STOLJARENKO PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY Third Edition Moscow 2015 А.М. СТОЛЯРЕНКО ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Третье издание, дополненное Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений Одобрено Учебно-методическим объединением по психологии университетов России Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебника для студентов высших учебных заведений Москва 2015 УДК 159.9(075.8)+ 37(075.8) ББК 88я73+74я73 С81 Рецензенты: доктор социологических наук, профессор В.М. Кукушин доктор психологических наук, профессор А.И. Папкин доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ И.В. <...> Горлинский Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Столяренко, Алексей Михайлович. <...> С81 Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. <...> ISBN 978-5-238-01679-5 Агентство CIP РГБ На примере современных достижений отечественной и мировой психологии и педагогики рассматриваются: основы научно-психологического и научно-педагогического знания; проблема личности в психологии и педагогике; социальная среда, группа, коллектив в психологии и педагогике; психология и педагогика общества и жизнедеятельности человека; психология и педагогика профессионального образования и обучения. <...> Педагогическое формирование личности в процессе социализации 5.3. <...> Социально-психологическая и социально-педагогическая действительность в обществе 7.2. <...> Раздел I Основы психологии и педагогики Главным предметом изучения человечества является человек. <...> «Государственные образовательные требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины”» предусматривают, что выпускник должен: получить <...>
Психология_и_педагогика._3-е_изд.,_перераб._и_доп._Учебник._Гриф_МО_РФ._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Золотой_фонд_российских_учебников)..pdf
УДК 159.9(075.8)+ 37(075.8)
ББК 88ÿ73+74ÿ73
Ñ81
Рецензенты:
доктор социологических наук, профессор В.М. Кукушин
доктор психологических наук, профессор А.И. Папкин
доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный работник высшей школы РФ И.В. Горлинский
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Столяренко, Алексей Михайлович.
С81 Психология и педагогика: учебник для студентов вузов /
À.Ì. Столяренко. — 3-å èçä., äîï. — Ì.: ЮНИТИДАНА,
— 543 ñ. — (Ñåðèÿ «Çîëîòîé фонд российских
учебников»).
2015.
ISBN 978-5-238-01679-5
Агентство CIP РГБ
На примере современных достижений отечественной и мировой психологии
и педагогики рассматриваются: основы научно-психологического и
научно-педагогического знания; проблема личности в психологии и педагогике;
социальная среда, группа, коллектив в психологии и педагогике;
психология и педагогика общества и жизнедеятельности человека; психология
и педагогика профессионального образования и обучения. Теоретические
вопросы излагаются популярно, хорошо иллюстрированы и сочетаются
с раскрытием их практической значимости для жизни взрослого
человека и профессиональной деятельности специалиста.
Для студентов и аспирантов вузов, а также читателей, интересующихся
основами психологии и педагогики.
ББК 88ÿ73+74ÿ73
ISBN 978-5-238-01679-5
© À.Ì. Столяренко, 2001, 2006, 2010
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2001, 2006, 2010
Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания
(ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.)
Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в
какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного
разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2010
Стр.5
Оглавление
Предисловие
Раздел I. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Глава 1. Психология и педагогика в жизни, деятельности,
науке и образовании
1.1. Учебная дисциплина «Психология и педагогика»:
цели, задачи, функции, концепция изучения
1.2. Психология и педагогика в научном подходе
к решению проблем человека
1.3. Психологическая и педагогическая подготовленность
специалиста — выпускника высшей школы
Глава 2. Основы научно-психологического знания
2.1. Психологическая наука и ее методология
2.2. Мозг и психика
2.3. Мир психических явлений
Глава 3. Основы научно-педагогического знания
3.1. Педагогика как наука
3.2. Методологические основы педагогики
Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА:
ЛИЧНОСТЬ, ГРУППА, ОБЩЕСТВО
Глава 4. Проблема личности в психологии
4.1. Личность и ее психология
4.2. Психология развития личности
4.3. Личность и поведение
Глава 5. Проблема личности в педагогике
5.1. Специфика педагогического подхода к личности
5.2. Педагогическое формирование личности
в процессе социализации
5.3. Воспитание личности
Глава 6. Социальная среда, группа, коллектив
в психологии и педагогике
6.1. Социальная психология среды и группы
6.2. Социальная педагогика среды и коллектива
6.3. Психологический и педагогический потенциалы
групп и коллективов
Глава 7. Психология и педагогика общества
и жизнедеятельности человека
7.1. Социально-психологическая
и социально-педагогическая действительность
в обществе
7.2. Психология и педагогика развития современного
общества
7.3. Психология и педагогика жизнедеятельности
человека в обществе
7
9
10
10
15
23
31
31
53
81
99
99
106
128
128
128
142
154
159
159
167
194
214
214
231
235
252
252
259
278
Стр.6
6
Раздел III. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: ПРОФЕССИОНАЛ 306
Глава 8. Психология и педагогика профессионального
образования
8.1. Психологические и педагогические основы
образования
8.2. Психология и педагогика профессионализма
8.3. Формирование личности в образовательном
процессе
8.4. Учение и профессиональное становление студента
8.5. Педагогическая культура преподавателя
Глава 9. Психология и педагогика профессионального
обучения
9.1. Педагогические основы обучения
9.2. Методическая система и интенсивные технологии
обучения
9.3. Общая методика формирования профессиональных
знаний, навыков и умений
9.4. Специальные виды профессионального обучения
работающих
Глава 10. Психолого-педагогические основы
профессионального труда
10.1. Человек в организации
Глава 11. Психологическая и педагогическая техника
в профессиональной деятельности
11.3. Техника выполнения основных педагогических
действий
307
307
330
345
353
361
369
369
382
400
410
431
431
10.2. Психология и педагогика управления организацией 450
10.3. Психологические и педагогические особенности
труда в рыночных условиях
11.1. Основы психологической и педагогической техники 500
11.2. Психологическая техника выполнения
профессиональных действий
474
500
505
528
Стр.7