В эти годы и произошли стратегические перемены в переориентации компаний с производства на потребителей, на сегментирование рынка и на создание дополнительных ценностей как ожидаемых ценностей покупателей. <...> Компании стали постепенно концентрировать свой ресурс на базовых продуктах, на базовых покупателях, на базовых партнерах-субподрядчиках. <...> На этом этапе приближения к конечному покупателю традиционный маркетинг завершал свою жизнедеятельность, потому что следующим шагом в сближении с потребителем стала уже не продажа произведенного компанией продукта, а создание вместе с потребителем его значимых на долговременную перспективу ценностей. <...> В настоящее время теория и практика менеджмента ориентированы на удовлетворение развивающихся потребностей и ценностей конечного, штучного потребителя, ставшего главным объектом бизнеса, источником его дохода и устойчивости развития. <...> Экономика и бизнес в условиях стратегических изменений Радикальные изменения Радикальные изменения Радикальные изменения Постиндустриальная эпоха Сельскохозяйственная эпоха 8000 г. до н.э. <...> Макросреда Отраслевая среда Рыночная среда Бизнес Рынок покупателей Рынок базовых продуктов Макроусловия бизнеса Рис. <...> Особое внимание мы сконцентрируем на роли потребителя как главного объекта бизнеса и рыночной среды. <...> Переориентация компаний с производства и продаж на потребителя, приближение к нему, создание и эффективное удовлетворение потребительских ценностей. <...> Роль потребителя непрерывно возрастает, он становится основным объектом бизнеса, основным источником дохода и долговременной устойчивости развития фирмы. <...> Переориентация бизнеса на потребителя меняет концепции управления бизнесом, принципы и 14 Часть I. <...> Переориентация бизнеса с продаж товаров, услуг на удовлетворение потребностей конечных покупателей, на создание меняющихся ценностей покупателей как объекта стоимости и доходности изменяет концепцию <...>
Стратегии_управления_бизнесом._От_теории_к_практической_разработке_и_реализации._Монография._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник..pdf
УДК 005.21:658.114
ББК 65.290-211
Ã91
Рецензенты:
доктор экономических наук, профессор Э.М. Коротков
(зав. кафедрой менеджмента Государственного университета управления);
доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН,
заслуженный экономист РФ С.А. Масютин;
кандидат исторических наук, профессор Е.М. Ефимова
(директор Института экономики и управления
Международной академии бизнеса и управления);
доцент кафедры менеджмента Международной академии
бизнеса и управления Н.Ф. Семенов
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Грушенко, Валерий Иванович.
Ã91
ботке и реализации: монография / В.И. Грушенко. — М.: ЮНИТИДАНА:
Закон и ïðàâî, — 295 ñ.
Стратегии управления бизнесом. От теории к практической разра2015.
ISBN
978-5-238-01768-6
Агентство CIP РГБ
Представленный автором материал является результатом многолетних теоретических
исследований и практического знакомства с опытом работы многих зарубежных и
российских компаний во время стажировки и учебы в США, ФРГ, Австрии, Швеции, а
также выполнения более 40 бизнес-проектов по разработке стратегий развития и
управления российских компаний и личного опыта работы в качестве процессорного
преподавателя-консультанта российско-шведского проекта «Развивай свою фирму» в
2001—2007 ãã.
Показана эволюция концепций, принципов и методов управления бизнесом на разных
исторических этапах развития. Основное внимание уделено изменению роли потребителя
в бизнесе в процессе развития его внутренних потребностей и ценностей.
Для студентов, аспирантов, преподавателей и руководителей компаний, изучающих
дисциплины и вопросы, связанные с выбором стратегии развития и управления бизнесом.
ББК 65.290-211
ISBN 978-5-238-01768-6
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2010
Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания (ФЗ ¹ 94-ФЗ от
21 июля 2005 г.). Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какойлибо
форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2010
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие автора
Часть I. ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ
СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ
Глава 1. Эпоха стратегических изменений
Взаимоотношения человека и окружающей среды
Характерные тенденции макроэкономических изменений
и условий бизнеса
Глава 2. Социальная ориентация экономики и бизнеса
Назначение экономики и бизнеса
Капиталистическая и социалистическая экономика
Глава 3. Изменение роли потребителя в эволюции концепций развития
и стратегий управления компаниями
Потребитель — главный субъект рынка и объект бизнеса
Что хочет современный потребитель? Как он мыслит?
Знает ли бизнес своих потребителей?
Часть II. ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ И СТРАТЕГИЙ УПРАВЛЕНИЯ
Глава 4. Методологические основы разработки стратегии развития
и управления бизнесом
Глава 5. Современное восприятие сущности стратегии бизнеса
Глава 6. Эволюция концепций взаимодействия бизнесов
с внешней средой и принципов управления
Концепция адаптации деятельности бизнеса и внешней среды
Эволюция системы планирования
Неопределенное поведение внешней среды с непредсказуемыми
последствиями воздействий
Ситуационный подход в управлении
Глава 7. Концепции ориентации бизнеса в рыночной среде
Эпоха ориентации бизнеса на продажи
Эпоха ориентации бизнеса на удовлетаорение потребностей
и ценностей потребителя
Глава 8. Концепции обеспечения конкурентоспособности бизнеса
Конкурентоспособность и ориентация бизнеса
Концепция конкурентоспособности бизнеса в ориентации на товар
Концепция конкурентоспособности бизнеса в ориентации
на конечного потребителя
Глава 9. Эволюция стратегий управления компанией и бизнесом
Стратегии диверсифицированного производства
Методы и модели разработки стратегий
Конкурентные стратегии бизнесов
Стратегии компании и бизнеса в ориентации на потребителя
Глава 10. Примеры реализации стратегий диверсификации, конкурентной
борьбы и по созданию потребительской ценности
Пример 1: ЗАО «Аркада»
Пример 2: Анализ бизнес-портфеля ОАО «Стройжилье»
Пример 3: Фирма ООО «Форматек»
Пример 4: Изменение стратегии развития компании Volvo
3
5
5
5
10
16
16
17
23
23
31
38
38
40
51
51
52
71
76
80
80
92
106
106
111
121
126
126
138
144
158
170
170
178
185
199
Стр.295
Пример 5: Шведская компания SKANSKA
Пример 6: Стратегия обеспечения высокой конкурентоспособности
немецкой компании DAEWO путем создания
новой ценности и структуры стоимости услуг
Пример 7: Шведская компания IKEA по производству мебели
Пример 8: Шведская компания FREDELLS
Часть III. СТРАТЕГИЯ БИЗНЕСА, ОРИЕНТИРОВАННАЯ
НА КОНЕЧНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ
Глава 11. Исчезновение рыночных сегментов, завершение эпохи
традиционного маркетинга
Продвижение бизнеса к потребителю
Сегментирование рынка
Сегментация потребителей
Инверсия ценностей покупателей
Информационная революция и технологические инновации
Глава 12. Стратегия бизнеса по созданию штучных покупателей
Переориентация бизнеса с продукта на штучных потребителей
Требования к стратегическому потенциалу бизнеса,
ориентированного на создание ценности прибыльного потребителя
Источники дохода
Ключевые показатели эффективности
Структура бизнес-портфеля компании
Глава 15. Роль маркетологов в управлении бизнесом, ориентированным
на конечного потребителя
Изменение роли маркетологов в МПО
Необходимость создания нового маркетингового инструментария
Глава 16. Стратегия поиска и создания ценностных конечных покупателей
Как находить ценностных и штучных покупателей
Построение бизнес-портфеля прибыльных покупателей
и управление им
Формирование индивидуальной потребительской корзины
Разработка индивидуального образовательного проекта
на Интернет-факультете Смоленского института бизнеса
и предпринимательства
Библиографический список
295
202
205
207
208
211
211
211
213
219
223
224
229
229
232
237
Глава 13. Цели и показатели деятельности по ключевым ресурсным зонам 241
Видение и миссия компании
241
245
251
Часть IV. НОВЫЙ МАРКЕТИНГ — МАРКЕТИНГ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ 257
Глава 14. Основные понятия мпо
257
261
261
268
271
271
276
280
282
292
Стр.296