МГУ имени М.В. Ломоносова, e-mail: makarov_ao88@mail.ru Для почв двух железнодорожных объектов, расположенных в ЦАО города Москвы, определены показатели содержания целого ряда токсикантов. <...> Использование t-критерия позволило выявить достоверные различия между почвами железнодорожных объектов и почвами прилегающих (фоновых) территорий по содержанию загрязняющих веществ. <...> Кроме того, при помощи F-теста (распределение Фишера) в этих почвах выявлены зоны накопления тяжелых металлов, нефтепродуктов и бенз(а)пирена в пределах каждого из объектов. <...> Установлено, что в непосредственной близости от железнодорожного полотна происходит увеличение содержания токсических веществ. <...> Ключевые слова: железнодорожные объекты, почва, тяжелые металлы, органические загрязнители, суммарный показатель загрязнения. <...> Воздействие железнодорожного транспорта на окружающую среду обусловлено строительством и эксплуатацией железных дорог, производственно-хозяйственной деятельностью и сжиганием топлива. <...> Наиболее распространенными загрязнителями территорий предприятий железнодорожной отрасли являются органические вещества и продукты их сгорания (нефть, нефтепродукты, мазут, топливо, смазочные материалы, полициклические ароматические углеводороды) и тяжелые металлы (железо, марганец, свинец, медь, цинк, кобальт и др.) <...> Тяжелые металлы попадают в почвы прижелезнодорожных пространств при перевозке в открытых вагонах и перегрузке различных руд, удобрений, истирании проводов и рельсов и при сгорании жидкого и твердого топлива на стационарных и передвижных источниках. <...> При этом особенно интенсивное загрязнение почв нефтепродуктами [3] и тяжелыми металлами [4] происходит в непосредственной близости от железнодорожного полотна – в зоне от 0 до 20 м (когда, например, углеводородное сырье проникает между шпалами в слой из песка и щебня, что приводит к уплотнению насыпи, ухудшению отвода атмосферных осадков и приводит к деформации <...>