Антирелигиозное движение и изменение культурных основ в уральской деревне в годы первой пятилетки…………………………………. <...> Начальное профессиональное образование среди детейспецпереселенцев в Уральской области (начало 1930-х годов)………. <...> Внедрение конвейерно-поточного метода производства на заводах наркомата танковой промышленности СССР в годы Великой Отечественной войны………………………………………………………………. <...> Становление подсобных хозяйств спецпереселенцев на Обь – Иртышском Севере в начале 1930 – х годов………………………………. <...> Свердловская киностудия в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы……………………………………………. <...> Реалии плена 1914-1817 гг. в контексте трансформаций власти и общества (на материалах Уральского региона)……………………………. <...> Проблема сохранения Екатеринбургской городской лесной дачи в конце XIX — начале XX вв…………………………………………………235 5 Сушков А.В. <...> Социальная инфраструктура Нижнетагильского горного округа накануне отмены крепостного права………………………………………. <...> Становление и развитие научно-технических подразделений в системе органов внутренних дел Уральской области (1924 – 1931 гг.) <...> «Красный бандитизм» как фактор социально-политического кризиса общества «военного коммунизма» (на примере Екатеринбургской губернии)………………………………………………………… <...>
Историко-педагогические_чтения_№1_2007.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Исторический факультет
РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ФОРМИРОВАНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО
СОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА
XI международные
историко-педагогические чтения
Часть I
Екатеринбург
2007
1
Стр.2
УДК 370
ББК Ч 31
Р 68
Редакционная коллегия
Г.Е. Корнилов
доктор исторических наук, профессор (главный редактор)
З.И. Гузненко
кандидат исторических наук, доцент
В.Н. Земцов
доктор исторических наук, доцент
И.М. Клименко
кандидат педагогических наук, доцент
Г.А. Кругликова
кандидат исторических наук, доцент (отв. за выпуск)
Роль исторического образования в формировании истории
М 77 ческого сознания общества: сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. унт.
- Екатеринбург, 2007. – Часть I. – 298 с.: табл., схемы.
ISBN 5-7186-0328-6
В сборник включены доклады и сообщения, представленные на XI
Международные историко-педагогические чтения, состоявшиеся на историческом
факультете УрГПУ 22-23 марта 2007 г.
В публикуемых материалах отражены актуальные проблемы отечественной
и региональной истории, теории и методики профессионального
исторического образования, методологические проблемы школьных курсов
истории и обществознания, воспитательного потенциала исторического образования.
Издание
рассчитано на научных работников, преподавателей вузов и
учителей школ, аспирантов и студентов, интересующихся проблемами истории,
теории и методики обучения и воспитания.
УДК 370
ББК Ч 31
Р 68
© Уральский государственный
педагогический университет, 2007
2
Стр.3
Содержание
Пленарное заседание
Днепров С. А. (Екатеринбург)
О сущности исторического сознания……………………………………..7
Баженова Н.Н., Корнилов Г.Е. (Екатеринбург)
Формирование исторического сознания населения СССР в условиях
1930-х годов…………………………………………………………… 10
Огоновская И.С. (Екатеринбург)
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по истории: дифирамбы и сомнения……………………………………………………………………..16
Смирнов
С.В. (Екатеринбург)
Историки Китая и проблемы интерпретации «новой истории»
страны……………………………………………………………………...24
Раздел 1. Актуальные проблемы отечественной истории в
контексте современного исторического образования и
формирования исторического сознания
Араи М. (Чиба, Япония)
Антирелигиозное движение и изменение культурных основ в уральской
деревне в годы первой пятилетки………………………………….30
Баранов Е.Ю. (Екатеринбург)
Архивные источники по аграрному развитию Урала в период сплошной
коллективизации: вопросы внутренней и внешней критики (постановка
научной проблемы)………………………………………………………..40
Бочкарева Е.С. (Екатеринбург)
Развитие горной промышленности на Южном Урале в XVIII в. (на примере
заводского хозяйства Лугининых)…………………………………46
Булавин М.В. (Нижний Тагил)
Религиозность уральских школьников на рубеже 1920–1930-х гг…….49
Власов В.В. (Донецк, Украина), Клименко И.М. (Екатеринбург)
Что такое Голодомор и откуда он появился………………………….....54
Воробьев С.В. (Екатеринбург)
Моральный облик и должностные преступления уральских управленцев
в начальный период НЭПа…………………………………………..60
Горин И.Н., Менщиков В.В. (Курган)
Культурно-исторические символы и историческая память……………67
Дашкевич Л.А. (Екатеринбург)
Становление духовного образования на Урале…………………………71
Жук А.В. (Екатеринбург)
3
Стр.4
Проблема изучения военного фактора в истории Урала XX в………...74
Захаровский Л.В. (Екатеринбург)
Начальное профессиональное образование среди детейспецпереселенцев
в Уральской области (начало 1930-х годов)………..79
Ильиных И.В. (Нижний Тагил)
Ритуалы «политического послушания»: чистки советского аппарата на
Урале на рубеже 1920-1930-х гг………………………………………….82
Козлов С.А. (Тюмень)
Теория вождества в контексте скифской истории (На материалах VII –
начала IV вв. до н.э.)………………………………………………………87
Кориков Д.Г. (Екатеринбург)
Противосектантское направление вероисповедной политики Российской
империи в 1861 – 1904 гг……………………………………………91
Крайнов Г.Н. (Бирск)
Методология изучения современной многопартийности в аспекте политической
модернизации России………………………………………….95
Кругликов В.В. (Екатеринбург)
Города Свердловской области в годы Великой Отечественной войны:
историко-демографический аспект…………………………………….106
Кругликова Г.А. (Екатеринбург)
Международное сотрудничество в сфере охраны культурного и природного
наследия………………………………………………………..115
Лаврова И.А. (Сургут)
Борьба с детской беспризорностью и законодательное регулирование
преступности несовершеннолетних в 1930-е годы……………………123
Мельников Н.Н. (Екатеринбург)
Внедрение конвейерно-поточного метода производства на заводах наркомата
танковой промышленности СССР в годы Великой Отечественной
войны………………………………………………………………..128
Мельникова Н.В. (Екатеринбург)
От УФАНа к УНЦ: предпосылки и условия развития……………….134
Мирошкин М.А. (Екатеринбург)
Налогообложение крестьянства в похозяйственных книгах Урала 1930х
годов……………………………………………………………………141
Михалев Н.А. (Екатеринбург)
Население Ямала в начале XX в.: некоторые особенности демографических
процессов…………………………………………………………..146
Мишенин С.Е. (Кемерово)
Советская пресса как фактор формирования и поддержки «Смуты» в
сознании граждан в годы «Перестройки» (1985 – 1991гг.) (по материалам
многотиражной газеты «Железнодорожник Кузбасса»)…………156
4
Стр.5
Мосунова Т.Г. (Екатеринбург)
Потенциал Свердловской области в осуществлении этнической политики:
исторический опыт и современная практика………………………160
Мошкин В.В. (Нижневартовск)
Становление подсобных хозяйств спецпереселенцев на Обь – Иртышском
Севере в начале 1930 – х годов………………………………..….164
Огоновская А.С. (Нижний Тагил)
Роль музейной педагогики в формировании исторического сознания и
самоактуализации личности обучающихся……………………………169
Пименов К.А. (Екатеринбург)
Труд заключенных в сфере реализации исправительной политики советского
государства 1917 – начала 1930-х годов…………………....173
Побережников И.В. (Екатеринбург)
Пространственные аспекты российских модернизаций………………176
Попп И.А. (Екатеринбург)
Становление мировой юстиции в Пермской губернии (1873–1893 гг.):
организационный аспект……………………………………………….183
Прохорова Г.А. (Курган)
Роль историографического знания в формировании исторического сознания
старшеклассников……………………………………………….189
Ряпусова Д.Н. (Екатеринбург)
Свердловская киностудия в период Великой Отечественной войны и
первые послевоенные годы…………………………………………….194
Сапожникова Т.В. (Оса)
Краеведы-исследователи Осинского Прикамья………………………199
Семячкова В.В. (Екатеринбург)
Ученичество и Русско-японская война (1904-1905 гг.)………………202
Сибагатова С.Ф. (Екатеринбург)
Особенности русского религиозного сектантства на Среднем Урале в
конце XIX – начале XX вв………………………………………………206
Сперанский А.В. (Екатеринбург)
Системный кризис в СССР начала 1980-х: нарастание негативных тенденций
в советской экономике…………………………………………211
Суржикова Н.В. (Екатеринбург)
Реалии плена 1914-1817 гг. в контексте трансформаций власти и общества
(на материалах Уральского региона)……………………………..219
Сурина М.В. (Екатеринбург)
Состояние и перспективы исследования этнических процессов на Урале
во второй половине XX века……………………………………………225
Сухоносова С.В. (Екатеринбург)
Проблема сохранения Екатеринбургской городской лесной дачи в конце
XIX — начале XX вв…………………………………………………235
5
Стр.6
Сушков А.В. (Екатеринбург)
Первая интрига Л.И. Брежнева в высшем руководстве СССР: смещение
Н.И. Беляева с поста первого секретаря ЦК компартии Казахстана в
1960 г………………………………………………………………….….239
Тараканов М.Ю. (Нижний Тагил)
Миграционное движение населения города Нижнего Тагила в годы Великой
Отечественной войны……………………………………………247
Филиппова О.С. (Нижний Тагил)
Реконструкция личности историка как компонент историографического
исследования…………………………………………………………….264
Чаплыгин В. Ю. (Екатеринбург)
Отечественная историография развития высшего педагогического образования
в 1930-е гг. в СССР…………………………………………….267
Черноухов Э.А. (Екатеринбург)
Социальная инфраструктура Нижнетагильского горного округа накануне
отмены крепостного права………………………………………..…270
Чернышёва Е.В. (Челябинск)
К типологии мемуарных источников (по материалам воспоминаний
земских деятелей)……………………………………………………….275
Шведов В.В. (Екатеринбург)
Становление и развитие научно-технических подразделений в системе
органов внутренних дел Уральской области (1924 – 1931 гг.)………280
Шумкин Г.Н. (Екатеринбург)
К вопросу о роли казенных горных заводов в механизме ценообразования
на рынке вооружений России в конце XIX – начале ХХ вв…..…284
Ярков Ю.М. (Екатеринбург)
Актуальные проблемы современного развития многопартийной системы
в России………………………………………………………………290
Яркова Е.И. (Екатеринбург)
«Красный бандитизм» как фактор социально-политического кризиса
общества «военного коммунизма» (на примере Екатеринбургской губернии)……………………………………………………………………294
6
Стр.7