ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОлОДЕжНОй ПОлИТИкИ
ХАНТЫ-МАНСИйСкОГО АВТОНОМНОГО ОкРУГА – ЮГРЫ
ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ
«СУРГУТСкИй ГОСУДАРСТВЕННЫй ПЕДАГОГИЧЕСкИй УНИВЕРСИТЕТ»
кафедра философии и социологии
РЕлИГИОВЕДЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСкИЕ УкАЗАНИЯ
к СЕМИНАРСкИМ ЗАНЯТИЯМ
Специальность 071401.65 Социально-культурная деятельность
Сургут
2012
Стр.1
УДК
ББК
Печатается по рекомендации
отдела сертификации и методического сопровождения
образовательного процесса СурГПУ
Методические указания к семинарским занятиям
утверждены на заседании кафедры философии и социологии
31 мая 2011 года, протокол №10
Рецензент:
преподаватель кафедры философии и социологии В.И. Миллер
Специальность 071401.65 Социально-культурная деятельность / сост.
М.В. Рахимова. – Сургут : РИО СурГПУ, 2012. – 59 с.
Религиоведение : методические указания к семинарским занятиям.
Методические указания к семинарским занятиям направлены на
организацию самостоятельной работы студентов и призваны оказать помощь
в освоении религиоведческих компетенций
УДк
ББк
© Сургутский государственный
педагогический университет, 2012
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Религия – важный компонент общественной жизни.
Исследование религии как сложного и неоднозначного феномена,
понимание места и роли ее в современном обществе дает личности возможность
сознательно определять свою мировоззренческую позицию.
Вопросы о соотношении знания и веры, науки и религии неизбежно встают
перед человеком, особенно молодым, так как связаны с формированием
его идеалов, ценностей, жизненных ориентаций. Изучение религии
особенно актуально в наше время, в нашей стране, поскольку после
крушения старых идеалов, наблюдается некоторый религиозный вакуум,
когда новые идеалы миропонимания только формируются и заполнить
образовавшуюся пустоту практически нечем. Еще не так давно шла борьба
с религией, а ныне звучат призывы к ее возрождению в качестве основы
культуры и даже государственной идеологии. В подобной ситуации
необходимо обладать определенными знаниями в области религии, и религиоведение
как научная дисциплина немало содействует достижению
нужного результата.
Религиоведение как научная дисциплина включает в себя исследование
сущности религии, ее структуры и функций, типов и форм, места
религии в культуре и обществе. Успех в достижении целей обучения
религиоведению будущего специалиста в области социально-культурной
деятельности во многом может быть обеспечен грамотной организацией
самостоятельной работы студента, включающей в себя семинарские занятия.
Методические
указания к семинарским занятиям по курсу «Религиоведение»
предназначены для студентов факультета социально-культурных
коммуникаций специальности 071401.65 Социально-культурная
деятельность. Студентам данной специальности необходимо знать основные
научные характеристики разных религиозных течений, поскольку
в своей будущей профессиональной деятельности они могут быть включены
в активную коммуникативную практику (при организации праздников,
национальных мероприятий для носителей разных религиозных традиций).
Дисциплина
«Религиоведение» изучается на I курсе в течение
одного семестра. Освоение курса идет параллельно с курсом философии,
что позволяет формировать не только фундаментальные знания о мире,
субъект-объектной реальности и проблемах личности, но и выстраивать
целостное представление о месте и роли религии в сложном поликультурном
мире.
3
Стр.3
Связь дисциплины религиоведения с философией настроена на
формирование личности студента, ориентированной на толерантное отношение
к носителям разных религиозных культур, на независимое (критическое)
осмысление артефактов религиозной культуры, на самостоятельное
определение себя в обществе и культуре. В результате освоения
курса религиоведения студенты приобретают умение работать в поликультурном
пространстве, а также социокультурные, коммуникативные,
методологические компетенции.
Цель курса – формирование целостного представления о современной
религиоведческой науке в ее основных методологических и социокультурных
аспектах.
Задачи курса:
• формировать представление о ранних, родоплеменных, национальных,
мировых и современных религиях;
• анализировать основные подходы к изучению предмета религиоведения;
•
изучать базовые принципы, функции и структуру религиоведения;
• исследовать социокультурные факторы, способствовавшие образованию
религиозных течений;
• анализировать и интерпретировать тексты, посвященные проблемам
религии.
Ожидаемые результаты:
Учитывая специфику компетенций, которые закладываются данной
специальностью, по окончании лекционного курса и семинарских занятий
студент должен:
иметь представление:
• об основных функциях, структуре и принципах развития религиоведения
как комплексной гуманитарной науки;
• об основных концепциях и научных подходах к изучению предмета
религиоведения;
• о формировании ранних, родоплеменных, национальных, мировых
религий;
• о современном состоянии религии;
знать:
лигий;
• историю основных национальных, мировых и современных ре•
специфику религиозного вероучения и культа;
• основные источники вероучения (священные книги) и научные
труды, посвященные проблемам религии;
• содержание понятия «межконфессиональный диалог»;
уметь:
• анализировать и интерпретировать тексты, посвященные проблемам
религии;
4
Стр.4
• выделять особенности религиозной культовой практики каждой
из рассматриваемых религий;
• вести диалог на религиозные темы;
• использовать знания о культовой специфике разных религий в
игровом моделировании, чтобы применять их при постановке мероприятий
(профессиональных празднеств, к примеру).
Достижение поставленных задач возможно при системном комплексном
подходе к обучению, включающему в себя научно-исследовательскую,
практико-ориентированную и творческую составляющую
деятельностного освоения дисциплины.
Формы контроля процесса и результатов усвоения студентами содержания
дисциплины определяются в зависимости от методов организации
деятельности на семинарском занятии. Контроль выполнения
самостоятельной работы студентов проводится при помощи методов
фронтального и индивидуального опросов по вопросам темы, в рамках
групповых дискуссий, в ходе дидактических игр.
Традиционные индивидуально-фронтальные формы работы предполагают
итоговый самоконтроль, взаимный контроль студентов и оценку
деятельности студентов преподавателем по рейтинговой системе.
При организации коллективно-распределенной деятельности студентов
в группах более эффективны формы рефлексивной и ретроспективной
оценки и контроля. Рефлексивная оценка предполагает обращение
к основаниям собственного (группового или индивидуального) решения
проблемы, с анализом результатов деятельности. Ретроспективная оценка
помогает определить качество взаимодействия в группе при решении
поисковой задачи. Такие формы контроля применяются при организации
дидактических игр и групповых дискуссий.
Одним из условий, обеспечивающих успех семинарских занятий,
является совокупность определенных требований к выступлениям студентов.
Готовность
студента к семинару будет определяться такими критериями
оценки, как:
• умение грамотно оперировать понятийно-категориальным аппаратом
изучаемой темы;
• умение четко формулировать проблему, доказательно аргументировать
выдвигаемые тезисы;
• умение проводить междисциплинарные связи, связывая теоретические
положения доклада с современной жизнью;
• умение грамотно составить доклад, сообщение и выступать с сообщением;
•
владение современными информационными (мультимедийными)
технологиями при подготовке к выступлению (слайды, презентации,
видеоматериалы);
5
Стр.5
• владение навыками самостоятельной работы с основной, дополнительной
литературой, Интернет-ресурсами;
• умение вести толерантный диалог на религиозные темы;
• умение задавать корректные вопросы по теме семинара, а также
отвечать на вопросы сокурсников и преподавателя;
• владение навыками инициативной, научной и творчески ориентированной
работы в группе;
• умение анализировать научные примеры и факты в их взаимообусловленности
и взаимосвязи;
• умение анализировать и интерпретировать тексты, посвященные
проблемам религии;
• умение использовать знания о культовой специфике разных религий
в игровом моделировании.
Целью данных методических указаний является организация самостоятельной
научно-исследовательской, практико-ориентированной,
творческой работы студента по наиболее важным темам религиоведения.
Реализация поставленной цели предусматривает постановку следующих
задач:
• обеспечение студента необходимой методологической и методической
информацией по изучаемому предмету;
• ознакомление студента с формами семинарских занятий;
• обеспечение студента планами семинарских занятий;
• ознакомление студента с основами самостоятельной работы с
научной литературой, религиозными текстами, Интернет-источниками;
• обеспечение студента примерами хрестоматийного материала по
курсу религиоведения;
• обучение рациональным приемам подготовки к семинарскому
занятию.
6
Стр.6
СОДЕРжАНИЕ
Введение ........................................................................................................ 3
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям ........... 7
Содержание семинарских занятий
I. ТЕОРИЯ РЕлИГИИ
Занятие №1 Предмет религиоведения и его структура ............................ 12
Занятие №2 Элементы религии. Социальные функции религии ............. 14
II. ИСТОРИЯ РЕлИГИИ: РАННИЕ, НАцИОНАльНЫЕ,
МИРОВЫЕ, СОВРЕМЕННЫЕ РЕлИГИИ
Занятие №3 Ранние формы религиозной культуры .................................. 17
Занятие №4 Ранние формы религии: земледельческий культ
и шаманизм ....................................................................................................... 19
Занятие №5 Национальные религии Древнего Востока ........................... 21
Занятие №6 Национальные религии Античности ..................................... 24
Занятие №7 Национально-государственные религии Индии
и Китая .............................................................................................................. 25
Занятие №8 Национально-государственные религии Израиля,
Ирана, Японии .................................................................................................. 28
Занятие №9 Мировые религии: Буддизм .................................................... 30
Занятие №10 Основные течения Буддизма. Развитие Буддизма
в России ............................................................................................................. 32
Занятие №11 Мировые религии: Христианство ........................................ 34
Занятие №12 Христианские конфессии в современном обществе .......... 37
Занятие №13 История и специфика исламской культуры ........................ 41
Занятие №14 Ислам: основы вероучения и культа .................................... 43
Занятие №15 Современные религиозные движения ................................. 45
Занятие №16 Социокультурные аспекты межконфессионального
диалога .............................................................................................................. 48
Приложение 1 Десять заповедей Иудаизма ................................................ 52
Приложение 2 Джатака о тростинке для питья ......................................... 53
Приложение 3 Нагорная проповедь. Евангелие от Матфея ..................... 56
Приложение 4 Коран. Сура Аль-Фатиха .................................................... 57
59
Стр.59