МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе профессор П.Б. Акмаров «_____»____________ 2015 г. Н.А. Алексеева СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: МЕТОД РЕАЛЬНЫХ ОПЦИОНОВ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки Экономика и Менеджмент (квалификация (степень) «магистр») с заданиями для практических, самостоятельных и контрольных работ Ижевск ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА 2015 ББК 65.053я73 УДК 005.52 (075.8) А 47 Учебное пособие «Стратегический анализ: метод реальных опционов» разработано на основании требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «магистр»), утвержденного приказом МОН РФ «20» мая 2010 г. № 543, и ФГОС ВПО по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент» (уровень магистратуры), утвержденного приказом МОН РФ «30» марта 2015 г. № 322. <...> Изложены теоретические положения стратегического анализа, методологические и методические подходы по традиционному анализу и оценке эффективности инвестиций, методические подходы к оценке эффективности инвестиций с помощью реальных опционов. <...> 4 Алгоритмы формирования реальных опционов и выбора опционных стратегий инвестора …………… ……………………. <...> Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь данных дисциплин между собой и с другими дисциплинами заключается в формировании интегрированных представлений и умений у магистров применять разные концептуальные подходы к формированию и оценке стратегии развития организации, способствующие выживанию ее как единого целого в условиях нестабильной внешней среды и рыночной организации экономики. <...> Знания по стратегическому анализу необходимы для овладения компетенциями, предусмотренными ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень <...>
Стратегический_анализ_метод_реальных_опционов.pdf
ББК 65.053я73
УДК 005.52 (075.8)
А 47
Учебное пособие «Стратегический анализ: метод реальных опционов» разработано на
основании требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика»
(квалификация (степень) «магистр»), утвержденного приказом МОН РФ «20» мая 2010 г. №
543, и ФГОС ВПО по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент» (уровень магистратуры),
утвержденного приказом МОН РФ «30» марта 2015 г. № 322.
Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ
ВО Ижевская ГСХА, протокол № от « »
2015 г.
Рецензенты:
В.А. Соколов – к.э.н., доцент кафедры «Экономический анализ и статистика» ФГБОУ ВО
Ижевская государственная сельскохозяйственная академия;
Е.В. Александрова – к.э.н., доцент кафедры «Экономический анализ и статистика» ФГБОУ ВО
Ижевская государственная сельскохозяйственная академия.
А 47
Алексеева, Н.А.
Стратегический анализ: метод реальных опционов: учебное пособие. –
Ижевск: ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2015. – 56 с.
Изложены теоретические положения стратегического анализа, методологические и
методические подходы по традиционному анализу и оценке эффективности инвестиций,
методические подходы к оценке эффективности инвестиций с помощью реальных опционов.
Учебное пособие содержит задачи для практических, самостоятельных и контрольных заданий,
методические рекомендации к решению задач, вопросы для проверки знаний, с помощью
которых обучающиеся могут освоить основные понятия, сущность, методики проведения
стратегического анализа методом реальных опционов. Учебное пособие необходимо для
овладения компетенциями, предусмотренными ФГОС ВПО РФ по направлениям Экономика и
Менеджмент.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки
Экономика и Менеджмент (квалификация (степень) «магистр»), слушателей бизнес-школ,
аспирантов.
© ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2015
© Алексеева Н.А., 2015
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………....
1 Традиционные методические подходы к стратегическому
анализу и оценке эффективности инвестиций……………………
2 Метод реальных опционов как инструмент повышения гибкости
в анализе и оценке эффективности инвестиций ………………….
3 Развитие метода реальных опционов как инструмента
повышения гибкости в оценке эффективности инвестиционных
проектов ……………………………………………………………..
4 Алгоритмы формирования реальных опционов и выбора
опционных стратегий инвестора …………… …………………….
5 Задания для практических занятий с комментариями к решению
задач …………………………………………………………………
6 Задания для самостоятельных занятий с комментариями к
решению задач………………………………………………………
4
6
14
21
7 Задания для контрольной работы с комментариями к решению
задач………………………………………………………………….
8 Вопросы для проверки знаний …………………………………….
9 Список литературы ………………………………………………… 54
31
37
42
50
53
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Одним из значимых, перспективных и эффективных направлений изучения
экономических явлений в условиях рынка является стратегический анализ.
Дисциплина (модуль) «Современный стратегический анализ» входит в
профессиональный цикл базовую часть (М2.Б.3) и предназначена для подготовки
магистров-менеджеров.
Дисциплина (модуль) «Стратегический анализ» входит в профессиональный
цикл вариативную часть (М2.В.ОД.3) и предназначена для подготовки магистровэкономистов.
Логическая
и содержательно-методическая взаимосвязь данных дисциплин
между собой и с другими дисциплинами заключается в формировании
интегрированных представлений и умений у магистров применять разные
концептуальные подходы к формированию и оценке стратегии развития
организации, способствующие выживанию ее как единого целого в условиях
нестабильной внешней среды и рыночной организации экономики.
Знания по стратегическому анализу необходимы для овладения
компетенциями, предусмотренными ФГОС ВПО по направлению подготовки
080100 «Экономика» (квалификация (степень) «магистр»), утвержденного
приказом МОН РФ «20» мая 2010 г. № 543, и ФГОС ВПО по направлению
подготовки 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры), утвержденного
приказом МОН РФ «30» марта 2015 г. № 322.
Перечень компетенций для магистров-менеджеров:
- способность разрабатывать корпоративную стратегию, программы
организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-2);
- владение методами экономического и стратегического анализа поведения
экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК-5);
- научно-исследовательская: способность обобщать и критически оценивать
результаты исследований актуальных проблем управления, полученные
отечественными и зарубежными исследователями (ПК-7).
Перечень компетенций для магистров-экономистов:
- способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с
разработанной программой (ПК-3);
- способностью самостоятельно осуществлять подготовку заданий и
разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности,
разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а
также предложения и мероприятия (ПК-5);
- способностью анализировать и использовать различные источники
информации для проведения экономических расчетов (ПК-9).
Стратегический анализ деятельности предприятия требует определенных
знаний методологии, специальных методических приемов и технических
способов, раскрывающих сущность конкуренции и конкурентного преимущества
предприятия в рынке, позволяющих измерить возможности предприятия
4
Стр.4
получить дополнительный доход в условиях неопределенности и риска, оценить
эффективность стратегии предприятия.
Поэтому в данном учебном пособии внимание сконцентрировано на
вопросах совершенствования стратегического анализа методом реальных
опционов, применяемым в оценке долгосрочных инвестиций. Тема реальных
опционов относится к модульной единице 6 «Методики стратегического анализа»
дисциплины «Стратегический анализ».
Углубленное изучение методики реальных опционов необходимо для
успешного осуществления профессиональной деятельности магистра во всех
видах экономической деятельности на предприятиях всех организационноправовых
форм.
Полученные знания в процессе изучения дисциплины помогут магистру в
научно – исследовательской деятельности, разработке стратегий и бизнес-планов
организации.
Дисциплина изложена в виде теоретических положений, методических
приемов, заданий для практических и самостоятельных занятий, заданий для
контрольных работ, вопросов для повторения.
Ввиду высокой трудоемкости освоения метода реальных опционов
практические занятия изложены способом досчета экономических показателей,
что является отличительной особенностью научно-педагогического подхода,
использованного для составления данного учебного пособия.
5
Стр.5