Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Формирование и анализ публичной отчетности образовательной организации (200,00 руб.)

0   0
Первый авторЕндовицкий Дмитрий Александрович
АвторыБеленов Борислав Олегович, Пожидаева Татьяна Алексеевна, Коменденко Сергей Николаевич, Купрюшина Ольга Михайловна, Министерство образования и науки РФ , Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежский государственный университет" , Ендовицкий Дмитрий Александрович
ИздательствоВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Страниц284
ID353040
АннотацияИзложены теоретические, организационные и методические проблемы формирования и анализа публичной отчетности образовательной организации. Исследование проведено на примере российских вузов, в том числе Воронежского государственного университета
Кому рекомендованоДля студентов, преподавателей, аспирантов экономических вузов, руководителей бюджетных образовательных организаций и специалистов экономических служб вузов
УДК330.332.01
ББК65.052
Ендовицкий, Д. А. Формирование и анализ публичной отчетности образовательной организации : монография / Б. О. Беленов, Т. А. Пожидаева, С. Н. Коменденко, О. М. Купрюшина; ред. Д. А. Ендовицкий; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежский государственный университет"; Д. А. Ендовицкий .— Воронеж : ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2015 .— 284 с. — URL: https://rucont.ru/efd/353040 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Выявлены функции и роль данной отчетности с позиции интересов различных стейкхолдеров вуза; раскрыто нормативное регулирование формирования отчетности образовательных организаций; предложена схема комплексного анализа деятельности вуза с использованием данных его публичной отчетности. <...> Представлены модели анализа эффективности реализации стратегии вуза; разработан подход к вероятностной оценке эффективности его деятельности, в основу которого положен принцип дискриминации вузов на эффективные и неэффективные; изложена методика рейтингового анализа вузов с использованием данных публичной отчетности. <...> Функции, задачи и роль публичной отчетности для принятия решений различными стейкхолдерами образовательной организации . <...> Модель бизнес-процесса формирования публичной отчетности вуза: координатор, исполнители, сроки проведения работ . <...> Анализ оборачиваемости активов и рентабельности деятельности образовательной организации . <...> Рейтинговый анализ вузов с использованием данных публичной отчетности . <...> В связи с этим образовательная организация как общественно значимый субъект, представляющий публичную отчетность, может не только отражать обязательные сведения, закрепленные в нормативно-законодательных документах, но и, учитывая интересы различных стейкхолдеров и социальную ответственность, создавать собственный формат годового отчета о своей деятельности. <...> При всем многообразии научных разработок и методических рекомендаций по представлению и заполнению форм публичной отчетности образовательной организации до сих пор не построена модель бизнес-процесса формирования годового отчета о ее деятельности. <...> В частности, выявлены функции и роль публичной отчетности с позиции интересов различных стейкхолдеров вуза; проведен сравнительный анализ положений российских правовых актов формирования отчетности образовательных организаций и международных стандартов раскрытия <...>
Формирование_и_анализ_публичной_отчетности_образовательной_организации.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.280
Стр.281
Стр.282
Стр.283
Стр.284
Формирование_и_анализ_публичной_отчетности_образовательной_организации.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФОРМИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ПУБЛИЧНОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Монография Воронеж Издательский дом ВГУ 2015
Стр.1
УДК 330.332.01 ББК 65.052 Ф79 Н а у ч н ы й р е д а к т о р – доктор экономических наук, профессор Д. А. Ендовицкий А в т о р ы: Д. А. Ендовицкий (в соавторстве введение, главы 1–4), Б. О. Беленов (в соавторстве главы 1, 2, 4), Т. А. Пожидаева (в соавторстве введение, глава 3, заключение), С. Н. Коменденко (в соавторстве п. 2.3 и 4.1), О. М. Купрюшина (в соавторстве п. 2.2, заключение) Ф79 Формирование и анализ публичной отчетности образовательной организации : монография / [Д. А. Ендовицкий и др. ; науч. ред. Д. А. Ендовицкий] ; Воронежский государственный университет. – Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015. – 284 с. : ил. ISBN 978-5-9273-2235-0 Изложены теоретические, организационные и методические проблемы формирования и анализа публичной отчетности образовательной организации. Выявлены функции и роль данной отчетности с позиции интересов различных стейкхолдеров вуза; раскрыто нормативное регулирование формирования отчетности образовательных организаций; предложена схема комплексного анализа деятельности вуза с использованием данных его публичной отчетности. Представлена модель бизнеспроцесса формирования годового отчета о деятельности вуза, выявлены особенности раскрытия информации в различных формах его публичной отчетности. Обоснованы методические аспекты и особенности анализа финансового состояния образовательной организации, результаты которого являются элементом публикуемого годового отчета о ее деятельности. Представлены модели анализа эффективности реализации стратегии вуза; разработан подход к вероятностной оценке эффективности его деятельности, в основу которого положен принцип дискриминации вузов на эффективные и неэффективные; изложена методика рейтингового анализа вузов с использованием данных публичной отчетности. Исследование проведено на примере российских вузов, в том числе Воронежского государственного университета. Для студентов, преподавателей, аспирантов экономических вузов, руководителей бюджетных образовательных организаций и специалистов экономических служб вузов. УДК 330.332.01 ББК 65.052 ISBN 978-5-9273-2235-0 © Воронежский государственный университет, 2015 © Оформление, оригинал-макет. Издательский дом ВГУ, 2015
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ......................................................................................................... 5 Г Л А В А 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА ПУБЛИЧНОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ....................... 9 1.1. Функции, задачи и роль публичной отчетности для принятия решений различными стейкхолдерами образовательной организации ............................................................. 9 1.2. Сравнительный анализ положений российских правовых актов формирования отчетности вузов и международных стандартов раскрытия информации некоммерческими организациями .................................................... 20 1.3. Реализация комплексного подхода к раскрытию содержания анализа деятельности вуза на основе его публичной отчетности ................................................................... 50 Г Л А В А 2. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ПУБЛИЧНОЙ ОТЧЕТНОСТИ ВУЗА.................................................................................. 66 2.1. Модель бизнес-процесса формирования публичной отчетности вуза: координатор, исполнители, сроки проведения работ ...................................................................................................... 66 2.2. Раскрытие информации в формах публичной отчетности вуза и взаимоувязка ее показателей ................................................. 79 2.3. Стратегическая информация в системе публичной отчетности вуза .................................................................................... 90 Г Л А В А 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ....................................................................................... 106 3.1. Цель, задачи и информационная база анализа финансового состояния образовательной организации ................ 106 3.2. Анализ имущественного положения образовательной организации и ее капитальных вложений ..................................... 111 3.3. Анализ текущей платежеспособности и финансовой устойчивости образовательной организации ................................. 127 3.4. Анализ оборачиваемости активов и рентабельности деятельности образовательной организации ................................. 136 3
Стр.3
Г Л А В А 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ И ОЦЕНКЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА ПО ДАННЫМ ЕГО ПУБЛИЧНОЙ ОТЧЕТНОСТИ ........................................................................................... 141 4.1. Экономический анализ выполнения программы стратегического развития вуза ........................................................ 141 4.2. Анализ эффективности деятельности вуза с применением вероятностного подхода .................................................................... 161 4.3. Рейтинговый анализ вузов с использованием данных публичной отчетности ....................................................................... 172 Заключение ................................................................................................ 182 Приложения ............................................................................................... 191 Библиографический список ..................................................................... 266 4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Одной из особенностей развития экономики на современном этапе являются ее информационная открытость и доступность получаемых сведений. В связи с этим образовательная организация как общественно значимый субъект, представляющий публичную отчетность, может не только отражать обязательные сведения, закрепленные в нормативно-законодательных документах, но и, учитывая интересы различных стейкхолдеров и социальную ответственность, создавать собственный формат годового отчета о своей деятельности. Этот формат публичной отчетности представляет собой инструмент формирования общественного мнения, поскольку способствует ликвидации дефицита достоверных сведений о видах деятельности образовательной организации, обеспечивает понимание существующих проблем системы образования в целом и конкретной организации в частности. Такая ориентированность публичной отчетности обусловливает необходимость разработки модели бизнес-процесса ее формирования, порядка раскрытия представляемой в ней информации, взаимоувязки показателей с другими формами публичной отчетности. Помимо организационного обеспечения формирования публичной отчетности образовательной организации, возникает потребность в методике ее комплексного анализа, которая позволила бы оценить эффективность разноплановых видов деятельности данной организации как по отдельности, так и во взаимосвязи друг с другом, выявить их совокупное влияние на конечные результаты ее функционирования. Развитие международного сотрудничества в сфере образовательных услуг требует оценки конкурентоспособности и престижности получаемого образования на международном уровне. Поэтому одной из актуальных проблем является построение рейтинга на базе комплексного анализа показателей публичной отчетности. Вопросы нормативного финансирования образовательных организаций рассматривали следующие авторы: М. Л. Аграно5
Стр.5
Библиографический список 149. Ковальская О. Нормативное финансирование : сфера применения и граница возможностей / О. Ковальская // Экономика образования. – 2003. – № 2. – С. 65–66. 150. Куранов М. В. Показатели и модели анализа финансового состояния на различных этапах жизненного цикла организации / М. В. Куранов // Финансовый анализ. – 2008. – № 5 (110). – С. 56–60. 151. Левшин Г. В. Анализ финансовой устойчивости организации с использованием различных критериев оценки / Г. В. Левшин // Финансовый анализ. – 2008. – № 4 (109). – С. 58–64. 152. Морозова Л. В. Относительный характер экономической интерпретации изменений, выявленных по результатам чтения баланса / Л. В. Морозова // Финансовый анализ. – 2007. – № 13 (94). – С. 64–67. 153. Морозова Л. В. Проблема формирования рациональной структуры оборотных активов «платежеспособной» организации / Л. В. Морозова // Финансовый анализ. – 2007. – № 14 (95). – С. 24–28. 154. Разработка стратегии образовательного учреждения : методические рекомендации / О. Б. Веретенникова [и др.] // Университетское управление : практика и анализ. – 2008. – № 4. – С. 3–403. 155. Репина О. В. Финансовое планирование и формирование бюджета на университетском уровне / О. В. Репина // Университетское управление : практика и анализ. – 2000. – № 4 (15). – С. 46–49. 156. Романов Е. В. Методологические аспекты разработки стратегии вуза в современных условиях / Е. В. Романов // Инновационный Вестник Регион. – 2011. – № 3. – С. 12–17. 157. Сапрыкин В. Н. Распределительные статьи баланса в анализе показателей ликвидности организации / В. Н. Сапрыкин // Финансовый анализ. – 2008. – № 14 (119). – С. 62–66. 158. Солянникова С. П. Проблемы финансового обеспечения российских вузов в условиях бюджетной реформы / С. П. Солянникова // Вопросы образования. – 2006. – № 1. – С. 47–65. 159. Столяренко Ф. Р. Новый хозяйственный механизм в вузе / Ф. Р. Столяренко, А. А. Воронин // Alma Mater. Вестник высшей школы. – 1989. – № 5. – С. 53–57. 160. Табалина С. А. Международные стандарты отчетности организаций сектора государственного управления / С. А. Таба280
Стр.280
Библиографический список лина // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2011. – № 3. – С. 49–61. 161. Тимофеева Г. В. Рынок образовательных услуг вузов : анализ предложения и спроса / Г. В. Тимофеева, Н. С. Мушкетова // Экономический анализ : теория и практика. – 2014. – № 27. – С. 44–55. 162. Хайруллин А. Г. Анализ финансового состояния организации в условиях бюджетирования / А. Г. Хайруллин // Экономический анализ : теория и практика. – 2013. – № 9. – С. 43–47. 163. Щербакова Н. С. Анализ использования оборотных активов и их влияние на платежеспособность коммерческой организации / Н. С. Щербакова // Экономический анализ : теория и практика. – 2013. – № 8. – С. 25–29. Интернет-ресурсы 164. Официальный сайт Воронежского государственного университета. – Режим доступа: http://www.vsu.ru/ 165. Годовой отчет Воронежского государственного университета. – Режим доступа: http://www.vsu.ru/russian/docs/reports. html 166. Отчет о самообследовании ФГБОУ ВПО «ВГУ» по состоянию на 1 апреля 2014 г. – Режим доступа: http://www.vsu.ru/ russian/docs/reports.html 167. Отчет о реализации комплексов мероприятий и проектов, предусмотренных программой стратегического развития университета на 2012–2016 гг. – Режим доступа: http://www.vsu. ru/russian/docs/reports.html 168. План финансово-хозяйственной деятельности Воронежского государственного университета. – Режим доступа: http:// www.vsu.ru/russian/docs/reports.html 169. Презентация ректора ВГУ Ендовицкого Д. А. «Воронежский государственный университет в год своего 95-летия : основные итоги 2012–2013 учебного года и задачи на 2013–2014 учебный год». – Режим доступа: http://www.vsu.ru/russian/docs/reports. html 170. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.minfi n.ru/ru/ 281
Стр.281
Библиографический список 171. Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора. – Режим доступа: http://minfi n.ru/ru/ perfomance/budget/sfo/# 172. Проект Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления». – Режим доступа: http://minfi n.ru/ru/ perfomance/budget/sfo/# 173. Проект Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности». – Режим доступа: http:// minfi n.ru/ru/perfomance/budget/sfo/# 174. Национальный рейтинг университетов. – Режим доступа: http://www.univer-rating.ru/rating_common.asp 175. Consultations : Strategy // The World Bank : offi cial site. – Mode of access: http://consultations.worldbank.org/content/ strategy/ 282
Стр.282
Н а у ч н о е и з д а н и е Ендовицкий Дмитрий Александрович, Беленов Борислав Олегович, Пожидаева Татьяна Алексеевна, Коменденко Сергей Николаевич, Купрюшина Ольга Михайловна ФОРМИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ПУБЛИЧНОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Монография Редактор А. Ю. Игнатова Компьютерная верстка Л. О. Мещеряковой Корректор Г. И. Старухина Подписано в печать 18.09.2015. Формат 60×90/16. Уч.-изд. л. 17,5. Усл. п. л. 17,8. Тираж 500 экз. Заказ 360
Стр.283
Издательский дом ВГУ 394000 Воронеж, пл. Ленина, 10 Отпечатано в типографии Издательского дома ВГУ 394000 Воронеж, ул. Пушкинская, 3
Стр.284