№ 2 С.А. Филиппов, научный сотрудник кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: s_a_filippov@ mail.ru БРОБДИНГНЕГСКИЕ ЧУДОВИЩА И РЕЦЕПЦИЯ НАТУРАЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЫ: КРИТИКА УКРУПНЕНИЯ В АМЕРИКАНСКОЙ КИНОПРЕССЕ 1910-х Крупный план утверждался в системе языка экранного медиума с большими трудностями, которые имеют не вполне ясное происхождение. <...> Чтобы разобраться в нем, имеет смысл обратиться к первоисточникам — к отзывам о среднем и крупном планах в кинопрессе начала 1910-х гг. <...> Проанализировав их, автор приходит к выводу, что в раннем кино существовала особая форма пространственной рецепции экранной плоскости — рецепция натуральной величины. <...> Ключевые слова: раннее кино, кинопресса, историческая рецепция экранных искусств, восприятие пространства в плоских визуальных искусствах. <...> In order to understand it, the author analyses the discussion of the size of the screen image in “The Moving Picture World” of the early 1910s. <...> Показательно, что в этой статье фильм Девида Гриффита рассматривался не как самостоятельное произведение, а прежде всего как экранизация пьесы Роберта Браунинга, — так что кинокритика появилась в контексте именно литературнохудожественной критики. <...> Таким образом, кинопресса заметно старше кинокритики: первое сравнительно независимое специализированное американское периодическое киноиздание «Views and Films Index» вышло в свет 25 апреля 1906, а второе — и уже действительно независимое — «The Moving Picture World» печаталось с 9 марта 1907. <...> «“Moving Picture World” быстро превзошел “Views and Films Index” (который он купил в 1911) в качестве наиболее важного профессионального еженедельника в индустрии» [Abel, 2005, p. <...> Разумеется, эти издания не претендуют на сколько-нибудь глубокий анализ кинематографа в целом и отдельных кинофильмов в частности. <...> В «The Moving Picture World» можно найти, например, большую статью, где пророчески отмечается, что «кинематография сейчас становится одним из изящных искусств»2, — задолго до того, как она действительно начала им <...>