Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Методология научного познания (200,00 руб.)

0   0
Первый авторРузавин Г. И.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц288
ID352268
АннотацияУчебное пособие посвящено проблемам методологии научного познания, в том числе классификации способов и методов, которые являются специфическими для науки и отличают ее от других способов познания, постижения реального мира. Подробно рассмотрены методы анализа существующего знания и методы научного исследования, представляющие наибольший интерес для будущих исследователей.
Кем рекомендованоУчебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов студентов высших учебных заведений
Кому рекомендованоДля студентов и аспирантов высших учебных заведений, соискателей ученой степени, а также для всех интересующихся философией науки.
ISBN978-5-238-00920-9
УДК165(075.8)
ББК87я73-1
Рузавин, Г.И. Методология научного познания : учеб. пособие / Г.И. Рузавин .— Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 288 с. — ISBN 978-5-238-00920-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/352268 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В рамках самой методологии принято различать, во-первых, методы анализа существующего научного знания и, во-вторых, методы получения нового знания, которые называют методами научного исследования. <...> 4 С возникновением экспериментального естествознания в XVII в. на первый план выдвигается проблема исследования методов и средств опытного изучения природы. <...> В области эмпирических наук Бэкон в качестве важнейшего метода исследования выдвинул индукцию. <...> Кроме того, он неправильно считал свою индуктивную логику безошибочным методом открытия новых истин в науке. <...> В эмпирических науках для этого приходится обращаться также к специальным средствам наблюдения и измерения, постановке заранее продуманных экспериментов. <...> Даже в ХVII—XVIII вв., когда уже сформировалось экспериментальное естествознание, исследованием методов познания занимались в основном философы, хотя наибольший вклад был сделан теми из них, которые одновременно с философией занимались конкретными науками (Галилей, Декарт, Лейбниц). <...> Иногда логику науки неправомерно отождествляют с методологией науки или даже с логикой научного открытия, с чем, конечно, согласиться нельзя. <...> После того как стало очевидно, что никакого логического пути, ведущего от данных опыта к научному открытию, не существует, многие западные философы, в частности логические позитивисты и критические рационалисты, стали заявлять, что философия и методология науки не должны вообще заниматься анализом возникновения новых идей, процесса открытия и творчества в науке. <...> Я ввожу термины «контекст открытия и контекст обоснования, чтобы провести такое различие»1. <...> Поппер, расходясь с позитивистами по ряду принципиальных вопросов, тем не менее соглашается с ними в том, что «задачи логики познания — в отличие от психологии познания… состоят исключительно в исследовании методов, используемых при тех систематических проверках, которым следует подвергнуть любую новую идею»2 <...>
Методология_научного_познания._Учебное_пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник.pdf
УДК 165(075.8) ББК 87ÿ73-1 Ð83 Рецензенты: ä-ð ôèëîñ. íàóê, ïðîô. È.Ï. Ìåðêóëîâ; д-р филос. наук, проф. А.Л. Никифорова Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Рузавин Г.И. Р83 Методология научного познания: Учеб. пособие для вузов / Ã. È. Ðóçàâèí. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 287 ñ. ISBN 978-5-238-00920-9 Агентство СIP PГБ Учебное пособие посвящено проблемам методологии научного познания, в том числе классификации способов и методов, которые являются специфическими для науки и отличают ее от других способов познания, постижения реального мира. Подробно рассмотрены методы анализа существующего знания и методы научного исследования, представляющие наибольший интерес для будущих исследователей. Для студентов и аспирантов высших учебных заведений, соискателей ученой степени, а также для всех интересующихся философией науки. ББК 87ÿ73-1 ISBN 978-5-238-00920-9 © Ã.È. Ðóçàâèí, 2005 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2005 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания. Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какойлибо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства.
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ОТ АВТОРА Глава 1. МЕТОДЫ НАУКИ И ИХ РОЛЬ В ПОИСКЕ ИСТИНЫ 1.1. Общая характеристика методов науки 1.2. Предмет методологии науки 1.3. Классификация методов познания 1.5. Критерии и нормы научного познания 1.6. Анализ исследования и обоснование его результатов 2.1. Проблемная ситуация 2.2. Возникновение проблемы как выражение несоответствия в развитии научного знания 2.3. Решение проблем и прогресс научного знания 2.4. Постановка и разработка научных проблем Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 3.1. Наблюдение как метод познания 3.2. Эксперимент как особая форма научного познания 3.3. Измерения Глава 4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 4.1. Абстрагирование и идеализация — начало теоретического исследования 4.2. Научные факты и их обобщение 4.4. Научные законы, регулярность и случайность 285 3 4 4 7 8 1.4. Взаимодействие методологии с другими дисциплинами 9 12 16 Глава 2. НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА — ИСХОДНЫЙ ПУНКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 22 22 23 28 31 39 39 45 56 58 58 61 4.3. Выдвижение, построение и проверка научных гипотез 63 73
Стр.286
Глава 5. МЕТОДЫ АНАЛИЗА, КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЕНИЯ ТЕОРИЙ 5.1. Общая характеристика природы и структуры научной теории 5.2. Классификация научных теорий 5.3. Структура научных теорий 5.4. Методологические и эвристические принципы построения теорий 5.5. Основные функции научной теории 6.1. Индуктивная модель обоснования науки 6.2. Гипотетико-дедуктивный метод рассуждений 6.3. Гипотетико-дедуктивный метод в естествознании 6.5. Метод математической гипотезы как разновидность гипотетико-дедуктивной системы 6.6. Гипотетико-дедуктивная модель науки 7.1. Абдукция как альтернатива гипотетикодедуктивному методу 7.2. Абдуктивные рассуждения и их особенности 7.3. Возможные способы применения абдуктивных рассуждений 7.4. Критика и дальнейшее развитие принципов абдукции 81 81 84 92 97 106 Глава 6. ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ 108 109 110 114 6.4. Логическая структура гипотетико-дедуктивных систем 119 122 123 Глава 7. АБДУКЦИЯ И ПОИСК ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ ГИПОТЕЗ 126 126 128 130 135 7.5. Новые подходы к анализу роли абдукции в научном поиске 141 Глава 8. МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ НАУЧНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ 145 8.1. Типы и методы научного объяснения 8.2. Каузальные, или причинные, объяснения 8.3. Дедуктивно-номологическая модель объяснения 8.4. Альтернативные модели научного объяснения 8.5. Методы и модели исторического объяснения Глава 9. МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ПОНИМАНИЯ 9.1. Проблема понимания в герменевтике 9.2. Понимание как семантическая интерпретация 9.3. Взаимопонимание и диалог 286 145 146 147 150 155 165 165 169 173
Стр.287
9.4. Понимание как процесс развития познания 9.5. Особенности понимания в исторической науке Глава 10. МЕТОДЫ ПРЕДВИДЕНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 10.1. Логическая структура предсказаний 10.2. Основные типы предсказаний 10.3. Прогнозирование как особый вид предвидения 10.4. Предвидения и пророчества в истории Глава 11. СИСТЕМНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ 11.1. Становление системного метода исследования 11.2. Специфика системного метода и классификация систем 11.3. Самоорганизация систем и синергетика 11.4. Синергетический анализ сложноорганизованных систем 11.5. Относительный характер противопоставления простого сложному 11.6. Метод и перспективы системного исследования 175 180 186 186 188 190 191 201 201 203 208 215 219 221 11.7. Системный метод и современное научное мировоззрение 226 Глава 12. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 228 12.1. Методы исследования экономической жизни 12.2. Экономические концепции и теории 12.3. Методы и принципы принятия решений в экономике 13.1. Переход от социальных обследований к научным исследованиям 13.2. Эмпирические методы социального исследования 13.3. Гипотезы и теории в социальном исследовании 13.4. Социологические концепции, доктрины и парадигмы 228 238 241 Глава 13. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 251 251 254 258 263 Глава 14. ГУМАНИТАРНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 278 287
Стр.288

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.