ЯЗЫК, РЕЧЬ, КОММУНИКАЦИЯ В СОЦИУМЕ ТОПОС РОДИНЫ В СТИХОТВОРЕНИИ В.ЛУГОВСКОГО <...> «ДОРОГА» Бобылев Б.Г. (г. Орел, Россия) руются его ритмико-мелодические, грамматические и лексико-семантические особенности. <...> Указывается на В статье рассматривается стихотворение В. Луговского <...> Ключевые слова: топос, дольник, икт, изометрия, словораздел, конвергенция приемов, модерн Топос родины относится к числу наиболее разрабатываемых топосов отечественной словесности. <...> Одним из наиболее интересных в этом отношении представляется стихотворение Владимира Луговского «Дорога» (1926), 1 Дорога идёт от широких мечёй, 2 От сечи и плена Игорева, 3 От белых ночей, Малютиных палачей, 4 От этой тоски невыговоренной; 5 От белых поповен в поповском саду, 6 От смертного духа морозного, 7 От синих чертей, шевелящих в аду 8 Царя Ибанна Грозного; 9 От бешен, запбров, и рвов, и кремлей, 10 От лика рублёвской Троицы. <...> 1926 обладающее рядом ярких лингвостилистических и ритмико-мелодических особенностей. <...> Приведем полный текст стихотворения параллельно с ритмической схемой (второй столбец) и схемой словоразделов (третий столбец). <...> Нельзя не заметить, что Луговской допускает значительные отступления от классических метрических канонов. <...> ЖЖ своем семантическом ореоле признаки разрыва с классической традицией русского стиха. <...> Однако объем межударных интервалов в дольнике, в отличие от силлаботонических размеров не постоянный и колеблется в диапазоне 1-2 слогов. <...> На схеме точками отделены анакруза и клаузула; цифры посередине обозначают объем межударных интервалов. <...> Стиховые окончания же колеблются в непривычном и довольно редком чередовании объема от 0 до 4 слогов, что выступает одним из средств создания изощренного ритмического рисунка. <...> Это подчеркивается принципиальным нарушением изометрии (метрического подобия) длинных и коротких строк. <...> На фоне 4-х и 3-иктных форм здесь появляется 5-иктный стих1 (3-я строка первой строфы) и даже чистый трехстопный <...>
Топос_родины_в_стихотворении_В._Луговского_Дорога.pdf
ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
СЕКЦИЯ 1. ЯЗЫК, РЕЧЬ, КОММУНИКАЦИЯ В СОЦИУМЕ
ТОПОС РОДИНЫ В СТИХОТВОРЕНИИ В.ЛУГОВСКОГО
«ДОРОГА»
Бобылев Б.Г. (г. Орел, Россия)
руются его ритмико-мелодические, грамматические и лексико-семантические особенности.
Указывается на
В статье рассматривается стихотворение В. Луговского «Дорога». Анализисвязь
поэтики Луговского со стилистикой модерна.
Ключевые слова: топос, дольник, икт, изометрия, словораздел, конвергенция приемов, модерн
Топос родины относится к числу наиболее
разрабатываемых топосов отечественной словесности.
Всплеск интереса к этой смысловой
модели наблюдается в русской поэзии 20-х годов
прошлого века. Одним из наиболее интересных
в этом отношении представляется стихотворение
Владимира Луговского «Дорога» (1926),
1 Дорога идёт от широких мечёй,
2 От сечи и плена Игорева,
3 От белых ночей, Малютиных палачей,
4 От этой тоски невыговоренной;
5 От белых поповен в поповском саду,
6 От смертного духа морозного,
7 От синих чертей, шевелящих в аду
8 Царя Ибанна Грозного;
9 От бешен, запбров, и рвов, и кремлей,
10 От лика рублёвской Троицы.
11 И нет еще стран на зелёной земле,
12 Где мог бы'я сыном пристроиться13
И глухо стучащее сердце моё
14 С рожденья в рабь'Гей предано.
15 Мне страшно назвать даже имя её —
16 Свирепое имя рбдины. 1926
обладающее рядом ярких лингвостилистических
и ритмико-мелодических особенностей.
Обратимся к анализу «Дороги» . Приведем
полный текст стихотворения параллельно
с ритмической схемой (второй столбец)
и схемой словоразделов (третий столбец).
Нельзя не заметить, что Луговской допускает
значительные отступления от классических метрических
канонов. Поэт обращается к дольнику
- особому стихотворному метру, разработанному
в начале века модернистами (Блок, Брюсов,
Гумилев, Ахматова, Цветаева) и несущему в
1.222.0 4-иктный дольник
1.21.3 3-иктный дольник
1.214.0 5-иктный дольник
1.21.4 3-иктный дольник
1.222.0 4-иктный дольник
1.22.2 3-ст. амфибрахий
1.222.0 4-иктный дольник
1.21.2 3-иктный дольник
1.222.0 4-иктный дольник
1.21.2 3-иктный дольник
1.222.0 4-иктный дольник
1.22.2 3-ст. амфибрахий
1.222.0 4-иктный дольник
1.21.2 3-иктный дольник
1.222.0 4-иктный дольник
1.21.2 3-иктный дольник
1.ЖМЖ
2.ЖЖ
З.ЖМД
4.ЖМ
5. ЖЖЖ
6.ДЖ
7.ЖМЖ
8. МД
9.ЖЖМ
10. ЖЖ
11.ММЖ
12. МЖ
13.ЖДЖ
14. ЖМ
15.ЖМЖ
16. ЖЖ
своем семантическом ореоле признаки разрыва
с классической традицией русского стиха. В
дольнике так же, как и в силлабо-тоническом
стихе, ритм образуется чередованием ожидаемо
сильных мест (иктов) и слабых мест (междуик1
Переписка протоиерея Иоанна Григоровича и графа Н.П. Румянцева//Чтения в императорском обществе
истории и древностей Российских при Московском университете. Повременное издание 1864 апрель-июнь. Книга
вторая- М. 1864- С. 2
Стр.1