Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Основы технической эксплуатации автомобилей: практикум (220,00 руб.)

0   0
АвторыЕрзамаев Максим Павлович, Сазонов Дмитрий Сергеевич, Янзин Владимир Михайлович, Кузнецов Сергей Александрович, Приказчиков Максим Сергеевич
ИздательствоРИЦ СГСХА
Страниц134
ID349947
АннотацияПрактикум содержит описание лабораторных работ, охватывающих основные разделы курса «Основы технической эксплуатации автомобилей». Основное внимание уделено вопросам диагностирования технического состояния элементов ДВС, силовых агрегатов, ходовой части и тормозных систем автомобилей.
Основы технической эксплуатации автомобилей: практикум / М. П. Ерзамаев, Д. С. Сазонов, В. М. Янзин, С. А. Кузнецов, М. С. Приказчиков .— Самара : РИЦ СГСХА, 2015 .— 134 с. — URL: https://rucont.ru/efd/349947 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

25 «Техническое состояние и оборудование транспортных средств» Правил дорожного движения; 2) обнаружен подсос неочищенного воздуха во впускном тракте питания двигателя воздухом; 3) обнаружены стуки кривошипно-шатунного механизма двигателя; 4) включаются сигнальные лампы аварийного состояния систем автомобиля; 5) обнаружены подтеки смазки и утечки технических жидкостей. <...> Не дожидаясь очередного ТО необходимо выявить и устранить неисправность в случаях: когда двигатель не развивает номинальной мощности и снижает топливно-экономические показатели; появляются посторонние шумы в головках цилиндров двигателя, в смонтированных на двигателе агрегатах или в агрегатах трансмиссии; обнаружен повышенный нагрев ступиц 6 или тормозных барабанов; замечен интенсивный и неравномерный износ протекторов шин; нарушена плавность хода автомобиля: увеличилось усилие на органах управления автомобиля. <...> Проверьте состояние и герметичность соединений и воздухопроводов впускного тракта от воздушного фильтра к двигателю, приборов и трубопроводов системы питания топливом, систем смазки, охлаждения, гидропривода сцепления, гидроусилителя рулевого управления; нет ли касания трубопровода привода сцепления о поперечину рамы; крепление сошки рулевого механизма; шплинтовку пальцев штоков тормозных камер; герметичность всех контуров пневмосистемы автомобиля (на слух); трассу пролегания и надежность закрепления пучков электропроводов; правильность установки резино8 вых чехлов на соединительных колодках задних фонарей, датчиков спидометра, тахометра; плотность и уровень электролита в аккумуляторных батареях; дренажные отверстия в пробках аккумуляторных батарей; правильность закрепления уплотнителей дверей скобами; состояние подшипников ступиц колес (регулировка, смазка при снятых ступицах); состояние тормозных барабанов, колодок, накладок, стяжных пружин и разжимных кулаков (при снятых ступицах) <...>
Основы_технической_эксплуатации_автомобилей_практикум.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Основы_технической_эксплуатации_автомобилей_практикум.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ Практикум Кинель 2015
Стр.1
УДК 629.331 (075) ББК 033-082.я.73 О75 Рецензенты: канд. техн. наук, проф. кафедры «Эксплуатация мобильных машин и технологического оборудования», ФГБОУ ВО Ульяновская ГСХА К. У. Сафаров; канд. техн. наук, проф. кафедры «Тракторы и автомобили», ФГБОУ ВО Самарская ГСХА Г. И. Болдашев Коллектив авторов: М. П. Ерзамаев, Д. С. Сазонов, В. М. Янзин, С. А. Кузнецов, М. С. Приказчиков О75 Основы технической эксплуатации автомобилей : практикум / М. П. Ерзамаев, Д. С. Сазонов, В. М. Янзин [и др.]. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2015. – 134 с. ISBN 978-5-88575-410-1 Практикум содержит описание лабораторных работ, охватывающих основные разделы курса «Основы технической эксплуатации автомобилей». Основное внимание уделено вопросам диагностирования технического состояния элементов ДВС, силовых агрегатов, ходовой части и тормозных систем автомобилей. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». УДК 629.331 (075) ББК 033-082.я.73 ISBN 978-5-88575-410-1 © Ерзамаев М. П., Сазонов Д. С., Янзин В. М., Кузнецов С. А., Приказчиков М. С., 2015 © ФГБОУ ВО Самарская ГСХА, 2015 2
Стр.2
Предисловие Расходы на поддержание работоспособности автомобиля в несколько раз превышают затраты на его изготовление. Особенно значительные средства (до 70%) приходятся на текущий ремонт, который проводят в основном по стратегии ожидания отказа. Главной причиной таких больших расходов является недостаточное использование профилактических работ, позволяющих предупредить отказы и снизить затраты в среднем в 1,5-3 раза. В современных условиях специалист инженерно-технической службы автотранспортных, автосервисных и авторемонтных предприятий должен не только знать теоретические основы технической эксплуатации автомобилей, но и практически использовать их при решении оперативных, тактических и стратегических задач по управлению техническим состоянием автомобиля. Основное внимание в издании уделено вопросам физической сущности процессов, происходящих в агрегатах, системах и механизмах автомобиля, а также современным методам и средствам восстановления (поддержания) их работоспособности в процессе эксплуатации. Цель технического обслуживания заключается в поддержании автомобиля в исправном состоянии и увеличении срока безотказной работы. Своевременное выявление и устранение неисправностей помогают предотвратить более серьёзные поломки. Автомобиль, который своевременно проходит диагностику и техническое обслуживание в полном объёме, имеет более продолжительный срок службы, в течение которого позволяет своему хозяину экономить время и денежные средства. Решению этих проблем посвящена данная работа. Цель издания «Основы технической эксплуатации автомобилей» – формирование у студентов системы компетенций для решения профессиональных задач по эффективному использованию, обеспечению высокой работоспособности и сохранности автотранспорта. Представленный в практикуме материал в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и требованиями к результатам освоения основной образовательной программы по направлению 23.03.03 «Эксплуа3
Стр.3
тация транспортно-технологических машин и комплексов» способствует формированию следующих профессиональных компетенций: – способность к участию в составе коллектива исполнителей в проведении испытаний транспортно-технологических процессов и их элементов; – способность к освоению технологий и форм организации диагностики, технического обслуживания и ремонта транспортных и технологических машин и оборудования; – способность использовать данные оценки технического состояния транспортной техники с использованием диагностической аппаратуры и по косвенным признакам; – способность использовать технологии текущего ремонта и технического обслуживания с использованием новых материалов и средств диагностики. 4
Стр.4
Правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ При выполнении лабораторных и практических работ студент должен знать и строго выполнять следующие основные правила техники безопасности. Во время занятий следует находиться только на своем рабочем месте. Не допускается самовольный переход с одного места на другое. При выполнении работ используются только размерные ключи и исправный инструмент. Не следует применять инструменты с неисправной или неправильно заправленной рабочей частью, со сломанными или плохо насаженными рукоятками. Перед пуском двигателя проверяют заправку охлаждающей жидкостью, маслом и топливом. Запрещается запуск двигателя при наличии течи топлива, масла, охлаждающей жидкости и других специальных жидкостей. Посторонние предметы, находящиеся на двигателе или рядом с ним, должны быть устранены. Пуск двигателя производится лишь при подключении к выхлопной трубе устройства для отвода отработавших газов и вентиляции помещения. Не разрешается находиться вблизи вращающихся валов, маховиков, других деталей, а также в плоскости их вращения. Запрещается производить регулировочные работы на работающем двигателе, стенде, установке, прикасаться к выхлопным коллекторам и газоотводным трубам. При техническом обслуживании (ТО) и ремонте узлов топливной аппаратуры используются специальные приспособления и приборы под вытяжным зонтом при включенной системе вентиляции. При продувке узлов сжатым воздухом струю направляют от себя. В лаборатории запрещается пользоваться открытым огнем. При возникновении пожара следует немедленно поставить в известность преподавателя и принять все меры к тушению имеющимися средствами. Выполнение данных правил является обязательным для каждого студента. Студенты, не прошедшие инструктаж по технике безопасности, к занятиям не допускаются. 5
Стр.5
Лабораторная работа №1 Проведение технического обслуживания автомобилей Цель работы: провести техническое обслуживание автомобилей. Оборудование и материалы: комплект инструментов, прилагаемых к автомобилю; обтирочный материал; агрегат технического ухода. Техническое обслуживание включает в себя контрольнодиагностические, крепежные, регулировочные, смазочные, электротехнические и монтажно-демонтажные работы, связанные с проверкой и регулировкой отдельных узлов и агрегатов на специальных стендах и оборудовании. Если при ТО возникает сомнение в работоспособности тех или иных узлов или деталей, их проверяют на диагностическом оборудовании. Нередко приходится проводить внеплановое ТО автомобиля из-за отказа в работе отдельных его систем или для предупреждения возможных неисправностей, а кроме того, в ряде случаев приходится ремонтировать автомобиль в дорожных условиях. Внеплановые ТО и ремонт в обязательном порядке немедленно проводят в следующих случаях: 1) обнаружены неисправности, перечисленные в ст. 25 «Техническое состояние и оборудование транспортных средств» Правил дорожного движения; 2) обнаружен подсос неочищенного воздуха во впускном тракте питания двигателя воздухом; 3) обнаружены стуки кривошипно-шатунного механизма двигателя; 4) включаются сигнальные лампы аварийного состояния систем автомобиля; 5) обнаружены подтеки смазки и утечки технических жидкостей. Все перечисленные неисправности определяют при ежедневном ТО. Не дожидаясь очередного ТО необходимо выявить и устранить неисправность в случаях: когда двигатель не развивает номинальной мощности и снижает топливно-экономические показатели; появляются посторонние шумы в головках цилиндров двигателя, в смонтированных на двигателе агрегатах или в агрегатах трансмиссии; обнаружен повышенный нагрев ступиц 6
Стр.6
или тормозных барабанов; замечен интенсивный и неравномерный износ протекторов шин; нарушена плавность хода автомобиля: увеличилось усилие на органах управления автомобиля. Чаще всего некоторые операции внепланового ТО водители проводят без должного соблюдения технических требований, поэтому обслуживание и ремонт «по необходимости» не только не исключают проведение регламентного ТО в полном объеме, но и в значительной мере определяют объем контрольно-диагностических работ по узлам, имевшим отказы до очередного ТО. В перечне операций ТО предусмотрены крепежные работы, выполнение которых обязательно. Момент затяжки резьбовых соединений необходимо контролировать динамометрическим ключом. Учитывая конструктивные особенности автомобилей КамАЗ (двигателя, агрегатов трансмиссии, гидроусилителя и др.), особое внимание надо уделять смазочным работам. Следует помнить, что использование заменителей рекомендуемых масел существенно снижает ресурс автомобиля и допускается лишь как временная мера. При сезонной смене масла или при переходе с заменителя на рекомендуемый сорт масла необходимо промыть смазываемую систему (агрегат) согласно требованиям заводской инструкции или рекомендациям. Кроме точек, подлежащих смазке, с определенной периодичностью, имеются места, требующие смазки по необходимости и при ремонте. С 2 октября 1984 г. введены новые режимы ТО. Суть нововведений заключается в рациональном распределении операций разового и периодического ТО для обеспечения необходимой надежности узлов и агрегатов, повышения качества обслуживания и уменьшения общей трудоемкости ремонтных работ за счет профилактических мероприятий. Общеизвестно, что в начальный период эксплуатации происходят интенсивная приработка сопряженных деталей, взаимоустановка элементов конструкции и выявление скрытых дефектов. Поэтому в новом перечне введены разовые виды ТО (ТО-1000 и ТО-4000), которые выполняются независимо от категорий условий эксплуатации в интервалах пробега 500-1000 и 3000-4000 км соответственно. 7
Стр.7
Перечень операций этих видов обслуживания содержит в основном проверочные, крепежные, регулировочные и смазочные работы. Относительное увеличение общей трудоемкости обслуживания в начальный период эксплуатации полностью оправдывает себя благодаря снижению объемов работ ремонта в основной период эксплуатации при периодическом обслуживании. Периодичность видов ТО в основной период эксплуатации зависит от условий эксплуатации (табл. 1). Периодическое ТО включает в себя ежедневное обслуживание, ТО-1, ТО-2 и сезонное обслуживание (СТО). Все виды ТО являются профилактическими мероприятиями, проводимыми принудительно в плановом порядке через определенный пробег независимо от технического состояния автомобиля. Как уже говорилось, в ряде случаев (при обнаружении неисправности, отказах в работе системы или агрегата) или в профилактических целях (после преодоления брода, длительной работы в условиях повышенной запыленности и т. д.) проводят внеплановые ТО систем или агрегатов. Ежедневное техническое обслуживание. При необходимости вымойте автомобиль и проведите уборку кабины и платформы. Проверьте состояние запоров бортов платформы; тягово-сцепное устройство и шланги подсоединения тормозной системы прицепа; колеса и шины; привод рулевого управления (без применения специального приспособления); действие приборов освещения и световой сигнализации; работу стеклоочистителей. Устраните неисправности до выезда из парка. Доведите до нормы уровень масла в картере двигателя и жидкости в системе охлаждения. Слейте конденсат из ресиверов тормозной системы (по окончании смены). Техническое обслуживание ТО-1000. Проверьте состояние и герметичность соединений и воздухопроводов впускного тракта от воздушного фильтра к двигателю, приборов и трубопроводов системы питания топливом, систем смазки, охлаждения, гидропривода сцепления, гидроусилителя рулевого управления; нет ли касания трубопровода привода сцепления о поперечину рамы; крепление сошки рулевого механизма; шплинтовку пальцев штоков тормозных камер; герметичность всех контуров пневмосистемы автомобиля (на слух); трассу пролегания и надежность закрепления пучков электропроводов; правильность установки резино8
Стр.8
вых чехлов на соединительных колодках задних фонарей, датчиков спидометра, тахометра; плотность и уровень электролита в аккумуляторных батареях; дренажные отверстия в пробках аккумуляторных батарей; правильность закрепления уплотнителей дверей скобами; состояние подшипников ступиц колес (регулировка, смазка при снятых ступицах); состояние тормозных барабанов, колодок, накладок, стяжных пружин и разжимных кулаков (при снятых ступицах). Устраните неисправности. Закрепите фланцы приемных труб глушителя; элементы соединения воздушного тракта, обратив особое внимание на герметичность от воздушного фильтра к двигателю; скобы крепления форсунок; выпускные коллекторы; пневмогидравлический усилитель сцепления; рычаги тяг дистанционного привода коробки передач; фланцы карданных валов; суппорты тормозных механизмов; механизм вспомогательного тормоза и его привод; кронштейн ресиверов к раме; сошку рулевого механизма; отъемные ушки передних рессор; стяжные болты проушин передних кронштейнов передних рессор; стяжные болты задних кронштейнов передних рессор; гайки пальцев и верхние кронштейны реактивных штанг; гайки пальцев амортизаторов; гайки колес; держатель запасного колеса к раме; гнездо аккумуляторных батарей; клеммы проводов к выводам аккумуляторных батарей; генератор, стартер; панели крыльев кабины; щитки подножек и фартуки брызговиков к кабине; передние грязевые щитки к кабине; подножки кабины; верхние петли передней облицовки кабины; кронштейны зеркал заднего вида; стяжные хомуты шлангов на патрубках отопителя; кронштейны задней подвески; хомуты крепления платформы к раме: верхние и нижние фиксирующие угольники к продольным брусьям и раме; хомуты крепления поперечных балок к продольным брусьям; стяжные болты соединения кронштейнов платформы и рамы; щиты пола платформы; брызговики колес; кронштейны боковых стоек бортов. Отрегулируйте тепловые зазоры клапанов механизма газораспределения, предварительно проверив момент затяжки болтов крепления головок цилиндров и гаек стоек коромысел; натяжение ремней привода водяного насоса и генератора; свободный ход толкателя поршня главного цилиндра привода и свободный ход рычага вала вилки выключения сцепления; зазор между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана управления 9
Стр.9
делителем; положение педали тормоза относительно пола кабины, обеспечив полный ход рычага тормозного крана; ход штоков тормозных камер; давление в шинах; направление светового потока фар; запоры бортов платформы. Таблица 1 Условия эксплуатации Периодичность ТО, км пробега Характеристика условий эксплуатации ТО-1 ТО-2 СТО 1 Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытием за пределами пригородной зоны. Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытием в пригородной зоне. Улицы небольших городов с населением до 100 тыс. жителей 2 Автомобильные дороги с асфальтобетонным и приравненным к нему покрытием в горной местности Улицы больших городов. Автомобильные дороги со щебеночным или гравийным покрытием. Грунтовые профилированные и лесовозные дороги 3 Автомобильные дороги со щебеночным или гравийным покрытием в горной местности. Непрофилированные дороги и стерня. Карьеры, котлованы и временные подъездные пути 4000 12000 24000 3200 9600 19200 2400 7200 14400 Смажьте подшипники водяного насоса; подшипник муфты выключения сцепления; втулки вала вилки выключения сцепления; опоры передней и промежуточной тяг привода дистанционного управления коробкой передач; шкворни поворотных кулаков (при вывешенных колесах); шарниры рулевых тяг: пальцы передних рессор; втулки валов разжимных кулаков; регулировочные рычаги тормозных механизмов; шарниры карданных валов; оси 10 Категория условий эксплуатации
Стр.10