Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Литературная газета

Литературная газета №9 2015 (15,00 руб.)

0   0
Страниц16
ID350497
Аннотация«Литературная газета» - старейшее российское периодическое издание. Первый номер газеты, основанный группой литераторов при ближайшем участии А.С. Пушкина вышел 1 января 1830 года. Сегодня «ЛГ» - прежде всего общественно-политический еженедельник для широкого круга интеллигенции, посвященный политике и экономике, обществу, литературе и искусству, человеку. Обязательные темы каждого выпуска: «События и мнения», «Политика», «Общество», «Литература», «Искусство», знаменитый «Клуб 12 стульев». Периодически выходят номера с обширными приложениями: «Действующие лица», «ЛАД - Российско-Белорусская газета», «Клуб 206». «Литературная газета» - неотъемлемая часть истории, культуры и духовной жизни России, ее национальное достояние.
Литературная газета .— Москва : Редакция "Литературной газеты" .— 2015 .— №9 .— 16 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/350497 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.lgz.ru № 9 (6499) 4–10 марта 2015 г. Выходит по средам В НОМЕРЕ Ближний Дальний Как живёт сегодня наш Дальний Восток? <...> ВОЛШЕБСТВО – ЕГО КОНЕК 200 лет назад родился Пётр Ершов КНИГА НЕДЕЛИ Алиса Даншох. <...> Уходят, так и не поняв, почему им отказали в просьбе присвоить их городу звание «Город воинской славы». <...> По отрывкам можно судить, что Ершов мог повто рить успех «Горбунка». <...> Литературный юбилей – не повод, а шанс оживить в памяти всё, что связано с Петром Павловичем Ершовым. <...> Ершов – как никто в те времена – обогатил сибирскую кладовую. <...> ДЕНЬ ПИСАТЕЛЯ 3 марта отмечается Всемирный день писателя. <...> В Год литературы в России этот праздник приобретает особое значение. <...> Мы обратились к известным российским авторам с вопросом: каков, на ваш взгляд, статус писателя в современной России? <...> В пи сательской жизни сейчас немало литературных и нелитературных проблем: разлад в творческих со юзах, отсутствие до сих пор закона о них, а также закона о социаль ной защите писателя, кризис го сударственных издательств и ли тературных журналов, трагическое исчезновение великой школы пе реводчиков (переводивших на циональные литературы народов большой страны на русский язык), сделавшее истинно национальных писателей ненужными и малозна чимыми в современном обществе. <...> 4 и 9 Сказочник Пётр Ершов не забыт: «Ко нёкГорбунок» многим в России известен «близко к тексту». <...> Это, как правило, понимают дети, заворожённые не только ритмом ершовских прибауток, но и миром, в котором торжествует справедли вость в форме чуда. <...> К 200летию со дня рождения живописца представлены работы из собраний Русского музея, Ивановского областного художествен ного музея и Третьяковской галереи. <...> Главное слово любимого автора «Литера турной газеты» красавицыумницы Алисы Даншох – «однажды». <...> У Алисы есть специальный карандаш, которым она по утрам пишет в заветной особой тетради тексты, с самой первой публикации в «ЛГ» в 2008 году так понравившиеся <...>
Литературная_газета_№9_2015.pdf
www.lgz.ru № 9 (6499) 4–10 марта 2015 г. Выходит по средам В НОМЕРЕ Ближний Дальний Как живёт сегодня наш Дальний Восток? Ведь его главные порты – Находка, Владивосток, Зарубино – это своего рода локомотивы российской дальневосточной политики. Что их ждёт впереди, какие проблемы стоят наиболее остро? СТР. 3 Жизнь как песня Газета основана в 1830 году при участии А. С. ПУШКИНА Издание возобновлено в 1929 году при поддержке М. ГОРЬКОГО ВОЛШЕБСТВО – ЕГО КОНЕК 200 лет назад родился Пётр Ершов КНИГА НЕДЕЛИ Алиса Даншох. Кулинарные воспо минания счастли вого детства: Эссе. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2015. – 176 с.: ил. – 1000 экз. Певицу, лауреата международных конкурсов, солистку Москонцерта Ирину Шоркину знают и любят не только в Москве, но и в Чувашии, в Нижнем Новгороде. Везде отмечают её замечательный голос и неповторимую манеру исполнения советской песенной классики и романсов. СТР. 8 Сколько их, куда их гонят? Музыкальных шоу на ТВ всё больше. Они копируют друг друга, расползаясь по каналам. Кому и зачем это нужно? СТР. 10 Литература: год условно? Что стоит за немалым количеством безымянных «социально значимых проектов» Года литературы? Об этом размышляет автор полемических заметок. Что увидим, когда рассосётся бухгалтерский туман? СТР. 11 Пока они живы... Они уходят в бессмертие так же стремительно, как когдато врывались во вражеские укрепления. Уходят, так и не поняв, почему им отказали в просьбе присвоить их городу звание «Город воинской славы». Таких городов, объяснили им, не может быть больше сорока. Почему? СТР. 12 На прошлой неделе наш сайт www.lgz.ru посетили 31 215 человек. Заходите! В У каждого большого поэта есть свой конёк. А у Ершова – ещё и Горбунок. Обидно, что не замеченными остаются другие стихи и поэ мы Ершова, хотя некоторые строки остались в народных песнях. Обидно, что поэма «Иван царевич» осталась в воображении автора. По отрывкам можно судить, что Ершов мог повто рить успех «Горбунка». Не хватило дыхания. Но он и так оставил немало. Только палат ка менных не нажил – в отличие от своего героя Иванушки. Жарптицу за хвост не ухватил. Так и остался, как пишут в энциклопедиях, пред ставителем «обедневшего дворянства». Литературный юбилей – не повод, а шанс оживить в памяти всё, что связано с Петром Павловичем Ершовым. Для нас это лекар ство от беспамятства. Вместе с Ершовым вос станавливается в воображении целый пласт русской жизни – от Сибири до Петербурга. Тобольская гимназия, Петербургский универ ситет. Он был замечательным гимназическим учителем, настоящим солдатом просвеще ния. Одним из учеников Ершова в Тобольской гимназии был Дмитрий Менделеев. Ершов – как никто в те времена – обогатил сибирскую кладовую. ДЕНЬ ПИСАТЕЛЯ 3 марта отмечается Всемирный день писателя. В Год литературы в России этот праздник приобретает особое значение. Роль и ме сто литераторов жизни страны сейчас широко обсуждается. Мы обратились к известным российским авторам с вопросом: каков, на ваш взгляд, статус писателя в современной России? Магомед АХМЕДОВ, председатель Союза писателей Республики Дагестан, народный поэт Дагестана современной России писа тель, к сожалению, зачастую не имеет того высокого ста туса, который был у него во все времена. Ведь предназначение пи сателя не только творить, переос мысливать прошлое и настоящее, «слышать будущего зов», но и вла деть умами и сердцами читателей, быть глашатаем гражданственно сти и патриотизма, быть проро ком в своём Отечестве, показывая истинный, высокий, духовный путь своим современникам. В пи сательской жизни сейчас немало литературных и нелитературных проблем: разлад в творческих со юзах, отсутствие до сих пор закона о них, а также закона о социаль ной защите писателя, кризис го сударственных издательств и ли тературных журналов, трагическое исчезновение великой школы пе реводчиков (переводивших на циональные литературы народов большой страны на русский язык), сделавшее истинно национальных писателей ненужными и малозна чимыми в современном обществе. Надо всегда помнить, что Россия – многонациональная страна и «всяк сущий в ней язык» делает её уни кальной для всего остального ми ра. Такое многоязыкое единство является примером благородства государства Российского по отно шению к малочисленным народам. Благодаря великому русскому язы ку узнали в мире и Расула Гамзато ва, и Кайсына Кулиева, и Чингиза Айтматова, и Мустая Карима, да и других выдающихся писателей со ветского периода. Сейчас практи чески ничего не говорится о раз витии национальных литератур в России, писатели из республик за последние десятилетия были лише ны возможности получения боль шинства литературных премий. Жизненно необходимо воссозда ние школы переводчиков, нужно также обозначить какието воз можные гарантии издания таких книг на русском языке. Срочно надо принимать и разумный закон о творческих союзах. Писатели – прежде всего хранители языка сво ей Родины, а значит, и хранители народа и его бессмертной души, значит, и защитники своего Оте чества. Таким должен быть их ре альный, а не номинальный статус. Продолжение темы на стр. 4 и 9 Сказочник Пётр Ершов не забыт: «Ко нёкГорбунок» многим в России известен «близко к тексту». И цитатами из старинной сказки мы перебрасываемся до сих пор. Ер шовым по праву гордится Сибирь. Поэта пом нят в Тобольске, Берёзове, Ишиме, Тюмени, там он свой человек. Банальная истина: в «КонькеГорбун ке» зашифрован важный фрагмент нашего культурного кода. Без этой сказки не понять России – народного юмора, народной фан тастики, удальства и свободолюбия. Это, как правило, понимают дети, заворожённые не только ритмом ершовских прибауток, но и миром, в котором торжествует справедли вость в форме чуда. Настоящие сказочники – волшебники. И не будем удивляться, что главную свою книгу Ер шов написал на студенческой скамье, на скуч ных лекциях по юриспруденции. К народному юмору, к присловьям и прибауткам он прислу шивался в дороге из Тобольска в Петербург, а сказки начал собирать ещё гимназистом. Он начинал не только с потешного эпоса, среди ранних стихов Ершова выделяется вот такой воинский гимн: Штык не знает ретирады И к пардонам не привык. Враг идёт просить пощады, Лишь почует русский штык. И на Альпах всю дорогу Враг обставил лесом пик, – Мы сперва к святому богу, А потом за русский штык. Мы пробили Апеннины, В безднах грянул русский крик: Чрез ущелья, чрез теснины Пролетел наш русский штык. Нет штыка на свете краше, С ним не станем мы в тупик; Всё возьмём, всё будет наше – Был бы с нами русский штык! 1833 год, Ершову вотвот исполнится во семнадцать. Напишут ли так сегодняшние «ар хивны юноши»? Ну, копию ершовского чекана через два века выполнить немудрено, а чтони будь своё, новое, но с такой же силой? А вы го ворите – только «КонёкГорбунок»!.. Продолжение темы на стр. 5 ЗЛОБА ДНЯ На перепутье Мечта о самоопределении Новороссии, которая овладела сознани ем многих людей весной 2014 года, кажется убранной в долгий ящик. Ужас братоубийственной войны перекрыл собой вдохновенные на строения. К тому же в России немалая часть политической элиты на строена на восстановление «территориальной целостности Украины», пусть и без Крыма, конечно. Т ем не менее процессы де централизации украинско го государства не только не прекращаются, но и нарастают, а потому вопрос о будущей форме существования юговостока не вычеркнут из повестки дня. Федерализация – слово, за одно произнесение которого в Киеве можно быть обвинённым в национальном предательстве. Именно федерализация является наиболее вероятным путём раз вития Украины. Среди аналити ков не утихают споры между те ми, кто считает, что это лучший рецепт восстановления межреги онального баланса и тем самым сохранения единства страны, и теми, кто видит в федерализации первый шаг к распаду. Несколько лет назад предло жение о таком устройстве Укра ины высказала Москва. В сосед ней стране совершенно напрасно полагают, что Кремлю этот сце нарий нужен как способ разва ла их государства. Нет, Москва настроена не на откалывание от него кусков, а на сохране ние в общем поле постсоветско го пространства всей Украины. Для Москвы это именно способ разрешения внутренних про тиворечий и нахождения того компромисса между восточной и западной частями Украины, который вынудит её оставаться в стороне от процессов евроат лантической интеграции. Од нако это предложение, прежде актуальное, после масштабных военных действий в Донбассе уже представляется слишком оптимистичным сценарием для Украины. По сути, Кремль пытается настроить действующие власти Украины на тот же способ реин теграции мятежного региона, ка кой он многократно ранее пред лагал Молдавии. Там возвращение в единое политическое пространство Приднестровья могло быть обе спечено только надёжными га рантиями учёта голоса придне стровцев в новой государственной системе, а значит, сводило бы на нет возможность присоединения Молдовы к Румынии или её вхож дения в военный блок НАТО. Окончание на стр. 2 В Третьяковку к Федотову К рупнейшая выставка знаменитого рус ского художника первой половины XX века Павла Федотова открылась в Инженерном корпусе Третьяковской гале реи. К 200летию со дня рождения живописца представлены работы из собраний Русского музея, Ивановского областного художествен ного музея и Третьяковской галереи. Поздравляем наших читательниц с праздником весны! Главное слово любимого автора «Литера турной газеты» красавицыумницы Алисы Даншох – «однажды». Так вот однажды она поддалась уговорам и, отставив все дела, изло жила на бумаге первые свои истории, которых знает немало. Изложила на бумаге – не фигу ра речи. У Алисы есть специальный карандаш, которым она по утрам пишет в заветной особой тетради тексты, с самой первой публикации в «ЛГ» в 2008 году так понравившиеся читате лям. Статьи и эссе на самые разные темы – о бронзовой скульптуре, Венеции, возвращении Прекрасной Дамы (именно так, с прописных букв!), финском домике и о том, что всё де ло в шляпе (чему подтверждение её фотогра фия), – сложились в первую книгу, которая так и называлась: «Однажды с Алисой Даншох» (2010). Через два года увидела свет ещё одна книга фирменных культурологических эссе «Розовые истории и другие однажды». Авто ру удаётся рассказывать о том, что интересно не только ей, но и читателям, всегда находить свой взгляд, особую интонацию. Так и выхо дят изпод её пера (точнее, карандаша) чудес ные истории о розах, картинах, путешествиях по разным странам, потрясающие сказки – к примеру, о Котике Котовиче и Принцессе Мышкане, а также вкусе всего французского и ещё не забытом новогоднем приключении. Это отметило жюри престижного конкурса «Лучшая книга 2012 года» и присудило книге Алисы Даншох эту почётную награду! И вот теперь «Кулинарные истории счаст ливого детства». Убеждены; книга вкусная, аппетитная и читается легко. Удивительные свойства памяти Алисы Даншох (все детали, ингредиенты и фамилии не забыты!) позволя ют нам вернуться в то время, когда деревья бы ли большими, винегрет казался самой вкусной едой, а концентрированный кубик какао за 10 копеек, с плохо скрытым удовольствием разгрызаемый по дороге из школы, – верхом блаженства! Права Алиса Даншох: времена бы ли непростые, но детство всё равно счастливое. «ЛГ» напечатала на своих страницах не сколько глав, и, судя по откликам, читатели ждут кулинарных историй, которые, конечно, больше, чем просто кулинарные. Сколько за мечательных людей с удивительными судь бами встретится нам! На всю жизнь осталась любовь автора к бабушке и дедушке, памяти которых книга посвящена. За это низкий по клон! И ещё один поклон за урок всем – как надо уметь не забывать. Зная Алису Даншох, уверены: встречи с ней будут ещё не однажды. Чего мы ей и се бе желаем. СОБЫТИЕ Культурный центр П.П. Ершова в г. Ишиме
Стр.1