Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 468934)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Эстетические отношения искусства к действительности

0   0
Первый авторЧернышевский Николай Гаврилович
Страниц14
ID3642
АннотацияАвторецензия на диссертацию.
Кому рекомендованоФилософия и эстетика
Чернышевский, Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности : Статья / Н.Г. Чернышевский .— 1855 .— 14 с. — Философия

Предпросмотр (выдержки из произведения)

1855 <Авторецензия> Системы понятий, из которых развились господствующие доселе эстетические идеи, уступили ныне место другим воззрениям на мир и человеческую жизнь, быть может, менее заманчивым для фантазии, но более сообразным с выводами, которые дает строгое, непредубежденное исследование фактов при настоящем развитии естественных, исторических и нравственных наук. <...> Автор рассматриваемой нами книги думает, что при тесной зависимости эстетики от общих наших понятий о природе и человеке, с изменением этих понятий должна подвергнуться преобразованию и теория искусства. <...> Мы не беремся решить, до какой степени справедлива его собственная теория, предлагаемая в замену прежней, - это решит время, и сам г. Чернышевский признается, что "в его изложении может найтись неполнота, недостаточность или односторонность"; но действительно, надобно согласиться, что господствующие эстетические убеждения, лишенные современным анализом метафизических оснований, на которых так самоуверенно возвысились в конце предыдущего и начале нынешнего века, должны искать себе других опор или уступить место другим понятиям, если не будут вновь подтверждены строгим анализом. <...> Автор положительно уверен, что теория искусства должна получить новый вид, - мы готовы предположить, что это так и должно быть, потому что трудно устоять отдельной части общего философского здания, когда оно все перестраивается. <...> В каком же духе должна измениться теория искусства? <...> Уважение к действительной жизни, недоверчивость к априорическим, хотя б и приятным для фантазии, гипотезам вот характер направления, господствующего ныне в науке", говорит он, и ему кажется, что "необходимо привести к этому знаменателю и наши эстетические убеждения". <...> Чтобы достичь этой цели, сначала он подвергает анализу прежние понятия о сущности прекрасного, возвышенного, трагического, об отношении фантазии к действительности, о превосходстве искусства над действительностью <...>
Эстетические_отношения_искусства_к_действительности.pdf
Н. Г. Чернышевский. Эстетические отношения искусства к действительности. ------------------------------------------------------------------------Библиотека "Огонек". Издательство "Правда", 1974. ------------------------------------------------------------------------Соч. Н. Чернышевского, СПБ. 1855 <Авторецензия> Системы понятий, из которых развились эстетические идеи, уступили ныне место другим господствующие воззрениям на доселе мир человеческую жизнь, быть может, менее заманчивым для фантазии, но более сообразным с выводами, которые дает строгое, непредубежденное исследование фактов при настоящем развитии естественных, исторических и нравственных наук. Автор рассматриваемой нами книги думает, что при тесной зависимости эстетики от общих наших понятий о природе и человеке, с изменением этих понятий должна подвергнуться преобразованию беремся решить, до какой степени справедлива и теория его эстетические убеждения, лишенные собственная современным искусства. Мы не теория, предлагаемая в замену прежней, - это решит время, и сам г. Чернышевский признается, что "в его изложении может найтись неполнота, недостаточность или односторонность"; но действительно, надобно господствующие согласиться, что анализом метафизических оснований, на которых так самоуверенно возвысились в конце предыдущего и начале нынешнего века, должны искать себе других опор или уступить место другим понятиям, если не будут вновь подтверждены строгим анализом. Автор положительно уверен, что теория искусства должна получить новый вид, - мы готовы предположить, что это так и должно быть, потому что трудно устоять отдельной части общего философского здания, когда оно все перестраивается. В каком же духе должна измениться для теория фантазии, гипотезам - вот характер превосходстве искусства прежние над отношении искусства? "Уважение к действительной жизни, недоверчивость к априорическим, хотя б и приятным направления, господствующего ныне в науке", говорит он, и ему кажется, что "необходимо привести к этому знаменателю и наши эстетические убеждения". Чтобы достичь этой цели, сначала он подвергает анализу прекрасного, возвышенного, трагического, об действительности, о понятия стремление человека к созданию произведений о содержании и существенном значении искусства, или о потребности, из которой происходит действительностью, о искусства. Обнаружив, как ему кажется, что эти понятия не выдерживают критики, он из анализа фактов старается извлечь новые понятия, по его мнению, более соответствующие общему характеру идей, принимаемых наукою в наше время. Мы сказали уже, что не беремся решать, до какой несправедливы мнения автора, и ограничимся только изложением их, замечая недостатки, особенно поразившие нас. Литература степени справедливы или и поэзия имеют для нас, русских, такое огромное значение, какого, можно сказать наверное, не имеют нигде, и потому вопросы, которых касается автор, заслуживают, кажется нам, внимания читателей. Но действительно ли заслуживают? - в этом очень позволительно усомниться, потому что и сам автор, повидимому, не совершенно в том уверен. Он считает нужным оправдываться в выборе предмета для своего исследования: "Ныне век монографий, - говорит он в предисловии, - и мое сочинение может подвергаться упреку в несовременности. Зачем автор избрал такой общий, такой обширный вопрос, как эстетические отношения искусства действительности, предметом своего исследования? Почему не избрал он какого-нибудь специального вопроса, как это ныне большею частью делается?" "Автору кажется, - отвечает он в свое оправдание, - что бесполезно толковать об основных вопросах науки только тогда, когда нельзя сказать о них ничего нового и основательного. Но когда к сущности фантазии к и выработаны материалы для нового воззрения на основные вопросы нашей специальной науки, и можно, и должно высказать эти основные идеи, если еще стоит говорить об эстетике". А нам кажется, что автор или не совершенно ясно понимает положение дела, или очень скрытен. Нам кажется, что напрасно не подражал он одному писателю, который к своим сочинениям сочинил следующего рода предисловие: "Мои сочинения - обветшалый хлам, потому что ныне вовсе не следует толковать о предметах, сущность которых разоблачается мною; но так как многие не находят для своего ума более живого занятия, то для них будет небесполезно предпринимаемое мною издание" Если бы г. Чернышевский решился последовать этой откровенности, то он мог бы сказать в предисловии так: "Признаюсь, что нет особенной необходимости распространяться об примерной эстетических вопросах в наше
Стр.1