Три основных вида дизайна – промышленный, графический и средовой – включают более 20 направлений творчес кой деятельности: артдизайн, попдизайн, стайлинг, китч, архитек турный дизайн, промышленный дизайн, webдизайн, эргодизайн, футуродизайн, прогностический дизайн, фитодизайн, рекламный дизайн и т.п. <...> Несколько слов о других понятийных категориях дизайна. <...> Графический дизайн Графический дизайн можно определить как художественнопро ектнуюдеятельность, основным средством которой служит графика. <...> 14 Предисловие Графический дизайн сформировался в начале ХХ в. <...> Графический дизайн сегодня – это интернациональное явление (одно из его современных названий – viscom – «визуальный комму никатор»), решающее комплексные задачи проектирования сложных структур среды обитания. <...> Вопросы шрифтографии и типографики рассмотрены во второй части пособия «Категории дизайна. <...> Одним из основных каналов распространения деловой информации являются деловые печатные издания. <...> Деловая пресса формируетбизнессообщество, стоит на страже его информационных интересов, стимулируетделовую активность в регионах и отраслях. <...> Типологические признаки деловых изданий Деловая пресса – уникальный тип массмедиа, который включает как узкоспециализированные издания, предназначенные исключи тельно для экспертов, так и СМИ с относительно широким кругом тем, которые могут быть интересны и для людей, не включенных в бизнесотношения. <...> В мировой практике деловая пресса функционирует в основном в журнальном варианте. <...> Деловые издания не просто пишут о бизнесе, они обслуживают его. <...> Основную массу доходов деловые издания универсального характера получают за счет рекламных поступлений, объем которых, по мнению экспертов, растет быстрее, чем рынок рекламы в целом. <...> «Легкий читатель» В теории и практике мировой индустрии периодических изданий за последние десятилетия сложился представитель нового типа аудито рии <...>
Дизайн_деловых_периодических_изданий._Учеб._пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Медиаобразование).pdf
УДК [070:7.012.185](075.8)+[070:659.123/.125])(075.8)
ББК 76.02ÿ73-1+30.182ÿ73-1
Ã61
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор В.М. Березин;
кандидат филологических наук, доцент С.И. Галкин
Научный редактор:
доктор исторических наук, профессор,
чл.-корр. Российской академии образования В.С. Хелемендик
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Головко, Сергей Бориэльевич.
Г61 Дизайн деловых периодических изданий: учеб. пособие
для студентов вузов, обучающихся по специальностям
«Графика», «Журналистика», «Информационные технологии
в äèçàéíå», «Ðåêëàìà» / Ñ.Á. Ãîëîâêî. — Ì.: ЮНИТИДАНА,
— 423 ñ. — (Ñåðèÿ «Ìåäèàîáðàçîâàíèå»).
ISBN 978-5-238-01477-7
Агентство CIP РГБ
В учебном пособии предлагается необходимый материал, отражающий
современные требования и новые тенденции в развитии дизайна деловых
периодических изданий, излагаются его основные понятия и этапы
становления. Особое внимание уделяется вопросам композиции, имеющим
первостепенное значение для каждого дизайнера. Рассмотрены тенденции
развития категорий и пространства дизайна, специфика модульного
конструирования и особенности проектно-художественного языка дизайнера,
а также его роль и место в общередакционном процессе. Большое внимание
уделено вопросам рекламного дизайна.
Для студентов, обучающихся по специальностям «Графика», «Журналистика»,
«Информационные технологии в дизайне», «Реклама», а также
практиков — редакторов и ответственных секретарей, дизайнеров и верстальщиков
деловых периодических печатных изданий, а также для широкого
круга читателей, интересующихся вопросами графического дизайна.
ББК
76.02ÿ73-1+30.182ÿ73-1
ISBN 978-5-238-01477-7
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2008
Принадлежит исключительное право на использование
и распространение издания.
Воспроизведение всей книги или любой ее
части любыми средствами или в какой-либо
форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается
без письменного разрешения издательства.
© Оформление Ñ.Á. Ãîëîâêî, 2008
Стр.3
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Типологические признаки деловых изданий . . . . . . . . . . . 23
Деловые массмедиа как тип качественной прессы . . . . . 25
Социальная функция деловой прессы . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Структура деловых изданий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
«Легкий читатель» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Эстетика минимализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Деловая типографика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Газеты и цвет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Фотоиллюстрация в деловой прессе . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Часть I. ПРОСТРАНСТВО ПРЕССДИЗАЙНА . . . . . . . . . . . . 36
Глава 1. Композиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Закон целостности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Как это применить на практике? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Средства и приемы композиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Композиционный центр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Равновесие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Вес . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Цвет и размер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Правило рычага . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Симметрия и асимметрия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Пропорциональность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Масштабирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Контраст и нюанс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Как добиться наибольшего эффекта
в применении контрастов? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Ритм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Динамичность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Статичность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Стр.4
4
Оглавление
Принципы композиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Признаки состоявшейся композиции . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Глава 2. Зрительное восприятие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Этапы восприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Законы восприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Типографика и зрительное восприятие . . . . . . . . . . . . . . . 85
Характеристики восприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Читательское восприятие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Семантика восприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Иллюзии восприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Композиция и восприятие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Глава 3. Изобразительная поверхность.Факторы формы . . . . . . . 103
Изобразительная поверхность и ее свойства . . . . . . . . . . . 103
Форма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Форматы и пропорции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Золотое сечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Формат серии А . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Взаимодействие форматов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Глава 4. Управление формой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Конструирование на основе модульной сетки . . . . . . . . . 128
Разработка модульной сетки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Функциональные измерения сетки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Модульная сетка как основа гармонизации . . . . . . . . . . . 136
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Контрольные задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Часть II. КАТЕГОРИИ ДИЗАЙНА.ШРИФТ . . . . . . . . . . . . . . . 144
Глава 1. Генезис шрифтовых стилей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Первые шрифты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Старинная антиква . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
Переходная антиква . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Современная антиква . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Шрифты XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
УильямМоррис . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Неоклассические стили ХХ в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
Становление и развитие отечественных шрифтов . . . . . . 162
Стр.5
Оглавление
Гражданский шрифт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Русские шрифты ХIХ в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
Русская шрифтография ХХ в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
ОНШ– «ПараТайп» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Глава 2. Основы шрифтографии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Основные типометрические единицы . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Метрические единицы измерения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
Относительные единицы измерения . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
Кегельная шпация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
Кернинг и трекинг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Условия графического порядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Курсивный и наклонный шрифты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Акцидентные шрифты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
Декоративные шрифты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Сжатые и растянутые шрифты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
Цветной текст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Выворотки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
Глава 3. Классификация шрифтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
Основные характеристики шрифта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
Гарнитура шрифта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
Начертание шрифта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Насыщенность шрифта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Плотность шрифта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
Пропорции шрифта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Контрастность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Кегль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Комплектность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Ролевая классификация шрифтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Историкоморфологическая классификация шрифтов . 190
Международная индексация шрифтов – PANOSE . . . . . 193
Неалфавитные шрифтовые файлы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Стандарты компьютерных шрифтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Глава 4. Управление шрифтами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Рекомендации по установке шрифтов . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Подключение шрифтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
Правила передачи шрифтов в типографию . . . . . . . . . . . . 205
5
Стр.6
6
Оглавление
Глава 5. Типографика деловых изданий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Эстетические системы типографики . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
Основные средства и приемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
Классическая типографика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
Шрифтовое пространство модернизма . . . . . . . . . . . . . . . 216
Типографика постмодернизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
Удобочитаемость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
Удобочитаемость и эстетические качества шрифта . . . . . 223
Факторы, влияющие на скорость чтения . . . . . . . . . . . . . . 226
Сочетаемость шрифтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
Живая типографика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Контрольные задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
Часть III. КАТЕГОРИИ ДИЗАЙНА. ЦВЕТ . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
Глава 1. Цветовое моделирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
Понятие цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
Наука о цвете . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
Параметры описания цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
Объективные характеристики цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
Субъективные характеристики цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
Хроматические и ахроматические цвета . . . . . . . . . . . . . . 244
Метамерные цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
Глава 2. Цветовые модели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
Систематизация оттенков цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
Модель RGB . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
Модель CMYK . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
Модель CIE Lab . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
Модель HLB . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
Глава 3. Цветовые сочетания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
Гармоничные сочетания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
Контрастные сочетания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
Нюансные сочетания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
Глава 4. Психология восприятия цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
Количество имён цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
Наиболее распространенные цветовые ассоциации . . . . 262
Стр.7
Оглавление
Глава 5. Управление цветом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
Калибровка устройств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
Профилирование устройств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
Построение профиля в PhotoShop . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
Управление цветом в графических приложениях . . . . . . . 273
Принтерная и экранная цветопробы . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
Контрольные задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
Часть IV. ПРЕССФОТОГРАФИЯ В ДЕЛОВЫХ ИЗДАНИХ . . 285
Глава 1. Виды и жанры прессфотографии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
Роль и функция иллюстраций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
Жанры фотожурналистики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
Принципы фотоиллюстрирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295
Планирование фотосъемки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
Глава 2. Средства и приемы фотокомпозиции . . . . . . . . . . . . . . . . 300
Линия и тон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
Контраст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
Ритм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
Равновесие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306
Баланс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
Центры золотого сечения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
Формат изображения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
Кадрирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
Центр композиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
Глава 3. Основы фотокомпозиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
Линейная перспектива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
Высота точки съемки и ракурс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326
Тональная (воздушная) перспектива . . . . . . . . . . . . . . . . . 330
Светотональная перспектива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
Световое решение снимка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333
Световые эффекты в природе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336
Характер освещения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 338
Направление освещения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339
Освещенность объекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
Изобразительная задача фотоосвещения . . . . . . . . . . . . . . 343
Свет и композиция кадра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346
7
Стр.8
8
Оглавление
Электронная коррекция светового рисунка . . . . . . . . . . . 347
Цветовое решение снимка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349
Соотношение объекта и фона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
Лаконизм фотографического изображения . . . . . . . . . . . . 350
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
Контрольные задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
Часть V. РЕКЛАМА И ДИЗАЙН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
Глава 1. История рекламного дизайна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
Этапы становления печатной рекламы . . . . . . . . . . . . . . . 356
Реклама в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359
Реклама и «золотой век» дизайна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
Глава 2. Рекламный дизайн и психология творчества . . . . . . . . . . 364
Управление творческим процессом . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365
Креативные технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 369
Глава 3. Принципы дизайна рекламы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372
Композиционные принципы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372
Шрифты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
Цвет и цветовые гармонии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393
Глава 4. Дизайн рекламного сообщения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396
Рекламный образ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 398
Особенности рекламного образа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 398
Композиционные приемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 402
Некомпозиционные приемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 403
Что повышает престижность рекламного образа . . . . . . . 404
Некоторые рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 407
Образность и реальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 412
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414
Общие правила верстки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414
Названия цветов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 422
Стр.9