Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов (200,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляренко А. М.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц465
ID352739
АннотацияУчебник, ориентированный на изучение физиологии высшей нервной деятельности в вузах и на факультетах, готовящих психологов и педагогов разных специализаций, раскрывает связи физиологических феноменов и знаний с психологическими и педагогическими, а также использование их в практике деятельности психологов и педагогов. В нем много иллюстраций, помогающих усваивать сложное содержание высшей нервной деятельности человека. Во втором разделе изложены концепции знаний, которые характеризуют физиологическую психологию и физиологическую педагогику. По особенностям отбора физиологических данных и рассмотрению их в связях с психологическими и педагогическими теориями и практикой учебник не имеет аналогов. Материалы учебника избирательно могут быть использованы при изучении общей психологии, общей педагогики, педагогической антропологии, коррекционной педагогики, обеспечения безопасности жизнедеятельности и др.
Кем рекомендованоУчебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям
Кому рекомендованоДля студентов, курсантов и слушателей специальных учебных заведений, аспирантов, научных работников, практикующих психологов и педагогов.
ISBN978-5-238-01540-8
УДК159.91(07)
ББК88.3я73-1
Столяренко, А.М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов : учебник / А.М. Столяренко .— Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 465 с. : ил. — ISBN 978-5-238-01540-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/352739 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Затем посчастливилось в течение двух лет слушать в МГУ лекции по физиологии высшей нервной деятельности выдающегося физиолога Петра Кузьмича Анохина. <...> В публикациях последних 30 лет, посвященных разным психологическим и педагогическим проблемам, многие вопросы освещались с использованием данных о физиологии мозга и психофизиологии2. <...> Об этом заставляют задуматься такие, например, факты: • содержание программ и занятий крайне мало связано с деятельностью психологов и имеет выраженный медицинский • уклон; физиологические знания в преподавании обильны, детализированы до ненужных мелочей, из которых для психологии ничего не следует; называется много мнений разных исследователей по одним и тем же вопросам без резюмирующих за• ключений преподавателей и авторов пособий; значительная доля сообщаемых сведений получена при исследовании животных, но весьма мало данных о человеке; создается впечатление, что высшая нервная деятельность человека • мало чем отличается от имеющейся у животных; изложение физиологических знаний строится без должной связки с психической деятельностью, психологическими знаниями, спецификой предстоящей деятельности психологов и при бедности практических рекомендаций для них — это противоречит педагогическому требованию адаптации преподавания к категории обучающихся и тематика программ обрыва• ется как раз там, где следует, наконец, перейти к этому; все выглядит так, что физиологические знания нужны ради знаний и экзамена, а не для жизни и дела, и пусть психолог и педагог сами решают, что и как применять, т.е. эта сложнейшая и малоисследованная задача, оказавшаяся не по силам самим преподавателям, перекладывается на тех, кто • еще учится; преподавание зачастую ведется специалистами по физиологии (причем не всегда специализирующимися по высшей нервной деятельности), которые иногда не равноценно подготовлены • по психологии; нередко выводы о связях физиологических <...>
Физиология_высшей_нервной_деятельности_для_психологов_и_педагогов._Учебник._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник..pdf
УДК 159.91(07) ББК 88.3ÿ73-1 Ñ81 Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Столяренко, Алексей Михайлович. С81 Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям / А.М. Столяренко. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 463 ñ. ISBN 978-5-238-01540-8 Агентство CIP РГБ Учебник, ориентированный на изучение физиологии высшей нервной деятельности в вузах и на факультетах, готовящих психологов и педагогов разных специализаций, раскрывает связи физиологических феноменов и знаний с психологическими и педагогическими, а также использование их в практике деятельности психологов и педагогов. В нем много иллюстраций, помогающих усваивать сложное содержание высшей нервной деятельности человека. Во втором разделе изложены концепции знаний, которые характеризуют физиологическую психологию и физиологическую педагогику. По особенностям отбора физиологических данных и рассмотрению их в связях с психологическими и педагогическими теориями и практикой учебник не имеет аналогов. Для студентов, курсантов и слушателей специальных учебных заведений, аспирантов, научных работников, практикующих психологов и педагогов. Материалы учебника избирательно могут быть использованы при изучении общей психологии, общей педагогики, педагогической антропологии, коррекционной педагогики, обеспечения безопасности жизнедеятельности и äð. ББК 88.3ÿ73-1 ISBN 978-5-238-01540-8 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2009 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания. Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какойлибо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. © Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2009
Стр.3
Оглавление От автора Раздел I. Общая физиология высшей нервной деятельности Глава 1. Науковедческие основы физиологии высшей нервной деятельности 1.1. Физиология высшей нервной деятельности человека как наука Науковедческие основы физиологии ВНД человека (12) • Методология и методы исследования физиологии ВНД (15) 1.2. История развития взглядов на высшую нервную деятельность Предыстория исследований ВНД (21) • Начала научного подхода к высшей нервной деятельности (25) • Исследования È.Ï. Павлова (29) • Исследования второй половины ХХ — начала ÕÕI â. (31) 1.3. Физиология высшей нервной деятельности как учебная дисциплина в системе психологического и педагогического образования Цели и задачи изучения физиологии высшей нервной деятельности (34) • Концепция изучения курса (37) Глава 2. Основы нейрофизиологии 2.1. Строение и функции нервной системы человека Общее строение нервной системы (45) • Центральная нервная система (ìîçã) (47) 2.2. Нервная клетка, синапсы и физико-химические явления в нервной ткани Нервная клетка (íåéðîí) (61) • Возбуждение нейрона (63) • Распространение возбуждения по нервным цепям и сетям (69) 2.3. Взаимоотношения отделов и организация функционирования центральной нервной системы 74 61 45 45 34 21 3 11 12 12
Стр.8
8 Глава 3. Психофизиология сенсорных систем 3.1. Общая характеристика сенсорных систем РИМСКОЕ ПРАВО 81 Эволюция сенсорных систем (81) • Общая характеристика сенсорных систем (85) • Психофизиологические характеристики сенсорных систем (87) 3.2. Психофизиология основных сенсорных систем Экстерорецептивные системы (92) • Интерорецептивные системы (104) • Проприорецептивные системы (108) • Психофизиология боли (111) 3.3. Сенсорные системы в жизнедеятельности человека: общее и индивидуальное Сенсорная организация человека и жизнедеятельность (113) • Общее и индивидуальное в развитии и проявлениях сенсорной сферы (118) Глава 4. Основные явления в высшей нервной деятельности 4.1. Основные процессы высшей нервной деятельности Процессы дивергенции, конвергенции, иррадиации, концентрации, индукции (125) • Торможение (128) 4.2. Рефлекторные явлении в высшей нервной деятельности Понятие о рефлексе и безусловные рефлексы (131) • Условный рефлекс и его формирование (135) • Виды условных рефлексов (142) Комментарии к условно-рефлекторной теории (146) 4.3. Начала системности в высшей нервной деятельности Динамическая стереотипия (149) • Доминанта (153) • Функциональные системы (156) • Аналитико-синтетическая деятельность мозга (160) Понятие о двух сигнальных системах (161) • Речевой анализатор (163) • Взаимодействие двух сигнальных систем (171) • Функционирование слова в ВНД (173) Раздел II. Физиологическая психология и педагогика Глава 5. Физиология высшей нервной деятельности и психика человека 5.1. Физиология мозга и психика Физиологическая психология и психофизиология (182) • Психофизическая и психофизиологическая проблемы (184) • Психофизиологическая проблема в свете системного подхода (192) 181 182 182 131 149 4.4. Сигнальные системы в высшей нервной деятельности человека 161 125 125 113 81 92
Стр.9
Глава 1. Введение в римское право 5.2. Высшая нервная деятельность и основные психические явления Когнитивная физиология и психология ощущений (200) • Внимание (203) • Восприятие (207) • Память (210) • Представления (217) • Мышление (218) • Психические состояния (225) • Эмоции (227) Глава 6. Физиологическая психология активности и поведения 6.1. Глубинные физиологические механизмы активности Физиология в мотивации активности (232) • Потребности и активность (235) • Инстинктивные побуждения к активности (238) 6.2. Физиологические концепции целенаправленной активности нова (252) • Поведенческий акт по Ï.Ê. Анохину (254) • Концепция системоквантов К.В. Судакова (259) 6.3. Физиологические аспекты произвольного и целенаправленного поведения человека Концепция «физиологии активности» Н.А. Бернштейна (250) • Потребностно-информационная теория эмоций П.В. Симо232 232 9 200 250 Потребности человека и активность (261) • Физиологическая психология духовных потребностей (267) • Вторая сигнальная система и произвольное поведение (270) Глава 7. Психофизиология личности 7.1. Возрастная психофизиология Исследования возрастного развития человека (274) • Созревание (277) Зрелость (284) • Поздний возраст (288) 7.2. Психофизиология и генетика Гены (290) • Генная наследственность (293) • Гены человека и личностные особенности (298) 7.3. Психофизиология темперамента и способностей Свойства и общие типы нервной системы (299) • Частные типы высшей нервной деятельности (302) • Нервная система и темперамент (303) • Способности (308) 7.4. Социальная психофизиология становления личности Социализация человека в филогенезе (313) Социализация человека в онтогенезе (317) Глава 8. Психофизиология жизнедеятельности 8.1. Психофизиология здоровой жизни Здоровье в жизни человека (324) • Здоровой образ жизни (328) 8.2. Психофизиология труда Физиология, труд, человек (335) • Психофизиология физического и умственного труда (339) • Работоспособность и ее 324 324 335 290 299 313 261 274 274
Стр.10
10 РИМСКОЕ ПРАВО динамика в процессе труда (341) • Психофизиология в научной организации труда (351) 8.3. Психофизиология человека в новых и экстремальных условиях Биология стресса (358) • Психологический стресс (361) • Стресс в жизни человека (366) 8.4. Соматические заболевания, психологические и педагогические аспекты лечения больного Глава 9. Начала физиологической педагогики 9.1. Физиологическая педагогика как отрасль педагогики К истории физиологической педагогики (384) • О науковедческих основах физиологической педагогики (395) 9.2. Физиологическая педагогика личности Физиологическая педагогика на основных этапах жизни человека (399) • Педагогика становление личности и физиологическая подготовка (405) 9.3. Физиологическая педагогика обучения, развития и воспитания человека Физиолого-педагогические принципы педагогической деятельности (410) • Физиологическая педагогика обучения (417) • Физиологическая педагогика развития (428) • Физиологическая педагогика воспитания (431) 9.4. Физиология педагогического и учебного труда Физиология педагогического труда (446) Физиология учебного труда (451) Письмо И.П. Павлова к молодежи 457 Глоссарий 458 446 410 Психофизиология болезни (372) • Болезнь и личность (374) • Êóðåíèå, алкоголизм, наркомания (377) 358 372 384 384 399
Стр.11

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ