Зеев ВОЛЬФСОН История одного отступления В январе 1985 года газета «Правда» опубликовала пространное интервью с философом и филологом Алексеем Федоровичем Лосевым. <...> Если учесть, что последний раз «Правда» высказывалась о Лосеве в январе 1931 года, призывая искоренять «откровенно поповско-контрреволюционный идеализм типа Лосева», то нельзя не признать нынешнюю ситуацию необычной для советской истории. <...> Значительное число этих книг переводится и издается в европейских странах, причем без всякой советской инициативы. <...> Многотомная лосевская «История античной эстетики» стоит на видном месте в любой крупкой библиотеке Союза. <...> Лосева ни разу не выдвигали в Академию Наук ССС Р и даже в мало кому известную и мало престижную Академию Педагогических наук. <...> О Лосеве как о специалисте по истории искусства и культуры Эллады и Рима написано немало в Советском 241 Союзе. <...> О философии раннего (доантичного) Лосева есть профессиональные публикации на Западе*. <...> Поэтому цель данной статьи я вижу не в анализе его философских, исторических и филологических концепций, а в том, чтобы рассказать об одном его малоизвестном труде и поделиться соображениями о судьбе мыслителя в социалистическом обществе. <...> Книга, о которой я хочу рассказать, называется «Диалектика мифа», и ее появление на свет в 1930 году, по моему убеждению, граничит с чудом. <...> Скажите, много ли вы знаете людей, которые в упомянутом тысяча девятьсот тридцатом году в Москве отваживались критиковать в печати марксизм и называть его объяснения «самым скучным и убогим из мифов человечества»? <...> Печатание последнего, пятисотого, экземпляра закончилось в августе, а через несколько недель, по словам Лосева, появился указ о ликвидации всех частных типографий и издательств. <...> «Диалектика мифа» насыщена диалектическим анализом религиозного, идеалистического и материалистического мышления, однако, по-моему, в заглавии книги «диалектика» стоит для отвода глаз (и между прочим <...>