6 На знаменитые Соловецкие острова в Белом море приглашает писатель Владимир Малов. <...> Редьярд Киплинг Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в учебновоспитательном процессе различных образовательных учреждений 1 ПОЧЕМУ Нарисовал Александр МУЗЛАНОВ Европейцы, впервые встретившиеся с корен ными обитателями Северной Америки — ин дейскими племенами ирокезов, гуронов, дела варов и других — обнаружили, что письменно сти у них нет, а для передачи информации им служит вампум — шнур с нанизанными на него разноцветными раковинами. <...> Вместе с тем вампум слу жил и украшением — переплетённые шнуры носили на поясе. <...> Кроме того, вампум был ещё и средством пла тежа — своеобразной денежной единицей. <...> Когда плитка выключена, витки спирали холодные и чёрные. <...> Когда плитка разогреется до макси мальной температуры, спираль засияет оран жевокрасным цветом. <...> Различные участки пламени свечи имеют разную темпе ратуру: внешняя часть огонька, соприкасаю щаяся с воздухом, в котором много поддер живающего огонь кислорода, самая горячая и потому яркая. <...> А задава лись ли вы когданибудь вопросом: какого цвета пламя костра? <...> ЧЕМ ГОРЯЧЕЕ, ТЕМ ГОЛУБЕЕ Ответить на этот вопрос весьма непрос то… Приглядитесь: языки пламени, пляшу щие на поленьях, становятся то красными, то оранжевыми, то побелеют и даже отдают в синеву… Если взглянуть на огонь глазами химика, пламя — это свечение раскалён ных газов. <...> Это легко понять, если посмот реть, как раскаляется спираль электроплит 4 щий к фитилю участок пламени потребляет мало кислорода и выглядит тёмным. <...> По мере того как огонь продвигается по фитилю, воск тает и потрескивает, рассыпа ясь на мельчайшие частички углерода. <...> Они очень горячие и светятся, как спираль плитки. <...> Но частички углерода намного горячее, чем спираль самой жаркой плитки, ведь темпе ратура сгорания углерода примерно 1400о С. <...> Некоторые частички углерода <...>
А_почему?__№7_2015.pdf
На картине, которую вы ви
дите на 2й странице облож
ки, запечатлён самый обыч
ный уголок нашей родной рус
ской природы. Подобное каж
дый видел и наяву, а всё же
мастерски созданное художе
ственное полотно, согласи
тесь, берёт за душу. Возле
этой картины остановишься,
чтобы полюбоваться и деревь
ями, наклонившимися с бере
гов, и отражением неба в воде.
Написать такое полотно мог
лишь человек, тонко чувству
ющий всю красоту и прелесть
русской природы и умеющий
донести свои чувства до зри
теля. Таким и был замеча
тельный пейзажист Алек
сандр Александрович Киселёв.
Судьба его сложилась доволь
но необычно. Он родился близ
Хельсинки — тогда Финлян
дия была частью Российской
империи. Родители хотели,
чтобы сын стал военным,
и будущий художник учился
в СанктПетербургском ка
детском корпусе.
Но в 20 лет, оставив кор
пус, поступил в университет,
а затем увлечение живописью
привело его в Императорскую
Академию художеств. В 1864
году Киселёв получил большую
серебряную медаль академии
и с тех пор посвятил свою
жизнь пейзажной живописи.
Много ездил по России, рабо
тая на натуре в разные време
на года, в разные часы, при яр
ком солнце и под дождём. Ре
зультатом стали десятки
картин, хранящихся сейчас во
многих музеях России.
С начала XX века Киселёв
жил и работал в Туапсе, создав
немало видов предгорий Кавка
за. Теперь дом художника стал
музеем, а на берегу Чёрного мо
ря есть скала Киселёва.
© «А почему?», 2015 г.
КАКОГО цвета
бывает огонь?
Стр. 4
Школьник Тим и всезнайка
из компьютера Бит продолжают своё
путешествие в мир ПАМЯТНЫХ ДАТ.
Стр. 6
На знаменитые
Соловецкие острова
в Белом море приглашает
писатель Владимир Малов.
Стр. 8
О ЧЁМ рассказывают экспонаты
Национального музея естествознания
в Париже?
Стр. 14
Продолжаем летопись
событий Первой мировой войны.
Стр. 18
В КАКОЙ стране
построили первый
троллейбус?
Стр. 24
А ещё в этом номере «100 тысяч «почему?»,
«Со всего света», «Игротека»
и многие другие наши рубрики.
Пять тысяч ГДЕ,
семь тысяч КАК,
сто тысяч ПОЧЕМУ!
Редьярд Киплинг
Допущено Министерством образования и науки
Российской Федерации
к использованию в учебновоспитательном процессе
различных образовательных учреждений
1
Стр.3