Башлыков (ЗАО "ВНИИСТ–Нефтегазпроект") Введение Чрезмерная централизация управления, как известно [1, 2], вредна и не может служить самоцелью при иерархическом построении систем управления для трубопроводных транспортных систем (ТТС). <...> Широкие возможности для такого подхода к организации дает разделение обобщенного оборудования по функционально-групповому принципу [3, 4]. <...> Сущность его состоит в том, что все управляемое оборудование делят на функциональные группы (ФГ) в зависимости от конструктивных и технологических особенностей или же от его назначения в технологической схеме. <...> Деление оборудования на группы можно считать условным. <...> Обычно ФГ выделяют в результате горизонтальной декомпозиции технологического объекта управления (ТОУ). <...> Каждая ФГ в зависимости от сложности может быть разделена на несколько функциональных подгрупп (ФПГ). <...> Обычно в ФПГ входит один агрегат или несложный узел технологической схемы. <...> Управление ФГ или ФПГ, в свою очередь – это подсистема, построенная по иерархическому принципу. <...> Эти элементы помимо автоматического управления от вышестоящего уровня имеют дистанционное управление с соответствующего автоматизированного рабочего места (АРМ) функционально-группового управления (ФГУ). <...> Например, управление пуском в подгруппе питательного электронасоса (ПЭН) осуществляют в следующей последовательности: – пуск маслосистемы смазки подшипников, открытие задвижки на всасе; – подача рабочей жидкости в систему управления гидромуфтой насоса (включение системы управления частотой вращения ротора); – открытие протока охлаждающей жидкости (воды) в электродвигатель, открытие вентиля разгрузки; – дистанционное или автоматическое включение электропривода, открытие запорной задвижки с напорной стороны насоса, включение автоматического регулятора производительности ПЭН. <...> Автоматизация, телемеханизация и связь в нефтяной промышленности 6/2015 9 ИНФОРМАЦИОННЫЕ, ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ <...>