Lorisan@mail.ru Психофизиологическое обоснование педагогических средств развития манипулятивных навыков профессиональной и образовательной Обозначена актуальность проблемы формирования манипулятивных навыков в деятельности. <...> Выделены основные психофизиологические механизмы развития манипулятивных навыков Ключевые слова: манипулятивные навыки; уровни построения движений; формирование манипулятивных навыков Восточные и европейские ученые, философы и врачи человеческой руке уже давно присвоили вполне заслуженное звание «вышедшего наружу головного мозга». <...> Поведение человека становится действенным только тогда, когда, осознанное и указанное головным мозгом, выполняется точь в точь пальцами. <...> Профессиональным работникам и специалистам необходимо уметь выполнять действия с предметами и над предметами, управлять рычагами и инструментами с высочайшей точностью, ловкостью и скоростью. <...> Кроме трудовых, уже упомянутых, действий, человек имеет возможность совершать кистью множество жестов, имеющих художественный и высокоинтеллектуальный образный смысл. <...> В искусстве кисть способна выразить замысел творца (художник рисует, скульптор лепит, музыкант играет на инструменте), с помощью движений и жестов кистью танцор способен эмоционально окрасить свою композицию, дать ей смысловое содержание. <...> В педагогических науках получили распространение технологии обучения и воспитания, основанные на использовании средств развития манипулятивных навыков. <...> Так, для повышения интеллектуальной 84 продуктивности в дошкольном и младшем школьном возрасте предлагают применять способы развития и коррекции, воздействующие на сенсомоторный уровень. <...> Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций [2]. <...> Одним из таких способов являются кинезиологические упражнения. <...> Кинезиология основана на знании того, что наше <...>