Т.Б. Гребенюк доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии БФУ им. <...> grebt@yandex.ru Р.В. Хорош ассистент кафедры специальных психолого-педагогических дисциплин БФУ им. <...> horoshrus17@mail.ru Содержание и основные направления исследований профессионального самосознания в психолого-педагогической науке Рассматриваются содержание, характеристика и основные направления изучения профессионального самосознания в современной психолого-педагогической науке Ключевые слова: профессиональное самосознание; профессиональная «Яконцепция» Формирование профессионального самосознания личности будущих врачей и особенности его динамики в процессе их учебно-профессиональной деятельности в высшей школе является одной из актуальных проблем педагогической психологии. <...> Однако решение данной проблемы невозможно без концептуального описания содержания и структуры одного из важнейших научных конструктов «профессионального самосознания». <...> Понятие «профессиональное самосознание» личности специалиста плавно вытекает из понимания феномена «самосознание» личности в отечественной психологии. <...> Одним из первых ученых-исследователей, кто обратился к проблеме самосознания стал Л.С. Выготский, который рассматривал самосознание, как «…генетически более высокую форму сознания, как этап развития сознания, подготовленный развитием речи, произвольных движений и ростом самостоятельности» [2]. <...> В современных исследованиях, в частности пермской научной школе В.С. Мерлина, функционирующей с позиций системной подхода, самосознание определяется, как «…свойство человека осознавать, что он является субъектом деятельности со специфической психологической и социальнонравственной характеристикой» [6; С. <...> Различные аспекты формирования профессионального самосознания, его компонентов и основных характеристик неоднократно рассматривались в трудах Е.А. Климова, И.С. Кона, А.К. Марковой, Т.Л. Мироновой <...>