Вводно-коррективный курс систематизирует знания по грамматике, полученные в школе (артикль, его склонение, склонение существительных, числительные, наиболее употребительные предлоги, местоимения и их склонение, склонение прилагательных, спряжение глаголов haben и sein и их употребление в разговорной речи) и содержит наиболее распространенные формы речевого этикета. <...> Основной курс состоит из 13 уроков, структура которых стереотипна: — правила словообразования и соответствующие упражнения для их отработки; — объяснение отдельного раздела грамматики и упражнения на закрепление данного материала; — слова и словосочетания к тексту; 3 — предтекстовые упражнения, направленные на снятие трудностей понимания текста (умение находить в русском языке соответствующие эквиваленты слов-интернационализмов и достаточно быстро ориентироваться при переводе сложных существительных); — текст А; послетекстовые упражнения, целью которых является проверка понимания содержания текста и закрепление соответствующих лексических и грамматических структур; — текст B, углубляющий и расширяющий информацию, представленную в тексте А ( с предтекстовыми и послетекстовыми упражнениями); — тексты C и D, той же тематики, направленые на отработку навыков чтения без словаря, передачи содержания на русском языке, реферирование на немецком языке. <...> Эйнштейн, Альберт b) Произнесите по буквам фамилии из первого столбца. c) Найдите в последнем столбце ответ на вопрос: «Кто есть кто?» по образцу: Johann Sebastian Bach ist Komponist. <...> Прочтите следующие слова, обращая внимание на наличие твердого приступа перед гласным в начале каждого слова: ′Anna, ′alt, ′ist, ′Englisch, ′ein, ′arbeiten, ′in, ′um, ′an, ′unter, ′alle, ′oft, ′inner, ′Uhr, ′andere, ′oben Упр. <...> Aber ′Anna ′erscheint ′erst ′um ′acht ′Uhr ′abends. <...> Прочтите следующие слова, следите при этом за долготой и краткостью гласных: а) долгие гласные: haben, geben, leben, rufen, Schule, Vater, Bruder, neben, heben, Regel, Nebel, Wesen, wegen, Degen, fragen, sagen; Rahmen, sehen, Uhr, Jahr, ohne, Sohn, fehlen, Fehler <...>
Немецкий_язык_для_юристов._3-е_изд.,_перераб._и_доп._Под_ред._И.А._Горшенёвой._Учебное_пособие._Гриф_МО_РФ.pdf
УДК 811.112.2(079)
ББК 81.2Íåì-9
À97
Рекомендовано Учебно-методическим центром
«Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия
для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»
Главный редактор издательства
кандидат юридических наук, доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили
À÷êåâè÷, Â.À.
À97
âè÷, Î.Ä. Рустамова; под ðåä. ïðîô. È.À. Ãîðøåí¸âîé. —
Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 416 ñ.
I. Рустамова, Î.Ä.
ISBN 5-238-00927-5
Агентство CIP РГБ
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности
«Юриспруденция», владеющих немецким языком в объеме средней
школы и продолжающих изучение в вузе.
Цель пособия – научить читать, понимать и переводить юридические
тексты, расширить специальную лексику, а также познакомить с
основами современной правовой системы немецкоговорящих стран.
Пособие содержит: вводно-коррективный курс, содержащий правила
чтения и упражнения к ним; основной курс, содержащий грамматический
материал с упражнениями на его закрепление; приложения, содержащие
немецко-русский словарь юридических терминов и понятий;
распространенные латинские слова и выражения; наиболее употребляемые
сокращения и список часто встречающихся глаголов сильного и
неправильного спряжения.
Учебное пособие также может быть использовано соискателями и
аспирантами/адъюнктами при подготовке к сдаче кандидатского экзамена
по немецкому языку.
ББК 81.2Íåì-9
ISBN 5-238-00927-5
© Коллектив àâòîðîâ, 1993, 1995, 2005
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2005
Воспроизведение всей книги или любой ее
части любыми средствами или в какойлибо
форме, в том числе в Интернет-сети,
запрещается без письменного разрешения
издательства.
Немецкий язык для þðèñòîâ: Ó÷åá. пособие /Â.À. À÷êå2015.
Стр.3
Оглавление
Предисловие.............................................................................................. 3
Вводно-коррективный курс ...................................................................... 5
Немецкий алфавит ............................................................................... 5
Правила чтения .................................................................................... 8
Особенности произношения гласных...................................................... 8
Твердый приступ гласных ..................................................................... 8
Долгота и краткость гласных................................................................. 9
Дифтонги..............................................................................................12
Особенности произношения согласных.................................................13
Чтение буквы „Ll“..................................................................................15
Чтение буквы „Ss“ ................................................................................15
Чтение буквы „Hh“ ................................................................................17
Чтение буквосочетаний „ch“, „chs“, „ck“ ................................................17
Чтение суффикса „ig“ ...........................................................................19
Чтение буквосочетаний „ng“ и „nk“ .......................................................20
Чтение буквы „Vv“ ................................................................................21
Чтение буквы „Xx“.................................................................................22
Аффрикаты ..........................................................................................22
Чтение буквосочетаний „dt“, „ph“, „qu“..................................................23
Согласные «от буквы к звуку»..............................................................24
Словесное ударение.................................................................................26
Интонация немецкого языка....................................................................27
Ритм немецкой речи.............................................................................27
Фразовое ударение..............................................................................27
Паузы ...................................................................................................28
Интонация ............................................................................................29
Числительные...........................................................................................32
Чтение двузначных составных числительных .....................................33
Чтение чисел, обозначающих годы......................................................33
Наиболее распространенные формы речевого этикета.......................36
Артикль ......................................................................................................38
Склонение артикля...............................................................................39
Отсутствие артикля..............................................................................41
Множественное число имен существительных....................................44
Неопределенные, определительные, указательные местоимения ...46
Личные местоимения ...............................................................................48
Спряжение глаголов „haben“ и „sein“ ....................................................49
Склонение имен существительных в единственном числе................52
411
Стр.412
Склонение имен существительных во множественном числе...........54
Склонение имен собственных.................................................................55
Предлоги....................................................................................................58
Основные значения наиболее употребительных предлогов
и их управление....................................................................................58
Предлоги с Dativ и Akkusativ ................................................................61
Употребление предлогов при обозначении времени...........................63
Склонение личных местоимений............................................................65
Притяжательные местоимения ...............................................................66
Личные и соответствующие им притяжательные местоимения..........66
Склонение притяжательных местоимений...........................................67
Спряжение глаголов в настоящем времени...........................................69
Спряжение сильных глаголов с корневыми „a“, „au“, „e“ ......................70
Производные глаголы ..........................................................................72
Имя прилагательное.................................................................................77
Склонение имен прилагательных ........................................................77
Сильное склонение имен прилагательных ..........................................77
Слабое склонение имен прилагательных............................................78
Смешанное склонение имен прилагательных .....................................79
Основная часть.........................................................................................86
Lektion 1.....................................................................................................86
Словообразование ...................................................................................86
Образование существительных
с помощью суффиксов -er, -ler, -ner, -in .................................................86
Словарная форма имен существительных............................................88
Сложные имена существительные.........................................................89
Грамматика ................................................................................................91
Präsens (настоящее время глагола)........................................................91
Спряжение слабых глаголов в Präsens................................................92
Спряжение сильных глаголов в Präsens..............................................93
Спряжение глаголов „haben“, „sein“, „werden“ в Präsens......................94
Спряжение возвратных глаголов в Präsens. ........................................95
Производные глаголы ..........................................................................95
Модальные глаголы.............................................................................97
Порядок слов в простых повествовательных, вопросительных
и побудительных предложениях ............................................................98
Прямой порядок слов...........................................................................98
Обратный порядок слов.......................................................................99
Вопросительные предложения ............................................................99
Работа над текстом.................................................................................102
Lektion 2...................................................................................................114
412
Стр.413
Словообразование .................................................................................116
Образование существительных с помощью
суффиксов „-ung“, „-heit“, „-keit“, „-schaft“..........................................116
Грамматика ..............................................................................................116
Числительные.........................................................................................116
Количественные числительные .........................................................116
Чтение двузначных составных числительных ...................................117
Чтение чисел, обозначающих годы....................................................117
Дробные числительные......................................................................118
Порядковые числительные ................................................................118
Обозначение дат................................................................................119
Степени сравнения прилагательных и наречий..................................120
Imperfekt (прошедшее повествовательное время)..............................123
Imperfekt слабых глаголов..................................................................123
Imperfekt сильных глаголов................................................................125
Особые случаи образования Imperfekt ..............................................126
Работа над текстом.................................................................................128
Lektion 3...................................................................................................138
Словообразование .................................................................................138
Образование прилагательных с помощью суффиксов и приставок138
Грамматика ..............................................................................................140
Отрицание................................................................................................140
Отрицание „nein“ ................................................................................140
Отрицание „nicht“ ...............................................................................140
Отрицание „kein“, „keine“ ....................................................................141
Образование Partizip II............................................................................142
Perfekt и Plusquamperfekt (прошедшее разговорное
и предпрошедшее время........................................................................144
Основные формы глагола.....................................................................147
Работа над текстом.................................................................................149
Lektion 4...................................................................................................169
Словообразование .................................................................................169
Субстантивация глаголов......................................................................169
Местоимение „man“ ............................................................................171
Местоимение „man“ с модальным глаголом ......................................172
Местоимение „es“ ...............................................................................173
Infinitiv c частицей „zu“ и без „zu“........................................................175
Инфинитивные группы.......................................................................176
Инфинитивные обороты.....................................................................177
Работа над текстом.................................................................................179
413
Стр.414
Lektion 5...................................................................................................193
Грамматика ..............................................................................................193
Сложноподчиненные предложения......................................................193
Определительные придаточные предложения...................................196
„Deren“ и „dessen“ в предложении.......................................................198
Работа над текстом.................................................................................200
Lektion 6...................................................................................................212
Грамматика ..............................................................................................212
Futurum (будущее время глагола) .........................................................212
Passiv (страдательный залог)................................................................213
Präsens и Imperfekt Passiv......................................................................214
Perfekt, Plusquamperfekt, Futurum Passiv..............................................216
Система временных форм глагола.......................................................218
Действительный залог (Aktiv).............................................................218
Страдательный залог (Passiv)............................................................219
Infinitiv Passiv с модальным глаголом .................................................219
Работа над текстом.................................................................................221
Lektion 7...................................................................................................234
Грамматика ..............................................................................................234
Пассив состояния (Zustandspassiv) ......................................................234
Образование причастия I (Partizip I ).....................................................236
Partizip I в роли обстоятельства образа действия..............................236
Partizip I и Partizip II в роли определения .............................................237
Partizip I с частицей „zu“ в роли определения.....................................238
Работа над текстом.................................................................................240
Lektion 8...................................................................................................254
Грамматика ..............................................................................................254
Парные союзы.........................................................................................254
Местоименные наречия..........................................................................255
Сложносочиненные предложения ........................................................258
Работа над текстом.................................................................................259
Lektion 9...................................................................................................272
Грамматика ..............................................................................................272
Распространенное определение ...........................................................272
Обособленный причастный оборот......................................................275
Работа над текстом.................................................................................276
Lektion 10 .................................................................................................292
Грамматика ..............................................................................................292
414
Стр.415
Родительный разделительный.............................................................292
Конструкция глагола „haben“ (или „sein“) + zu + Infinitiv“ .................293
Конструкция „lassen + sich + Infinitiv“...................................................295
Бессоюзные условные придаточные предложения...........................296
Работа над текстом.................................................................................297
Lektion 11 .................................................................................................312
Грамматика ..............................................................................................312
Konjunktiv.................................................................................................312
Образование конъюнктива.................................................................312
Präsens Konjunktiv. .............................................................................313
Imperfekt Konjunktiv.............................................................................313
Основные формы употребления Konjunktiv и их перевод..................315
Konditionalis ..............................................................................................316
Работа над текстом.................................................................................317
Lektion 12 .................................................................................................331
Грамматика ..............................................................................................331
Partizip I и Partizip II и их функция в предложении (обобщение)........331
Lektion 13 .................................................................................................351
Грамматика ..............................................................................................351
Функция глаголов „haben“, „sein“ и „werden“
в предложении (обобщение)...................................................................351
Приложения.............................................................................................368
Немецко-русский словарь......................................................................368
Распространенные латинские слова и выражения.............................400
Список сокращений ................................................................................402
Таблица наиболее часто встречающихся глаголов
сильного и неправильного спряжения.................................................405
Библиографический список ..................................................................409
415
Стр.416