МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
В Г. ИРКУТСКЕ (ФИЛИАЛ)
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Яловицкая Наталья Иннокентьевна
Психологическая комфортность образовательной среды как средство
профилактики школьных конфликтов
Выпускная квалификационная работа студента группы__________________
Направление подготовки/ специальность
37.04.02 - Конфликтология
Направленность (профиль) Теоретические основы практической психологии
Научный руководитель: Гречман Л.Н., кандидат биологических наук, доцент,
заведующий кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Заведующий кафедрой: Гречман Людмила Николаевна, кандидат биологических
наук, доцент
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Заведующий выпускающей кафедрой Гречман Л.Н., кандидат биологических наук,
доцент, заведующий кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Иркутск 2016
1
Стр.1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
РЕСПОНДЕНТОВ ................................................................................................... 5
1.1. Семья как один из важных компонентов в создании комфортной
развивающей среды ............................................................................................. 5
1.2. Взаимоотношения «родители – школа» ..................................................... 6
1.3. Компонент «полная/неполная семья» и успеваемость ........................... 10
1.4 Компонент «полная/неполная семья» и городская среда ........................ 12
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ
ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ ............................................................................ 15
2.1. Комфортность пребывания учащихся в школе ........................................ 15
2.2. Отношения в среде учащихся. Взаимоотношения «ученик – ученик» . 18
2.3. Лидерство в ученическом коллективе ...................................................... 22
2.4 Взаимоотношения «учитель-ученик» ........................................................ 29
2.5 Взаимоотношения «ученик – классный руководитель» .......................... 43
2.6. Взаимоотношения учащихся с родителями ............................................. 44
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ КАК ОДНО ИЗ
СРЕДСТВ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ. ................... 56
3.1. Отношения в педагогическом коллективе ............................................... 56
3.2. Учителя. Удовлетворенность профессией ............................................... 69
3.3. Взаимоотношения учителя с учащимися ................................................. 83
3.4. Отношения учителя к родителям учащихся............................................. 88
ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ........................................... 95
4.1. Особенности психологической комфортности образовательной среды с
точки зрения межличностных отношений участников образовательной
деятельности ....................................................................................................... 95
4.2. Учитель. Эмоциональный фон и удовлетворенность профессией. ..... 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 102
ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................................... 104
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Образовательная среда является частью жизненной среды человека, а
психологическая комфортность представляет собой одну из ее
характеристик, которая становится значимой в связи с ростом
психологического насилия во взаимодействии учащихся, педагогов,
родителей и школьной администрации, что подтверждается данными
различных исследований (И.А.Баева, Т.С.Кабаченко, С.Caty, J.Hathaway,
R.Sautter и др.). Причинами психологического насилия в образовательной
среде могут являться и средовые условия, и межличностные отношения
учителей, учащихся и их родителей. Анализируя потенциальные
«критические точки», можно выделить несколько групп факторов,
составляющих окружение школьников. Это:
психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность
учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу, т.е. его
успешность в учебе);
социальные (статус в классе, отношения с другими учащимися вне класса
и т.д.);
физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность,
режим дня, качество питания и т.д.)
В данном исследовании мы остановимся на двух первых факторах, т.е.
психолого-педагогическом и социальном.
Базовая установка исследования:
а) психологическое благополучие образовательной среды школы является
ведущим компонентом, влияющим на психическое здоровье субъектов
образовательной деятельности и на снижение школьных конфликтов;
б) психологическое сопровождение, способствующее снижению
психологического насилия в образовательной среде, является фактором,
гармонизирующим психическое здоровье участников образовательных
отношений, и средством профилактики школьных конфликтов.
3
Стр.3
Цель работы: создание системы мониторинга благополучия
образовательной среды в общеобразовательных учреждениях г.Иркутска.
Задачи:
выявление оценки состояния психологического благополучия
образовательной среды с точки зрения педагогов, обучающихся и их
родителей;
выявление компонентов образовательной среды, снижающих
психологическое благополучие;
выявление компонентов образовательной среды, повышающих
психологическое благополучие
аналитическая оценка состояния психологического благополучия среды
общеобразовательного учреждения;
выработка рекомендаций по созданию программ психологического
благополучия образовательной среды и обеспечения ее оптимального
функционирования.
Предполагается, что настоящее исследование, посвященное изучению
комфортности образовательной среды и межличностных отношений
участников образовательной деятельности, будет проводиться в дальнейшем
в режиме мониторинга. Мониторинг позволит отследить состояние и
динамику изменений психологического благополучия образовательной
среды, наметить тенденции изменений. Принимать более конструктивные
решения.
В данном исследовании была изучена система и стиль взаимоотношений
между участниками образовательных отношений, было определено
отношение учащихся к учебной деятельности, оценен микроклимат в
ученическом коллективе, проанализированы сложности и проблемы, с
которыми учащиеся сталкиваются в повседневной школьной жизни. Все эти
аспекты, по сути дела, являются оценкой комфортности образовательной
среды в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
4
Стр.4
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕСПОНДЕНТОВ
В настоящем исследовании приняли участие 8 школ города Иркутска
(гимназия №44, школы №№14, 21, 9, 1, 11, 71, 49) из различных округов
города: Ленинского, Свердловского, Правобережного, Октябрьского.
Проведено анкетирование учащихся 7-х, 8-х, 10-х и 11-х классов (всего
опрошено 942 учащихся). Учитывая возрастныеособенности школьников,
были использованы два типа анкет: первый тип – для учащихся 8-х, 10-х и
11-х классов, второй тип – для учащихся 7-х классов. Из всех респондентов
юноши составляют 45%, девушки – 55%. Это соотношение отражает
гендерный аспект демографической ситуации в стране.
В анкетировании также приняли участие 183 родителя и 146 учителей.
1.1. Семья как один из важных компонентов
в создании комфортной развивающей среды
Один из существенных вопросов касался семьи как одного из важных
компонентов в создании комфортной развивающей среды. Из всей системы
оценок семьи был выбран компонент «полная/неполная семья» и комплекс
вопросов,дающих представление о взаимоотношениях в семье.
Таблица №1
Полные/неполные семьи
В какой семье вы проживаете?
1. В полной семье
2. В неполной семье (с одним из родителей)
3. Нет ответа
Учащиеся (в%)
64
34
2
Более чем треть учащихся данной категории (7-х, 8-х, 10-х и 11-х
классов) проживает и воспитывается в неполных семьях. Причем
необходимо отметить, что 2% учащихся не стали отвечать на этот вопрос.
Возможно, этот вопрос вызывает некоторый дискомфорт у школьников, либо
им трудно определить тип своей семьи из-за неопределенности семейной
ситуации.
5
Стр.5
1.2. Взаимоотношения «родители – школа»
Компонент «полная/неполная семья» достаточно важен в контексте
создания комфортной и развивающей среды для школьника. Отмечена
тенденция: у представителей неполных семей чаще, чем полных,
складываются более сложные отношения со всей школьной системой.
Например, хотя и незначительно, отмечается сложность взаимоотношений
родителей из неполных семей с классными руководителями (в сравнении с
полными). Необходимо отметить, что компонент «классного руководства» в
школьной системе наиболее успешен по показателям комфортности и
безопасности образовательной среды в сравнении с показателями
«отношений с учителями вообще», с «одноклассниками» и
«администрацией» как общими компонентами школ ного образования. (Этот
вопрос рассмотрим ниже).
Таблица №2
Ваша семья (полная/неполная)* Как складываются в целом ваши
отношения с классным руководителем? (опрос родителей)
Ваша семья
(полная/неполная)
Полная
Неполная
Всего
хорошо
93%
88%
90,5%
плохо
1%
2%
1,5%
Никак не
складываются
6%
10%
8%
(*для удобства анализа данные демонстрируются в таблице и в графическом варианте)
6
Стр.6
Ваша семья (полная/неполная)* Как складываются ваши
отношения с классным руководителем? (опрос родителей)
100%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
0%
хорошо
плохо
Никак не складываются
Как видно из таблицы №2, в полных семьях «хорошо» складываются
отношения родителей с классным руководителем у 93% родителей и «плохо»
лишь у 1%, «никак» - 6%. В неполных семьях: «хорошо» - 88%, «плохо» -
2%, «никак» - 10%.
В отношенияхс администрацией (директор,завучи) по оценке
родителей также отмечена эта тенденция. Хотя и не столь значительная (3% -
4%), но ее также необходимо учитывать.
Таблица №3
Ваша семья
Полная
Неполная
Всего
(полная/неполная)
Ваша семья (полная/неполная)* Как складываются ваши
отношения с администрацией? (опрос родителей)
хорошо
Никак не
64%
61%
62,5%
складываются
36%
39%
37,5%
Ответ «никак не складываются» характерен для 37,5% респондентов.
Однозначно интерпретировать такой ответ невозможно, но за ним
считывается ситуация, при которой родители не часто контактируют с
администрацией школы.
93%
88%
Полная
Неполная
1%
2%
6%
10%
7
Стр.7
Ваша семья (полная/неполная) Как складываются ваши
отношения с администрацией? (опрос родителей)
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
0%
хорошо
Никак не складываются
Та же тенденция, но более значимая, отмечена в системе отношений
ребенка с учителями (по мнению родителей). Ответы самих учащихся из
неполных семей не столь зримо отражают такую ситуацию. Если говорить о
данной тенденции как о проблеме, то для ее решения необходимо направлять
работу (развивающую, корректирующую, информационную и т.д.) прежде
всего на родителей из неполных семей и учитывать особенности и
проблематику работы с такими семьями.
Ниже приведены таблицы, показывающие также корреляции
семейного статуса (полной/неполной семьи) и взаимоотношений с
учителями, а также и взаимоотношений в семье ( по мнению родителей).
Таблица №4
Ваша семья (полная/неполная) Как вы оцениваете
Как вы оцениваете
взаимоотношения
вашего ребенка с
учителями?
взаимоотношения вашего ребенка с учителями? (опрос родителей)
вопросы
Ваша семья:
С большинством
учителей у него
хорошие,
доверительные
отношения
Полная %
52,3
Неполная %
35,3
Всего %
46,9
64%
61%
36%
39%
Полная
Неполная
8
Стр.8
С
большим
учителей у него
сугубо деловые
отношения
Со многими
учителями у него
нет контакта и
взаимопонимания
Многие учителя
вызывают у него
антипатию
6,3
2,7
11,8
3,9
8,0
3,1
38,7
49,0
42,0
Таблица №5
Ваша семья (полная/неполная) Как бы вы охарактеризовали ваши
отношения с ребенком? (опрос родителей)
вопросы
Полная
(количество
семей/ ответы)
%
дружеские, доверительные
отношения
деловые,
напряженные,
конфликтные
Всего
спокойные
отношения, без конфликтов
91
73,4%
13
54,2%
4
40%
108
68,4%
Ваша семья:
Неполная
(количество
семей/ ответы)
33
26,6%
11
45,8%
6
60,0%
50
31,6%
Всего
(количество
семей/ ответы)
124
100%
24
100%
10
100%
158
100%
Таблица №6
Ваша семья (полная/неполная) С каким настроением ваш ребенок
обычно идет в школу? (опрос родителей)
вопросы
Полная
(количество
семей/ ответы)
%
С удовольствием и в
хорошем настроении
Без особого интереса, в
силу необходимости
Без настроения, «отбывать
учебную повинность»
Всего
71
74%
37
63,8%
3
42,9%
111
68,9%
9
Ваша семья:
Неполная
(количество
семей/ ответы)
25
26,0%
21
45,8%
4
57,1%
50
31,1%
Всего
(количество
семей / % от
числа
респондентов)
96
59,6%
58
36%
7
4,3%
161
100%
Стр.9
1.3. Компонент «полная/неполная семья» и успеваемость
Показатели успеваемости учащихся, согласно результатам опроса
родителей и школьников, распределились следующим образом: 39%
учащихся, по мнению самих учащихся, и 25%, по мнению родителей,
получают хорошие и отличные отметки, половина опрошенных имеет
несколько «троек», родители отмечали эту позицию на 3% чаще, чем дети; а
остальные 15%, по мнению самих учащихся, и 18%, по мнению родителей,
учатся слабо, т.е. преобладают в основном «тройки».
Таблица №7
Успеваемость респондентов
1. Учусь только на «четыре» и
«пять»
2. У меня есть несколько «троек»
3. Учусь в основном на «тройки»
4. Нет ответа
семьях больше
Таблица №8
Ваша семья (полная/неполная) * Какова успеваемость вашего ребенка?
Ваша
семья...*
Учится только на
«четыре» и «пять»
Полная
Неполная
Всего
26,9%
24%
25,9
Имеет несколько
«троек»
56,5%
56%
56,3
16,7%
20%
17,7
Таблица №9
Укажите пол Вашего ребенка * Какова успеваемость Вашего ребенка?
Пол вашего
ребенка
Какова успеваемость Вашего ребенка?
мужской
женский
Учится только на
"четыре" и "пять"
14
18,7%
35,0%
26
33,8%
65,0%
Имеет несколько
"троек"
43
57,3%
51,2%
41
53,2%
48,8%
10
Учится в основном
на "тройки"
18
24,0%
64,3%
10
13,0%
35,7%
Всего
75
100,0%
49,3%
77
100,0%
50,7%
Учится в основном на
«тройки»
Учащиеся (в %) Родители (в %)
39
52
15
4
25
55
18
7
Причем, как показывают данные, учащихся с «тройками» в неполных
Стр.10