Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Психологическая комфортность образовательной среды как средство профилактики школьных конфликтов

0   0
АвторыЯловицкая Наталья Иннокентьевна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц116
ID346245
АннотацияПредставленная магистерская диссертация посвящена созданию системы мониторинга благополучия образовательной среды в общеобразовательных учреждениях г.Иркутска.
Психологическая комфортность образовательной среды как средство профилактики школьных конфликтов / Н.И. Яловицкая .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 116 с. — URL: https://rucont.ru/efd/346245 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В Г. ИРКУТСКЕ (ФИЛИАЛ) КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Яловицкая Наталья Иннокентьевна Психологическая комфортность образовательной среды как средство профилактики школьных конфликтов Выпускная квалификационная работа студента группы__________________ Направление подготовки/ специальность 37.04.02 - Конфликтология Направленность (профиль) Теоретические основы практической психологии Научный руководитель: Гречман Л.Н., кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: Гречман Людмила Николаевна, кандидат биологических наук, доцент ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой Гречман Л.Н., кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016 1 Оглавление ВВЕДЕНИЕ . <...> ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ . <...> ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ. <...> Особенности психологической комфортности образовательной среды с точки зрения межличностных отношений участников образовательной деятельности . <...> 104 2 ВВЕДЕНИЕ Образовательная среда является частью жизненной среды человека, а психологическая комфортность представляет собой одну из ее характеристик, которая становится значимой в связи с ростом психологического насилия во взаимодействии учащихся, педагогов, родителей и школьной администрации, что подтверждается данными различных исследований (И.А.Баева, Т.С.Кабаченко, С.Caty, J.Hathaway, R.Sautter и др.) <...> . Причинами психологического <...>
Психологическая_комфортность_образовательной_среды_как_средство_профилактики_школьных_конфликтов.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В Г. ИРКУТСКЕ (ФИЛИАЛ) КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Яловицкая Наталья Иннокентьевна Психологическая комфортность образовательной среды как средство профилактики школьных конфликтов Выпускная квалификационная работа студента группы__________________ Направление подготовки/ специальность 37.04.02 - Конфликтология Направленность (профиль) Теоретические основы практической психологии Научный руководитель: Гречман Л.Н., кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: Гречман Людмила Николаевна, кандидат биологических наук, доцент ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой Гречман Л.Н., кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016 1
Стр.1
Оглавление ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3 ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕСПОНДЕНТОВ ................................................................................................... 5 1.1. Семья как один из важных компонентов в создании комфортной развивающей среды ............................................................................................. 5 1.2. Взаимоотношения «родители – школа» ..................................................... 6 1.3. Компонент «полная/неполная семья» и успеваемость ........................... 10 1.4 Компонент «полная/неполная семья» и городская среда ........................ 12 ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ ............................................................................ 15 2.1. Комфортность пребывания учащихся в школе ........................................ 15 2.2. Отношения в среде учащихся. Взаимоотношения «ученик – ученик» . 18 2.3. Лидерство в ученическом коллективе ...................................................... 22 2.4 Взаимоотношения «учитель-ученик» ........................................................ 29 2.5 Взаимоотношения «ученик – классный руководитель» .......................... 43 2.6. Взаимоотношения учащихся с родителями ............................................. 44 ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ. ................... 56 3.1. Отношения в педагогическом коллективе ............................................... 56 3.2. Учителя. Удовлетворенность профессией ............................................... 69 3.3. Взаимоотношения учителя с учащимися ................................................. 83 3.4. Отношения учителя к родителям учащихся............................................. 88 ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ........................................... 95 4.1. Особенности психологической комфортности образовательной среды с точки зрения межличностных отношений участников образовательной деятельности ....................................................................................................... 95 4.2. Учитель. Эмоциональный фон и удовлетворенность профессией. ..... 100 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 102 ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................................... 104 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Образовательная среда является частью жизненной среды человека, а психологическая комфортность представляет собой одну из ее характеристик, которая становится значимой в связи с ростом психологического насилия во взаимодействии учащихся, педагогов, родителей и школьной администрации, что подтверждается данными различных исследований (И.А.Баева, Т.С.Кабаченко, С.Caty, J.Hathaway, R.Sautter и др.). Причинами психологического насилия в образовательной среде могут являться и средовые условия, и межличностные отношения учителей, учащихся и их родителей. Анализируя потенциальные «критические точки», можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьников. Это:  психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу, т.е. его успешность в учебе);  социальные (статус в классе, отношения с другими учащимися вне класса и т.д.);  физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.) В данном исследовании мы остановимся на двух первых факторах, т.е. психолого-педагогическом и социальном. Базовая установка исследования: а) психологическое благополучие образовательной среды школы является ведущим компонентом, влияющим на психическое здоровье субъектов образовательной деятельности и на снижение школьных конфликтов; б) психологическое сопровождение, способствующее снижению психологического насилия в образовательной среде, является фактором, гармонизирующим психическое здоровье участников образовательных отношений, и средством профилактики школьных конфликтов. 3
Стр.3
Цель работы: создание системы мониторинга благополучия образовательной среды в общеобразовательных учреждениях г.Иркутска. Задачи:  выявление оценки состояния психологического благополучия образовательной среды с точки зрения педагогов, обучающихся и их родителей;  выявление компонентов образовательной среды, снижающих психологическое благополучие;  выявление компонентов образовательной среды, повышающих психологическое благополучие  аналитическая оценка состояния психологического благополучия среды общеобразовательного учреждения;  выработка рекомендаций по созданию программ психологического благополучия образовательной среды и обеспечения ее оптимального функционирования. Предполагается, что настоящее исследование, посвященное изучению комфортности образовательной среды и межличностных отношений участников образовательной деятельности, будет проводиться в дальнейшем в режиме мониторинга. Мониторинг позволит отследить состояние и динамику изменений психологического благополучия образовательной среды, наметить тенденции изменений. Принимать более конструктивные решения. В данном исследовании была изучена система и стиль взаимоотношений между участниками образовательных отношений, было определено отношение учащихся к учебной деятельности, оценен микроклимат в ученическом коллективе, проанализированы сложности и проблемы, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной школьной жизни. Все эти аспекты, по сути дела, являются оценкой комфортности образовательной среды в муниципальных общеобразовательных учреждениях. 4
Стр.4
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕСПОНДЕНТОВ В настоящем исследовании приняли участие 8 школ города Иркутска (гимназия №44, школы №№14, 21, 9, 1, 11, 71, 49) из различных округов города: Ленинского, Свердловского, Правобережного, Октябрьского. Проведено анкетирование учащихся 7-х, 8-х, 10-х и 11-х классов (всего опрошено 942 учащихся). Учитывая возрастныеособенности школьников, были использованы два типа анкет: первый тип – для учащихся 8-х, 10-х и 11-х классов, второй тип – для учащихся 7-х классов. Из всех респондентов юноши составляют 45%, девушки – 55%. Это соотношение отражает гендерный аспект демографической ситуации в стране. В анкетировании также приняли участие 183 родителя и 146 учителей. 1.1. Семья как один из важных компонентов в создании комфортной развивающей среды Один из существенных вопросов касался семьи как одного из важных компонентов в создании комфортной развивающей среды. Из всей системы оценок семьи был выбран компонент «полная/неполная семья» и комплекс вопросов,дающих представление о взаимоотношениях в семье. Таблица №1 Полные/неполные семьи В какой семье вы проживаете? 1. В полной семье 2. В неполной семье (с одним из родителей) 3. Нет ответа Учащиеся (в%) 64 34 2 Более чем треть учащихся данной категории (7-х, 8-х, 10-х и 11-х классов) проживает и воспитывается в неполных семьях. Причем необходимо отметить, что 2% учащихся не стали отвечать на этот вопрос. Возможно, этот вопрос вызывает некоторый дискомфорт у школьников, либо им трудно определить тип своей семьи из-за неопределенности семейной ситуации. 5
Стр.5
1.2. Взаимоотношения «родители – школа» Компонент «полная/неполная семья» достаточно важен в контексте создания комфортной и развивающей среды для школьника. Отмечена тенденция: у представителей неполных семей чаще, чем полных, складываются более сложные отношения со всей школьной системой. Например, хотя и незначительно, отмечается сложность взаимоотношений родителей из неполных семей с классными руководителями (в сравнении с полными). Необходимо отметить, что компонент «классного руководства» в школьной системе наиболее успешен по показателям комфортности и безопасности образовательной среды в сравнении с показателями «отношений с учителями вообще», с «одноклассниками» и «администрацией» как общими компонентами школ ного образования. (Этот вопрос рассмотрим ниже). Таблица №2 Ваша семья (полная/неполная)* Как складываются в целом ваши отношения с классным руководителем? (опрос родителей) Ваша семья (полная/неполная) Полная Неполная Всего хорошо 93% 88% 90,5% плохо 1% 2% 1,5% Никак не складываются 6% 10% 8% (*для удобства анализа данные демонстрируются в таблице и в графическом варианте) 6
Стр.6
Ваша семья (полная/неполная)* Как складываются ваши отношения с классным руководителем? (опрос родителей) 100% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 0% хорошо плохо Никак не складываются Как видно из таблицы №2, в полных семьях «хорошо» складываются отношения родителей с классным руководителем у 93% родителей и «плохо» лишь у 1%, «никак» - 6%. В неполных семьях: «хорошо» - 88%, «плохо» - 2%, «никак» - 10%. В отношенияхс администрацией (директор,завучи) по оценке родителей также отмечена эта тенденция. Хотя и не столь значительная (3% - 4%), но ее также необходимо учитывать. Таблица №3 Ваша семья Полная Неполная Всего (полная/неполная) Ваша семья (полная/неполная)* Как складываются ваши отношения с администрацией? (опрос родителей) хорошо Никак не 64% 61% 62,5% складываются 36% 39% 37,5% Ответ «никак не складываются» характерен для 37,5% респондентов. Однозначно интерпретировать такой ответ невозможно, но за ним считывается ситуация, при которой родители не часто контактируют с администрацией школы. 93% 88% Полная Неполная 1% 2% 6% 10% 7
Стр.7
Ваша семья (полная/неполная) Как складываются ваши отношения с администрацией? (опрос родителей) 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 0% хорошо Никак не складываются Та же тенденция, но более значимая, отмечена в системе отношений ребенка с учителями (по мнению родителей). Ответы самих учащихся из неполных семей не столь зримо отражают такую ситуацию. Если говорить о данной тенденции как о проблеме, то для ее решения необходимо направлять работу (развивающую, корректирующую, информационную и т.д.) прежде всего на родителей из неполных семей и учитывать особенности и проблематику работы с такими семьями. Ниже приведены таблицы, показывающие также корреляции семейного статуса (полной/неполной семьи) и взаимоотношений с учителями, а также и взаимоотношений в семье ( по мнению родителей). Таблица №4 Ваша семья (полная/неполная) Как вы оцениваете Как вы оцениваете взаимоотношения вашего ребенка с учителями? взаимоотношения вашего ребенка с учителями? (опрос родителей) вопросы Ваша семья: С большинством учителей у него хорошие, доверительные отношения Полная % 52,3 Неполная % 35,3 Всего % 46,9 64% 61% 36% 39% Полная Неполная 8
Стр.8
С большим учителей у него сугубо деловые отношения Со многими учителями у него нет контакта и взаимопонимания Многие учителя вызывают у него антипатию 6,3 2,7 11,8 3,9 8,0 3,1 38,7 49,0 42,0 Таблица №5 Ваша семья (полная/неполная) Как бы вы охарактеризовали ваши отношения с ребенком? (опрос родителей) вопросы Полная (количество семей/ ответы) % дружеские, доверительные отношения деловые, напряженные, конфликтные Всего спокойные отношения, без конфликтов 91 73,4% 13 54,2% 4 40% 108 68,4% Ваша семья: Неполная (количество семей/ ответы) 33 26,6% 11 45,8% 6 60,0% 50 31,6% Всего (количество семей/ ответы) 124 100% 24 100% 10 100% 158 100% Таблица №6 Ваша семья (полная/неполная) С каким настроением ваш ребенок обычно идет в школу? (опрос родителей) вопросы Полная (количество семей/ ответы) % С удовольствием и в хорошем настроении Без особого интереса, в силу необходимости Без настроения, «отбывать учебную повинность» Всего 71 74% 37 63,8% 3 42,9% 111 68,9% 9 Ваша семья: Неполная (количество семей/ ответы) 25 26,0% 21 45,8% 4 57,1% 50 31,1% Всего (количество семей / % от числа респондентов) 96 59,6% 58 36% 7 4,3% 161 100%
Стр.9
1.3. Компонент «полная/неполная семья» и успеваемость Показатели успеваемости учащихся, согласно результатам опроса родителей и школьников, распределились следующим образом: 39% учащихся, по мнению самих учащихся, и 25%, по мнению родителей, получают хорошие и отличные отметки, половина опрошенных имеет несколько «троек», родители отмечали эту позицию на 3% чаще, чем дети; а остальные 15%, по мнению самих учащихся, и 18%, по мнению родителей, учатся слабо, т.е. преобладают в основном «тройки». Таблица №7 Успеваемость респондентов 1. Учусь только на «четыре» и «пять» 2. У меня есть несколько «троек» 3. Учусь в основном на «тройки» 4. Нет ответа семьях больше Таблица №8 Ваша семья (полная/неполная) * Какова успеваемость вашего ребенка? Ваша семья...* Учится только на «четыре» и «пять» Полная Неполная Всего 26,9% 24% 25,9 Имеет несколько «троек» 56,5% 56% 56,3 16,7% 20% 17,7 Таблица №9 Укажите пол Вашего ребенка * Какова успеваемость Вашего ребенка? Пол вашего ребенка Какова успеваемость Вашего ребенка? мужской женский Учится только на "четыре" и "пять" 14 18,7% 35,0% 26 33,8% 65,0% Имеет несколько "троек" 43 57,3% 51,2% 41 53,2% 48,8% 10 Учится в основном на "тройки" 18 24,0% 64,3% 10 13,0% 35,7% Всего 75 100,0% 49,3% 77 100,0% 50,7% Учится в основном на «тройки» Учащиеся (в %) Родители (в %) 39 52 15 4 25 55 18 7 Причем, как показывают данные, учащихся с «тройками» в неполных
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.