 61
4. От микрокредитования к социальному бизнесу ....................... 98
5. Борьба с бедностью: в Бангладеш и не только ...................... 126
6. Бог в деталях ........................................................................ 154
7. Йогурт за йогуртом .............................................................. 175
Часть третья
МИР БЕЗ БЕДНОСТИ ........................................................... 191
8. Расширение рынка................................................................ 193
9. Информационные технологии, глобализация
и преобразованный мир ........................................................ 216
10. Опасности благосостояния................................................... 234
11. Место бедности — в музее ................................................. 255
Заключение ............................................................................... 267
Алфавитный указатель .............................................................. 281
Стр.5