В издании рассмотрены примеры решения задач по основным разделам дисциплины «Генетика»: моногибридному, дигибридному, полигибридному скрещиваниям, взаимодействию генов, хромосомной теории наследственности, молекулярным основам наследственности и другим вопросам. <...> Пользуясь методом генетического анализа и зная генотипы родительских форм, можно предсказать вероятность появления потомства с определенными признаками и, наоборот, по характеру расщепления гибридов устанавливать генотипы родителей. <...> Моногибридное скрещивание При решении задач по данному разделу генетики надо помнить о том, что моногибрид образует гаметы с одной хромосомой, т. е. генотип АА гаметы А, А а А и а, аа а. <...> У фасоли черная окраска А доминирует над белой а. <...> Определить окраску семян в потомстве следующего скрещивания: А а х А а Решение Поскольку речь идет о потомстве, то родители должны образовать гаметы; материнская форма образует гаметы А и а, такие же у отцовской формы (А и а). <...> Гаметы: Аа х Аа А , а Генотип потомства: Фенотип потомства х А , а АА, Аа, Аа, аа, 3 черные : 1 белая Задача 2. <...> Решение 5 Генотип растения с черным семенем может быть двух типов: или АА, или Аа, генотип белосемянного аа. <...> 1) АА х аа 2) Аа х аа Рассмотрим результаты этих скрещиваний: 1) АА х аа Гаметы: А, А х а, а Генотип потомства: Аа, Аа, Аа, Аа все черные 2) Аа х аа Гаметы: А, а х а, а Генотип потомства: Аа Аа : аа аа 1/2 черные 1/2 белые Таким образом, 1/2 черных и 1/2 белых получены во 2-ом скрещивании, т.е. генотип матери Аа. <...> Растение сорта, поражаемого головней, скрещено с растением, гомозиготным по устойчивости к этому заболеванию. <...> Решение R – ген, обуславливающий устойчивость к головне r – ген, обуславливающий восприимчивость а) Родители: rr x RR Гаметы : r,r х R,R Генотип F1: Rr, Rr, Rr, Rr Фенотип F1 : все устойчивые 6 б) F2 получаем путем самоопыления гибридов F1: Rr х Rr Гаметы <...>
Генетика_методические_указания.pdf
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГОУ ВПО «Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Кафедра «Садоводство, ботаника
и физиология растений»
И.И. Разумова
Генетика
Методические указания по решению задач
для студентов, обучающихся по агрономическим специальностям
Кинель
РИЦ СГСХА
Стр.1
2
2010
УДК 575 (07)
Р-17
Разумова, И.И.
Р-17 Генетика : методические указания. – Кинель: РИЦ СГСХА,
2010. –38 с.
В издании рассмотрены примеры решения задач по основным разделам
дисциплины «Генетика»: моногибридному, дигибридному, полигибридному
скрещиваниям, взаимодействию генов, хромосомной теории
наследственности, молекулярным основам наследственности и другим
вопросам.
Методические указания предназначены для студентов очного и заочного
факультетов, обучающихся по агрономическим специальностям.
Стр.2
3
© ФГОУ ВПО Самарская ГСХА, 2010
© Разумова И.И., 2010
Предисловие
Генетика – одна из ведущих наук современной биологии.
Наследование любых признаков и свойств в поколениях организмов,
передача наследственной информации подчиняются определенным,
в ряде случаев хорошо установленным количественным
закономерностям. Пользуясь методом генетического анализа и
зная генотипы родительских форм, можно предсказать вероятность
появления потомства с определенными признаками и, наоборот,
по характеру расщепления гибридов устанавливать генотипы
родителей.
Для прочного усвоения основных положений генетики студентам
необходимо научиться самостоятельно решать различные
типы задач. С этой целью и написаны предлагаемые методические
указания. Они составлены в соответствии с рабочей программой
дмсциплина «Генетика» для агрономических специальностей
сельскохозяйственных вузов и включают примеры решения
задач по всем основным разделам дисциплины.
Сначала разбираются задачи определенного раздела, а затем
предлагаются задачи для самостоятельного решения.
Стр.3
4
1. Моногибридное скрещивание
При решении задач по данному разделу генетики надо помнить
о том, что моногибрид образует гаметы с одной хромосомой,
т. е. генотип АА гаметы А, А а А и а, аа а.
Примеры
Задача 1. У фасоли черная окраска А доминирует над белой а.
Определить окраску семян в потомстве следующего скрещивания:
А а х А а
Решение
Поскольку речь идет о потомстве, то родители должны образовать
гаметы; материнская форма образует гаметы А и а, такие
же у отцовской формы (А и а).
Гаметы:
Аа х Аа
А , а
Генотип потомства:
Фенотип потомства
х А , а
АА, Аа, Аа, аа,
3 черные : 1 белая
Задача 2. При опылении растения фасоли, выросшего из черного
семени, пыльцой белосемянного растения, получили половину черных
и половину белых семян. Определить генотип материнского
растения.
Решение
Стр.4
5
Генотип растения с черным семенем может быть двух типов:
или АА, или Аа, генотип белосемянного аа.
1) АА х аа
2)
Аа х аа
Рассмотрим результаты этих скрещиваний:
1) АА х аа
Гаметы: А, А х а, а
Генотип потомства: Аа, Аа, Аа, Аа
все черные
2) Аа х аа
Гаметы: А, а х
а, а
Генотип потомства: Аа Аа : аа аа
1/2 черные 1/2 белые
Таким образом, 1/2 черных и 1/2 белых получены во 2-ом
скрещивании, т.е. генотип матери Аа.
Задача 3. У овса устойчивость к головне R доминирует над восприимчивостью
(r). Растение сорта, поражаемого головней, скрещено
с растением, гомозиготным по устойчивости к этому заболеванию.
Определить: а) генотипы и фенотипы гибридов F1; б) генотипы
и фенотипы гибридов F2; в) результаты возвратных скрещиваний
гибридов первого поколения с каждой из родительских форм.
Решение
R – ген, обуславливающий устойчивость к головне
r – ген, обуславливающий восприимчивость
а) Родители: rr x RR
Гаметы : r,r х R,R
Генотип F1: Rr, Rr, Rr, Rr
Фенотип F1 : все устойчивые
Стр.5