№ 3 Г.П. Смирнов, асп. кафедры теории и истории социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета* СООТНОШЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВА “СМЫСЛ” И ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ G.P. <...> Smirnov THE CORRELATION BETWEEN BASIC DEFINITIONS OF THE WORD “MEANING” AND FORMS OF HUMAN ACTIVITY: THE PROBLEM FORMULATION В статье описана попытка согласования представлений о формах и уровнях человеческой активности и возможных трактовок понятия “смысл”. <...> Автор, используя общую схему активности человека, состоящую из трех уровней, предлагает выделить соответствующие значения слову “смысл”. <...> В работах, посвященных описанию человеческого поведения, обращают на себя внимание два обстоятельства. <...> Аналогичным образом дело обстоит со словами “действие”, “акт”, “поступок”. <...> Возникает проблема: нельзя ли соотнести некоторые основные значения слова “смысл” и отдельные формы человеческой активности? <...> Не исключено, что рассмотрение подобного соотношения позволило бы уточнить совокупность понятий, отражающих поведение человека и те основания, которыми он руководствуется. <...> В настоящей статье (в дискуссионном * Смирнов Григорий Петрович, e-mail: smirnovgrigory@mail.ru 233 плане) предлагается схема, в которой конкретные значения слова “смысл” сопряжены с конкретными формами активности человека. <...> Обыденное использование слова “смысл”, отраженное в словарях, предполагает три основных его значения. <...> Во-первых, оно понимается как некое разумное основание или цель действия; вовторых, оно используется как синоним слова “значение”; в-третьих, слово “смысл” трактуется как разум или разумность, нечто рациональное1. <...> В социологических концепциях, посвященных описанию человеческого поведения, понятие “смысл” нередко является одним из ключевых. <...> Оно используется социологами при объяснении оснований или причин поведения, деятельности, а также отдельных действий людей. <...> По-видимому, авторы исследований предполагают, что слово “смысл <...>