Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Историко-педагогические чтения

Историко-педагогические чтения №1 2005 (30,00 руб.)

0   0
Страниц433
ID350200
АннотацияЕжегодник
Историко-педагогические чтения .— Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет .— 2005 .— №1 .— 433 с. — URL: https://rucont.ru/efd/350200 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 5-7186-0151-8 В сборник включены доклады и сообщения, представленные на IX Всероссийские историко-педагогические чтения, состоявшиеся на историческом факультете УрГПУ 24-25 марта 2005 г. В публикуемых материалах отражены проблемы: теоретикометодологические основы мониторинга научной и педагогической деятельности в историческом общем и профессиональном образовании; теория и практика мониторинга исторического образования (параметры, критерии, показатели контроля и оценки результатов); теория и методика обучения истории: мониторинг и контрольно-оценочная деятельность учителя и преподавателя; информационно-методическое обеспечение мониторинга деятельности учителя и учащихся; региональное историческое образование в России и в мире; региональные исторические исследования, историография, источниковедение. <...> Факторы кризиса сельскохозяйственного производства Уральской области в начале 1930-х годов в контексте модернизационной теории…. <...> Роль Екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря в становлении женского образования в Пермской губернии ……………………………… 79 Дашкевич Л.А. <...> Подготовка кадров для предприятий танковой промышленности Урала в годы Великой Отечественной войны………………………………………. <...> Похозяйственные книги сельсоветов как источник информации о сельском населении 1930-х годов…………………………………………. <...> Коллективизация в северных национальных округах Уральской области. <...> 217 Черезова О.Г. (Екатеринбург) Динамика брачности сельского населения Урала во второй половине XX века. <...> Историческое образование в вузе: проблемы теории, методологии и методики Абрамова Т.В., Баканов С.А., Кузнецов В.М. <...> Немецкая иммиграция в США в конце XVIII-XIX вв. <...> Интерактивные технологии в гуманитарном знании как средство самореализации учащихся 8-11 классов гимназии ………………………. <...> Мониторинг музыкальной грамотности учащихся посредством историко-стилевого подхода ………………………………………………. <...> Деятельностно-операционный <...>
Историко-педагогические_чтения_№1_2005.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Историко-педагогические_чтения_№1_2005.pdf
МОНИТОРИНГ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Девятые всероссийские историко-педагогические чтения Часть 1 10
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Исторический факультет МОНИТОРИНГ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Девятые всероссийские историко-педагогические чтения Часть 1 Екатеринбург 2005 11
Стр.2
УДК 930.1/2 (07) ББК Т М 77 Редакционная коллегия Корнилов Г.Е. доктор исторических наук, профессор (главный редактор) Гузненко З.И. кандидат исторических наук, профессор Земцов В.Н. доктор исторических наук, доцент Клименко И.М. кандидат педагогических наук, доцент Кругликова Г.А. кандидат исторических наук, старший преподаватель (отв. за выпуск) Мониторинг региональной модели исторического общего М 77 и профессионального образования: Сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. – Часть 1. 194 с.: табл., схемы. ISBN 5-7186-0151-8 В сборник включены доклады и сообщения, представленные на IX Всероссийские историко-педагогические чтения, состоявшиеся на историческом факультете УрГПУ 24-25 марта 2005 г. В публикуемых материалах отражены проблемы: теоретикометодологические основы мониторинга научной и педагогической деятельности в историческом общем и профессиональном образовании; теория и практика мониторинга исторического образования (параметры, критерии, показатели контроля и оценки результатов); теория и методика обучения истории: мониторинг и контрольно-оценочная деятельность учителя и преподавателя; информационно-методическое обеспечение мониторинга деятельности учителя и учащихся; региональное историческое образование в России и в мире; региональные исторические исследования, историография, источниковедение. Издание рассчитано на научных сотрудников, преподавателей вузов и учителей школ, аспирантов и студентов. ISBN 5-7186-0151-8 УДК 930.1/2 (07) ББК Т © Уральский государственный педагогический университет, 2005 12
Стр.3
Содержание Пленарное заседание Клименко И.М. (Екатеринбург) Мониторинг как педагогическая и управленческая технология в обучении истории…………………………………………………………. 10 Воронова С.Н. (Екатеринбург) Практика регионализации исторического образования на основе требований ГОСа НРК Свердловской области……..................................... 21 Гузненко З. И. (Екатеринбург) Учебно-методическая работа в общеобразовательных школах Урала в годы Великой Отечественной войны……………………............................. 27 Раздел 1. Региональная история, историография и источниковедение Алексеев Е.А. (Нижневартовск) История Владимиро-Суздальского княжества второй половины XII столетия в трудах Н.Н. Воронина…………………………………………… 34 Бабушкина С.Л. (Нижневартовск) Профессиональное обучение в Ханты-Мансийском национальном округе в годы Великой Отечественной войны ……………………………. 37 Баранов Е.Ю. (Екатеринбург) Факторы кризиса сельскохозяйственного производства Уральской области в начале 1930-х годов в контексте модернизационной теории…. Баранов Е.Ю., Корнилов Г.Е. (Екатеринбург) Историография аграрного производства и продовольственного обеспечения в условиях «революции сверху»……………………………… Гаврилов Д.В. (Екатеринбург) Архаичная региональная модель исторического развития Урала (так называемая «концепция В.В. Адамова»)………………………………….... 40 48 69 Галкина Т.А. (Екатеринбург) Роль Екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря в становлении женского образования в Пермской губернии ……………………………… 79 Дашкевич Л.А. (Екатеринбург) О начале деятельности уральских гимназий……………………………….. 82 Захарова Н.В. (Нижневартовск) Развитие маслоделия в Тобольской губернии в начале XX века…………. 92 Ильиных И.В. (Нижний Тагил) «Жить так, как живут мужчины»: гендерный аспект общественной и трудовой активности населения Нижнего Тагила на рубеже 1920-30-х годов………………………………………………...………………………… 94 13
Стр.4
Ильченко В.Н. (Екатеринбург) Особенности правовых отношений между Русской православной церковью и советским государством в годы Великой Отечественной войны………………………………………………………………………….. Коврижных Г.Н. (Екатеринбург) Восстановление и развитие системы внешкольных учреждений по изучению региональной истории и культуры (1945-1970-е гг.)…………... Кожевникова Т.Г. (Екатеринбург) «Записки Уральского медицинского общества» как исторический источник………………………………………………………………………. 98 103 111 Конышева И.И. (Нижневартовск) Решения партийных органов и советского правительства 1930-х гг. по земельным отношениям и их реализация на Обском Севере……………... 115 Кругликов В.В. (Екатеринбург) Динамика численности населения Свердловской области в годы Великой Отечественной войны …………………………………………….. 117 Кругликова Г.А. (Екатеринбург) Современная культурная политика: от идеи к практике…………………... 124 Кузнец Л.О. (Сургут) Педагогический коллектив Тобольской женской школы во второй половине XIX века…………………………………………………………. 131 Латыпов Р.Т. (Екатеринбург) Материально-техническое, финансовое и учебно-методическое обеспечение национальных школ Урала во второй половине 1920-х гг…. 136 Мельников Н.Н. (Екатеринбург) Подготовка кадров для предприятий танковой промышленности Урала в годы Великой Отечественной войны……………………………………….. 147 Мельникова Н.В. (Екатеринбург) Образование в структуре потребностей, интересов и ценностей жителей закрытых городов Урала (1950-1960-е гг.)…………………………………. 151 Мирошкин М.А. (Екатеринбург) Похозяйственные книги сельсоветов как источник информации о сельском населении 1930-х годов…………………………………………... 156 Мосунова Т.Г. (Екатеринбург) Осуществление семилетнего всеобуча среди этнических меньшинств Урала …………………………………………………………………………. 162 Мошкин В.В. (Нижневартовск) Крестьянская ссылка на Север Западной Сибири в современных публикациях…………………………………………………………………... 164 Огоновская И.С. (Екатеринбург) Педагогический потенциал книжной серии «Урал: история в ликах городов»……………………………………………………………………….. Прищепа А.И. (Сургут) 14 166
Стр.5
Становление и развитие библиотечного дела в Сургуте…………………... 171 Салазникова С.С. (Нижний Тагил) К вопросу о морально-нравственном облике Белой Армии………………. 174 Силантьев Д.В. (Екатеринбург) Историки Урала: коллективный портрет…………………………………… 176 Соколова Е.С. (Екатеринбург) «Мои лицейские досуги…»: государственная политика в сфере образования дворянства (на примере пушкинского выпуска Императорского Царскосельского Лицея)………………………………….. 178 Солодкин Я.Г. (Нижневартовск) Возникновение сибирского летописания…………………………………… 183 Сурина М.В. (Нижний Тагил) Материалы всесоюзных переписей населения как источник по изучению этнодемографических процессов на Урале…………………………………. 187 Сухоносова С.В. (Екатеринбург) Возникновение торфяного отопления в Екатеринбурге в конце XIX- начале XX вв. ………………………………………………………………… 190 Сушков А.В. (Екатеринбург) Конец политической карьеры «легендарного маршала»: смещение К.Е. Ворошилова с поста Председателя Президиума Верховного Совета СССР в мае 1960 г. …………………………………………………………... 193 Трифонов А.Н. (Екатеринбург) Огородничество и решение продовольственной проблемы на Урале в годы Великой Отечественной войны ………………………………………. 204 Троценко Н.Н. (Нижневартовск) Коллективизация в северных национальных округах Уральской области. 217 Черезова О.Г. (Екатеринбург) Динамика брачности сельского населения Урала во второй половине XX века... 219 Чернышева Е.В. (Курган) Образ земства в творчестве уральских писателей XIX века ……………… 220 Шведов В.В. (Екатеринбург) Общества содействия милиции в правоохранительной деятельности РСФСР (1928-1932 гг.)……………………………………………………….. 224 Раздел 2. Историческое образование в вузе: проблемы теории, методологии и методики Абрамова Т.В., Баканов С.А., Кузнецов В.М. (Челябинск) О результатах опроса абитуриентов вузов Челябинской области об отношении к Единому государственному экзамену……………………….. 235 Алеврас Н.Н., Андреева Т.А., Цаплина Я.В. (Челябинск) Информационно-методическое обеспечение преподавания региональной истории в вузе………………………………………………………………… 238 Алексеева Л.В. (Нижневартовск) 15
Стр.6
Мониторинг академической подготовки студентов-историков по дисциплине «Теория и методика истории и обществознанию»………….. 241 Антончик Н.М. (Екатеринбург) Некоторые философские аспекты проблемы ценностных ориентаций…... 247 Бадретдинова М.М. (Оренбург) О формах контрольно-оценочной деятельности преподавателя методики обучения истории педагогического вуза……………………………………. 250 Баженова Н.Н. (Екатеринбург) Самостоятельная работа студентов как составная часть образовательного процесса во внеаудиторное время…………………………………………... 253 Блохин В.С. (Екатеринбург) Курс истории Нового времени в современных школьных учебниках……. 257 Захожая Т.М. (Сургут) Профессиональная подготовка учителей истории в 1940-50-е гг. (на примере Барнаульского государственного педагогического института)... 260 Земцов В.Н. (Екатеринбург) Наполеон в Москве: исторический сюжет на фоне локальной истории и микроистории…………………………………………………………………. 263 Зубкова И.А. (Екатеринбург) К проблеме разработки мониторинга школьного исторического образования: уроки британской реформы………………………………….. 266 Капшутарь М.А. (Екатеринбург) Эвалюационный аспект проблемы подготовки конкурентоспособного специалиста в системе профессионального образования………………… 273 Кругликова Г.И. (Екатеринбург) Образ древней Спарты: легенда и история ………………………………… 276 Летягин Л.И. (Екатеринбург) История, наука, идеология ………………………………………………….. 282 Лыжина О.А. (Екатеринбург) Оценивание знаний, умений и навыков студентов исторического факультета по дисциплине «Теория и методика обучения истории»…….. 286 Малькова Т.В. (Миасс) Технологии преподавания в филиале вуза как условие процесса гуманизации…………………………………………………………………... 289 Протасова И.А. (Екатеринбург) Политическая социализация личности: понятие, этапы …………………... 295 Рыбаков С.В., Рыбакова Г.Г. (Екатеринбург) Воспитание историей: образ или схема? ........................................................ 300 Смирнов С.В. (Екатеринбург) Образ Востока в мировой исторической науке (вторая половина XIX-XX вв.).. 303 Сокурова Н.И. (Екатеринбург) Опыт криптоэвристического исследования средневекового дидактического текста (на основе изучения педагогического наследия Михаила 16
Стр.7
Пселла)…………………………………………………………….. Терентьев А.Е. (Екатеринбург) Мониторинг в сфере идеологии и его значение для исторического образования …………………………………………………………………... 308 311 Устинова И.М. (Екатеринбург) Самостоятельная работа студентов Уральского технического института связи и информатики в системе мониторинга качества знаний…………... 313 Черноухов Э.А. (Екатеринбург) Научно-исследовательская работа студентов исторического факультета УрГПУ в 2001-2004 гг. ………………………………………………………. 315 Чучула Н.М. (Каменск-Уральский) Проблемы концептуализации ценностного отношения к истории ………. 318 Шкаревский Д.Н. (Сургут) Немецкая иммиграция в США в конце XVIII-XIX вв. К вопросу о численности и причинах …………………………………………………….. 321 Раздел 3. Мониторинг педагогической деятельности в школьном историческом образовании Аллабердина Г.И. (Сибай) Изучение истории в школах страны в годы Великой Отечественной войны …………………………………………………………………………. 327 Антонов В.М. (Уфа) Из опыта разработки технологических карт диагностики результатов обучения истории ……………………………………………………………. 330 Архипов Б.В. (Курган) Медиаобразование как одно из средств реализации целей общего образования …………………………………………………………………... 334 Богатырев А.И. (Екатеринбург) Интерактивные технологии в гуманитарном знании как средство самореализации учащихся 8-11 классов гимназии ………………………... 337 Ган О.И., Клименко И.М. (Екатеринбург) Влияние социокультурной ситуации на диагностику результативности историко-педагогического мониторинга …………………………………... 340 Гладких С.В., Кузнецов В.М., Салмина М.С. (Челябинск) Информационно-методическое обеспечение мониторинга изучения истории Южного Урала в XX- начале XXI вв. (9 класс) ………………….. 342 Гугнина О.В. (Оренбург) Система мониторинга за знаниями учащихся в процессе обучения истории: реализация герменевтического подхода ………………………… Ермилова А.Д. (Муравленко) Работа с источником на уроках по истории Ямало-Ненецкого автоном17 344
Стр.8
ного округа ………………………………………………………….. Змейкина Ю.В. (Екатеринбург) Становление и развитие теории интегрированного обучения в отечественной педагогике …………………………………………………... 347 349 Каргаполова А.Г. (Екатеринбург) Зачем учителю мониторинг? ………………………………………………... 354 Карманович Н.В. (Екатеринбург) Мониторинг музыкальной грамотности учащихся посредством историко-стилевого подхода ………………………………………………... 356 Кассир Е.И. (Екатеринбург) Проблема исследовательской деятельности в теории и методике обучения истории ……………………………………………………………. 358 Мищенко О.П. (Нижний Тагил) Деятельностно-операционный компонент мультимедийного пособия по исторической пропедевтике ………………………………………………… 364 Надеева Е.П. (Екатеринбург) Ценностные ориентации учащихся как предмет педагогического мониторинга ………………………………………………………………….. 368 Огоновская А.С. (Нижний Тагил) Актуализация личности учащегося средствами музейной педагогики ….. 372 Попова Г.Л. (Екатеринбург) Разработка оценочных критериев мониторинга активизации изучения учащимися старших классов истории России ……………………………... 375 Постников П.Г. (Нижний Тагил) Индивидуальный стиль познания истории как предмет мониторинга качества исторического образования ………………………………………. 376 Рикунова И.В. (Нижневартовск) Интерактивное обучение на уроках истории: теория и практика ………... 380 Семенова Г.Н. (Нижний Тагил) Внеклассная деятельность учащихся и средства ее мониторинга ………... 384 Федорова С.Ш. (Верхняя Пышма) Философское образование как средство оптимизации преподавания предметов социально-гуманитарного цикла (из опыта работы) ………….. 387 Фищев А.В. (Екатеринбург) Критериально-оценочная деятельность учителя истории с использованием компьютерных технологий ………………………………. 390 Чемякина А.В. (Екатеринбург) Из опыта использования рейтинговой системы оценки …………………... 399 Чепракова В.В. (Екатеринбург) Программа как средство мониторинга ……………………………………... 402 Черепанова Е.В. (Лесной) Воспитание толерантности в процессе исторического образования …….. 407 Шиндина Т.А. (Екатеринбург) 18
Стр.9
Развитие способностей учащихся на уроках истории в современной школе …………………………………………………………………………. 413 Побережников И.В. (Екатеринбург) Теоретико-методологические проблемы модернизационного подхода….. 417 19
Стр.10