Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Грани  / № 140 1986

Замятин, Орвелл и Хворобьев. О снах нового типа (190,00 руб.)

0   0
Первый авторЖолковский
Страниц36
ID363806
АннотацияВ статье дана литературная оценка жанра антиутопии в русской литературе.
Жолковский, А. К. Замятин, Орвелл и Хворобьев. О снах нового типа / А. К. Жолковский // Грани .— 1986 .— № 140 .— С. 178-213 .— URL: https://rucont.ru/efd/363806 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

. Шекспир, «БуряОтныне у него должны быть не только правильные мысли, но и правильные чувства и правильные сны (he must. dream right). <...> И хотя свое искусствоведческое название глава получает из эпизода с живописью (на кризис жанра жалуется Мухин), оно бросает неожиданный свет и на второй эпизод, являющийся переломным моментом в истории жанра литературных снов. <...> В этом, более общем, смысле эпизоде Хворобьевым интертекстуален насквозь, являя очередной образец «все того же» жанра проклятого сна. <...> Ироническому обнажению подвергнуты и другие аспекты литературного сна. <...> Традиционный сон может отдаленно предвосхищать развязку сюжета (как. например, сны Анны Карениной), мистически угадывать происходящие одновременно с ним события (как сон Руслана о похищении Людмилы Фарлафом) и даже мгновенно инкорпорировать фактические детали этих событий («запрягать», проникающее в сон Пьера в виде «сопрягать»). <...> Все это ставит эпизод с Хворобьевым вне жанра классического литературного сна и помещает его в иной литературный ряд - современных ему и нам романовантиутопий. <...> ИЛИ АНТИУТОПИЯ Утопия, о необходимости которой все время говорили большевики - Платон, Томас Мор, Фурье, Чернышевский, Маркс, Ленин - в конце концов осуществилась. <...> Антиутопия проникнута разочарованием в идее общества, построенного на рационалистическом отрицании Бога, свободы воли, противоречивости человеческой природы и т. д. , но зато обеспечивающего всеобщую гармонию. <...> Но кончается антиутопия поражением или даже обратной метаморфозой Героя. <...> Героем обычно является здравомыслящий мужчина, как правило, интеллектуальный функционер режима (инженер - строитель «Интеграла» у Замятина; специалисты по гипнопедии и поэтической технологии пропаганды у Хаксли; работник Министерства Правды, «осовременивающий» прошлое у Орвелла; пожарник, сжигающий запрещенные книги, у Брэдбери). <...> Гротескная фигура Инквизитора иногда выделяет из себя интеллектуального двойника <...>