Дьяков* ОНТОЛОГИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ: ИСТОРИЗМ КАК ИДЕОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОСТИ** Статья обращается к феномену французского Просвещения как к ключевому моменту в истории современной западной цивилизации. <...> Автор всесторонне рассматривает тезис о том, что основным содержанием Просвещения является вопрошание о собственной современности. <...> Предлагается общая характеристика и типология этого самовопрошания, оказывающегося, по мысли автора, проблематизацией собственного положения в историческом процессе. <...> Непосредственная связь идеологии Просвещения с историзмом, рассматриваемая в этом свете, позволяет говорить о некоем онтологическом проекте, лежащем в основании европейского модерна. <...> Ontology of Enlightenment: historicism as an ideology of moThe article addresses to the phenomenon of the French Enlightenment as a key moment in the history of the modern Western civilization. <...> The author revolves the thesis that the main content of the Enlightenment is the questioning on its own modernity. <...> He suggests the general characteristic and typology of this self-questioning which is, according to author’s thought, the problematization of one’s own position in the historic process. <...> The immediate relation of the Enlightenment ideology with historicism that is considered in this light, allows to speak about some ontological project that underlies the European modern. <...> В 1784 г. Иммануил Кант заявил, что «Просвещение — это выход человека из состояния несовершеннолетия» [И. Кант <...> Философия всегда искала основание для собственного дискурса, но Фуко, как нам представляется, прав в том отношении, что именно в эпоху Просвещения, изнутри Просвещения и от его имени философия впервые смогла отчетливо сформулировать этот вопрос. <...> В этот момент философия делает возможной онтологию собственного дискурса. <...> Конечно, вопрошание о собственной современности — вопрошание о том, что это за время, которое мыслящий субъект может назвать своим, — приобретает систематический характер лишь post factum, т.е. когда точка, в которой это вопрошание было возможно, уже пройдена. <...> Ясперс заводит речь о «духовной ситуации времени», ему <...>