Большое внимание уделено вопросам товаропродвижения — важному направлению организации коммерческо-хозяйственных связей, а также маркетингового ценообразования и контроля. <...> Изучение учебной дисциплины «Маркетинг» по данной книге призвано обеспечить приобретение: • знаний специфики российского рынка, сущности и роли • умений правильного применения методов и приемов принятия эффективных коммерческо-хозяйственных решений за счет использования полученных теоретических знаний и передового опыта в реализации маркетинговых проектов; маркетинга в современных социально-экономических условиях, характеристики, классификации субъектов и объектов организации и комплекса маркетинга; • представлений о маркетинговых инструментах успешного формирования и реализации рациональных коммерческохозяйственных связей в интересах субъектов рынка; • способностей выявления недостатков в маркетинговой деятельности, предложения рекомендаций по ее совершенствованию. <...> Административно-командная, при которой земля, капитал, ресурсы, средства производства, товарная продукция находятся в собственности государства, а их распределение осуществляется по указаниям центральных органов управления, зачастую носящих субъективный характер. <...> Смешанная, при которой капитал, земля (частично), ресурсы, товарная продукция находятся в частной собственности, а их распределение осуществляется с помощью рыночных механизмов при участии государства. <...> Условимся обозначать рыночные отношения как «коммерческо-хозяйственные», воплощающие все вышеназванные взаимодействия. <...> Рынку присущи экономическая независимость, возможность для субъекта рынка по своему усмотрению реагировать на общественные потребности, действовать в зависимости от состояния окружающей среды при недопустимости административного, политического, религиозного и иного вмешательства в коммерческо-хозяйственную деятельность. <...> В процессе создания <...>
Маркетинг._Учеб._пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник.pdf
УДК 339.1(075.8)
ББК 65.291.3ÿ73-1
È15
Рецензенты:
доктор экономических наук, профессор Г.А. Васильев
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Ибрагимов, Ленар Алексеевич.
И15 Маркетинг: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся
по специальностям 080301 «Коммерция (торговое
äåëî)», 080111 «Ìàðêåòèíã» / Ë.À. Ибрагимов. — Ì.:
ЮНИТИ-ДАНА,
2015. — 367 ñ.
ISBN 978-5-238-01414-2
Агентство CIP РГБ
Рассматриваются сущность маркетинга, принципы его организации и
функции, стратегия и тактика. Приводятся классификация, виды и типы
маркетинга. Подробно освещаются субъекты и объекты маркетинга, организация
маркетинга.
Большое внимание уделено вопросам товаропродвижения — важному
направлению организации коммерческо-хозяйственных связей, а также
маркетингового ценообразования и контроля.
Для студентов, обучающихся по специальностям: 080301 «Коммерция
(торговое дело)», 080111 «Маркетинг», слушателей курсов повышения
квалификации, аудиторов, специалистов по управлению.
ББК 65.291.3ÿ73-1
ISBN 978-5-238-01414-2 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2008
Принадлежит исключительное право на использование
и распространение издания.
Воспроизведение всей книги или любой ее части
любыми средствами или в какой-либо форме,
в том числе в Интернет-сети, запрещается без
письменного разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2008
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Предпринимательская сущность маркетинга
1.1. Основные рыночные понятия и категории
1.2. Маркетинг — инструментарий предпринимательства
1.3. Эволюция маркетинга
Контрольные вопросы
Тесты
Глава 2. Характеристика маркетинга
2.1. Среда маркетинга
2.2. Принципы маркетинга
2.3. Функции маркетинга
2.4. Стратегия и тактика маркетинга
Контрольные вопросы
Тесты
Глава 3. Классификация маркетинга
3.1. Маркетинг по охвату рынка
3.2. Маркетинг по принципиальному подходу
3.3. Маркетинг по контактам
3.4. Маркетинг по ориентации исследований
3.5. Виды маркетинга по сферам деятельности
3.6. Типы маркетинга по состоянию спроса
Контрольные вопросы
Тесты
Глава 4. Субъекты маркетинговой деятельности
4.1. Физические лица
4.2. Юридические лица
4.3. Права, обязанности и ответственность субъектов
маркетинговой деятельности
Контрольные вопросы
Тесты
Глава 5. Объекты маркетинговой деятельности
5.1. Товар
5.2. Работы и услуги
Контрольные вопросы
Тесты
366
24
33
40
41
44
44
49
52
56
64
64
67
68
69
70
74
75
90
92
92
96
96
99
102
105
106
108
108
175
182
183
5
5
Стр.367
Глава 6. Организация маркетинга
6.1. Управленческая структура службы маркетинга
Контрольные вопросы
Тесты
Глава 7. Товаропродвижение
7.1. Перемещение товара
7.2. Коммуникационное содействие перемещению товара
7.3. Реализация товара
Контрольные вопросы
Тесты
Глава 8. Потребительное поведение на товарном рынке
8.1. Процесс потребительского поведения
8.2. Моделирование потребительского поведения
Контрольные вопросы
Тесты
Глава 9. Цены в маркетинговой деятельности
9.1. Сущность цен как инструмента маркетинга
9.2. Система цен
9.3. Маркетинговое ценообразование
9.4. Стратегия и тактика ценовой политики
Контрольные вопросы
Тесты
Глава 10. Маркетинговое планирование
10.1. Цели и задачи маркетингового планирования
10.2. Виды планов в маркетинге
Контрольные вопросы
Тесты
Глава 11. Контроль маркетинга
11.1. Сущность и роль маркетингового контроля
11.2. Объекты контроля маркетинга
Контрольные вопросы
Тесты
186
186
6.2. Права, обязанности и ответственность службы
маркетинга 192
6.3. Кадровое обеспечение службы маркетинга
194
198
198
201
201
211
237
245
246
249
249
255
264
265
267
267
269
272
275
281
281
283
283
289
296
297
299
299
302
11.3. Организация и эффективность контроля
маркетинга 309
312
313
Глава 12. Маркетинговые исследования
12.1. Сущность маркетинговых исследований
12.2. Информационное обеспечение в маркетинге
12.3. Процесс маркетинговых исследований
Контрольные вопросы
Тесты
Ответы к тестам
Библиографический список
367
315
315
317
337
357
358
361
365
Стр.368