Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Наше море - наше поле: социокультурное пространство северной деревни: генезис, структура, семантика (290,00 руб.)

0   0
АвторыМатонин Василий Николаевич
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц334
ID348156
АннотацияВ монографии проанализирована феноменология северного направления в ценностной топографии. На основе учения о теургии рассматриваются генезис, структура и семантика социокультурного пространства крестьянского мира в период, предшествовавший «великому перелому» 20-30 годов XX века.
Кому рекомендованоИздание адресовано аспирантам, преподавателям философии, культурологи и истории, специалистам
ISBN978-5-261-00781-4
Наше море - наше поле: социокультурное пространство северной деревни: генезис, структура, семантика / В.Н. Матонин .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2013 .— 334 с. : ил. — ISBN 978-5-261-00781-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/348156 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» В.Н. Матонин «НАШЕ МОРЕ - НПШЕ ПОЛЕ» Социокультурное пространство северной деревни: генезис, структура, семантика Монография Архангельск ИПЦ САФУ 2013 УДК 316.72(1-22)+94(470.11):39 ББК 60.546.22-4+63.529(235.1) М345 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: доктор философских наук, профессор Е.И. Аринин, доктор исторических наук, профессор П.В. Боярский, доктор философских наук, профессор Ю.В. Линник Матонин, В. <...> Соловецкий монастырь - «крестьянское царство» Географическое и мифологическое измерения Соловецкого архипелага «Дом Спаса и Николы» - духовный, хозяйственный и военный центр Русского Севера Генезис смыслов: от идеала - к идеологии Метаморфозы пространства: от монастыря - к лагерю «Священный остров» как образ и символ Поморья Диахрония Синхрония Глава III. <...> Онежское Поморье и Поонежье: от «моря» - до «поля» Признаки переходности в ландшафте и этнокультурной типологии Оформление социокультурного пространства Локальные и универсальные особенности промысловой культуры Онежского Поморья в конце XIX - начале XX века Поморский берег Белого моря Онежский берег Белого моря Христианские архетипы в крестьянской культуре Поонежья на рубеже XIX и XX веков Верховье и Сырья Чекуево и Турчасово Крестьянский мир и социокультурные инверсии 1920-х годов Глава IV. <...> Кенозерье и Лекшмозерье: структура социокультурного пространства Имянаречение как механизм конструирования социокультурного пространства Кенозерья Кенозерье в местном фольклоре Способы маркирования пространства «Уличные фамилии» и прозвища Сакральный ландшафт Лекшмозерья Заключение Приложение. <...> В период с конца XIX века по 1930-е <...>
Наше_море_-_наше_поле_социокультурное_пространство_северной_деревни_генезис,_структура,_семантика.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Стр.16
Стр.17
Стр.18
Стр.19
Наше_море_-_наше_поле_социокультурное_пространство_северной_деревни_генезис,_структура,_семантика.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» В.Н. Матонин «НАШЕ МОРЕ - НПШЕ ПОЛЕ» Социокультурное пространство северной деревни: генезис, структура, семантика Монография Архангельск ИПЦ САФУ 2013
Стр.1
УДК 316.72(1-22)+94(470.11):39 ББК 60.546.22-4+63.529(235.1) М345 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: доктор философских наук, профессор Е.И. Аринин, доктор исторических наук, профессор П.В. Боярский, доктор философских наук, профессор Ю.В. Линник Матонин, В.Н. М345 «Наше море - наше поле». Социокультурное пространство северной русской деревни: генезис, структура, семантика: монография / В.Н. Матонин; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: САФУ, 2013. - 334 с. ISBN 978-5-261-00781-4 В монографии проанализирована феноменология северного направления в ценностной топографии. На основе учения о теургии рассматриваются генезис, структура и семантика социокультурного пространства крестьянского мира в период, предшествовавший «великому перелому» 20-30 годов XX века. Издание адресовано аспирантам, преподавателям философии, культурологи и истории, специалистам. УДК 316.72(1-22)+94(470.11):39 ББК 60.546.22-4+63.529(235.1) Издание осуществлено при финансовой поддержке гранта РФФИ ^ № 11-06-98800р_север_а «Комплексное исследование общественной и благотворительной деятельности в Евро-Арктическом регионе в прошлом и настоящем» и гранта РГНФ (проект № 12-13-29004 а/С «Образы финно-угорского, скандинавского и русского православного наследия в этнокультурном ландшафте Поморья») ISBN 978-5-261-00781-4 © Матонин В.Н., 2013 © «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2013
Стр.2
Оглавление Введение Глава I. От «перехода» - к Преображению Феноменология движения и цели в ценностной топографии «Северность» русской культуры Богословие арктического мореплавания «Русский Север» как этнокультурное понятие Глава П. Соловецкий монастырь - «крестьянское царство» Географическое и мифологическое измерения Соловецкого архипелага «Дом Спаса и Николы» - духовный, хозяйственный и военный центр Русского Севера Генезис смыслов: от идеала - к идеологии Метаморфозы пространства: от монастыря - к лагерю «Священный остров» как образ и символ Поморья Диахрония Синхрония Глава III. Онежское Поморье и Поонежье: от «моря» - до «поля» Признаки переходности в ландшафте и этнокультурной типологии Оформление социокультурного пространства Локальные и универсальные особенности промысловой культуры Онежского Поморья в конце XIX - начале XX века Поморский берег Белого моря Онежский берег Белого моря Христианские архетипы в крестьянской культуре Поонежья на рубеже XIX и XX веков Верховье и Сырья Чекуево и Турчасово Крестьянский мир и социокультурные инверсии 1920-х годов Глава IV. Кенозерье и Лекшмозерье: структура социокультурного пространства Имянаречение как механизм конструирования социокультурного пространства Кенозерья Кенозерье в местном фольклоре Способы маркирования пространства «Уличные фамилии» и прозвища Сакральный ландшафт Лекшмозерья Заключение Приложение. «Раньше и ноне» (Рассказы жителей Кенозерья и Лекшмозерья) 200 200 202 205 208 224 230 87 88 96 96 133 144 144 168 184 46 50 61 71 83 83 85 20 24 27 39 4
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Логика исследования генезиса, структуры и семантики социокультурного пространства северной деревни предполагает соотнесение этнокультурных понятий «Русский Север», «Поморье» и «Соловки» как границ - государственной, экзистенциальной, духовной. Обращенность к сюжетам русского Средневековья и всеобщей истории оправдана необходимостью осмысления генезиса пространственных представлений. В период с конца XIX века по 1930-е годы религиозно-культурный уклад северного крестьянства достиг полноты развития и начал лавинообразно модернизироваться в сторону универсальности. Это определило особый интерес к эпохе «великого перелома». Сельские поселения, возникшие в результате славянской колонизации Севера, группировались вдоль рек и озер, где доминирующей пространственной координатой было направление «юг - север». От Соловецкого монастыря, имевшего стратегическое значение в духовной «навигации» северного крестьянства, морские дороги открывались в сторону Арктики. Структура монографии определена движением с севера на юг: от Соловецкого архипелага к Онежскому Поморью, Поонежью, Кенозерью и Лекшмозерью. Направление задано рекой Онегой как наиболее кратким путем, соединяющим Онежский залив с Каргопольем, куда входят Лекшмозерье и Кенозерье. Актуальность избранной темы обусловлена главенствующей ролью крестьянства в истории, культуре и хозяйственной жизни Русского Севера. Без осмысления универсальных механизмов конструирования пространственных представлений в наше время невозможны созидательная деятельность, определение ценностносмысловых приоритетов, разработка эффективных экономических моделей. Если рассматривать время как четвертое измерение пространства, то перемены геологического масштаба в истории почти не
Стр.4
заметны. В постиндустриальную эпоху пространственные представления распахнулись в микро- и макромиры. Виртуальное пространство стало фактом повседневной реальности современного человека. Слово «виртуальный» происходит от латинского virtualis - возможный, вероятный, проявляющийся в определенных условиях 1 . «Реальный» - от латинского realis - вещественный. Реалия - предмет, вещь. Реализовывать - осуществлять, приводить в исполнение 2 . В повседневной речи мы нередко слышим и произносим слова «как бы» и «якобы», подразумевающие разделение формы и содержания. Где граница между реальностью и виртуальностью? В реализуемой потребности. Напряженность жизни измеряется в волевых актах, превращающих намерения в материализованный результат. Что такое человек и что есть реальность? Это основные вопросы онтологии. Мы исходим из представлений о человеке, которые сформулированы еще в Древней Индии: «Человек состоит из веры: какова его вера, таков он» (17, З) 3 . О человека разбиваются волны последствий и от человека расходятся волны причин. Подлинная реальность, подобно биосфере, структуризуется вокруг личности в знаковых формах традиционной культуры. Благодаря культуре, становится возможной общественная жизнь 4 . Если природа - «текст», то культура - его «цитирование». Координаты «культа» и «культуры» развертываются из личности культурного героя, святого, подвижника, благоукрашающих землю и смиряющих враждебную стихию своей кротостью. «Культ» объясняет смысл жизни, а культура вербализует ценностно-смысловые представления людей через их теургическую деятельность. Отчуждение от реальности начинается с разрушения патриархального уклада. В деформированном социокультурном пространстве время (четвертое пространственное измерение и одновременно признак реальности) идет назад. Виртуальное пространство лишено структурности: в нем нет ориентиров. Подлинность пластична и подобна воде. Она проникает всюду, просачивается, за1 2 3 Словарь иностранных слов. 8-е изд. М.: Русский язык, 1981. С. 106. Там же. С. 432. Бхагавад-Гита / пер. Б.Л. Каменской, И.В. Манциарли // Вестник теософии. Калуга, 1914. Лотман Ю.М. О семиотическом механизме культуры // Антология культурологической мысли. М.: Изд-во РОУ, 1996. С. 324. 4
Стр.5
полняет пустоты. Реальность бытийствует по своим законам. Она может быть ласковой и незаметной или может напоминать море во время шторма. Реальностью нельзя манипулировать на протяжении жизни двух-трех поколений. Социум не создает реальность, а живет в ней. Реальность имеет пространственные координаты. Это среда обитания. Ее преобразовывают, приспосабливают под злободневные потребности и условия. Когда мы не подчиняемся законам природы, реальность наказывает нас эпидемиями, стихийными бедствиями, разрушительными войнами. Конфликты будущего вероятны не в социальной, политической, экономической или конфессиональной сферах, а между виртуальностью и реальностью. Современному обществу нужна «точка сбора» - идеология, основанная на высоких идеалах. Абсолютные ценности нельзя придумать или навязать, их можно выстрадать или вспомнить как традицию - способ сохранения и архивации народной памяти. Человек, страдающий амнезией (потерей памяти), не в состоянии планировать будущее. Народ, отрицающий свое прошлое, превращается в неуправляемую толпу. В «нулевые» годы происходило обнуление социальных смыслов. Общество, примеряющее на себя идеологию потребления как единственную реальность и ценность, теряет возможность пространственной ориентации. В диапазоне нагнетаемых рекламой эмоций преобладает агрессия: кто громче крикнет (цветом, сюжетом, способностью повлиять на животные инстинкты в человеке), тот прав, а значит лучше может себя подать и выгоднее продать. Поток информации, рекламы, впечатлений заставляет нас не только чужую судьбу воспринимать как виртуальную схему, но и к своему внутреннему миру относиться пренебрежительно. Напряжение психической жизни провоцирует телесную и душевную расслабленность. Современные информационные технологии позволяют присутствовать как бы одновременно всюду и нигде, задают ускоренный ритм бытия. Поток негативной информации снижает чувствительность к чужой боли, отрицательно влияет на психику и душевное состояние дезориентированного человека. Реакция обывателя на внешние раздражители имеет двойственный характер. Это либо агрессия в форме крайнего национализма, либо покорность под воздействием преобладающей силы - конформизм. Стремление несостоявшейся личности к цельности реализуется либо в девиантном поведении, либо в бегстве от действительности в «свою сказку» и «сон золотой». «Культурный прогрес
Стр.6
сизм» предполагает априорную неудовлетворенность настоящим, поддерживает неутоляемую жажду материальных благ. Виртуальность имеет игровую природу и адресована миру возможного. Виртуальные научные концепции отличаются от реальности таким же образом, как компьютерная игра от событий, которые она воспроизводит. «Как-бы-наука» характеризуется заведомо известным результатом. Для подлинной науки нужен эмпирический материал - реалии, факты, законы. Постмодернизм, как идеология виртуальности, проникает во все сферы жизни. Массовое искусство стремится к абстракции. Виртуальной экономике не нужны деньги. Виртуальная политика опасна немотивированными решениями. Оторванность от реальных нужд и потребностей народа придает действиям людей, принимающих ответственные решения, абсурдный характер. Сценарий социальных конфликтов и «оранжевых революций» напоминает компьютерную игру, где намерения никогда не совпадают с результатом. Общество снимает с людей личную ответственность за преступления по отношению к «чужим». Современный человек, как правило, плохо различает двухмерную виртуальность и трехмерную реальность. Мы переносим функциональность отношений с техникой на межличностные коммуникации. Это провоцирует взаимное непонимание, затрудняет поиск общего языка. В современном обществе невозможность договориться значительно опасней, чем когда-либо в прошлом. Перемены в технологиях бытия происходят одновременно со сменой ценностно-смысловой парадигмы в жизни человека и общества. Развитие компьютерной техники, мобильной связи, информационных технологий имеет очевидные позитивные и неочевидные негативные последствия социального, этического и психологического характера. По мере увеличения скоростей планетарное пространство «уменьшается». Появляются задачи, которые невозможно решить в рамках отдельно взятой страны. Нельзя, например, улучшить экологическую ситуацию, оставаясь за «железным занавесом». Доступность и бесконечное количество сведений по любому вопросу требуют философского осмысления эмпирического материала. Без концептуального мировидения и миропонимания социокультурное пространство деформируется, утрачивает границы. Неизмеримо возрастает ценность идей, идеалов, идеологии.
Стр.7
Планетарное информационное поле не ограничено государственными рубежами. Экологические, социальные и политические проблемы не являются частным делом этноса, народа, государства. В многополярном мире становится тесно. В условиях глобализации диалог культур начинается с факта присутствия одной культуры в другой. Эта ситуация усиливает экономическую, классовую, конфессиональную напряженность. Кто помнит историю, тот знает все. Очевидны симптомы известной социальной болезни, которую можно квалифицировать как «энтропия реальности». События прошлого рифмуются и дробятся, повторяясь в бесчисленных вариантах. Еще в Древней Греции (до реформ Солона) свободные эллины охотно продавали себя в рабство. Это было выгодно. Не нужно было служить в армии, платить налоги, исполнять гражданские обязанности, заботиться о пище. В условиях разрушающегося родового общества в Киевской Руси было немало людей, которые добровольно становились холопами в надежде на защиту и решение проблем, требующих неординарных и активных действий. По этой же причине в наше время формируется поколение людей, удовлетворяющихся «чечевичной похлебкой» иллюзорной реальности в обмен на необходимость принятия личных ответственных решений. Для многих искусственная пища вкуснее настоящей, телевизионная картинка выглядит более эффектно, чем подлинный пейзаж, а компьютерная игра реализует потребность в героизме, в управлении моделируемыми процессами. Если рабочий продает свой труд за деньги, не будучи заинтересован в конечном результате, он удовлетворяет чужую потребность, и его сознание переходит в виртуальное измерение. Идеал человека с рабской психологией - отсутствие деятельности, небытие, нирвана, дурная бесконечность, нереализованная виртуальность. На этом фоне возрастает роль личности как причины, а не функции. По определению Н.А. Бердяева, личность - духовно-нравственная категория, цель, поставленная перед человеком. Личность порождает последствия. Это прерогатива господина, тогда как человек, порабощенный псевдокультурой, подчиняется внешним причинно-следственным связям. Личность несет в себе силу сопротивления, иррациональную по отношению к живой природе. Любое явление существует в едином смысловом ряду с причинами, его породившими, и последствиями, проистекающими из него. Последствия идут навстречу поступку. О личность разби
Стр.8
ваются волны причин, порождая последствия в виде «культуры». Социокультурное пространство оформляется и структуризируется вокруг культурного героя, царя, первопроходца, святого, подвижника, аскета - личности неординарной и харизматической. Реальное социокультурное пространство маркировано священными объектами и топонимически оформлено. В нем всегда присутствует «гений места» - носитель «идеи места», хранитель исторической памяти 1 . «Идея места» формируется как ответ на требования природных условий. Она выражена в пространственных характеристиках, которые из конкретно-чувственной реальности переходят в метафизический план. Стрелки мифологического времени всегда указывают в сторону вечности 2 . Промысловый или земледельческий типы хозяйствования складываются по отношению к востребованным природным ресурсам 3 . Сочетание северных ландшафтов формировало в крестьянах (христианах - православных земледельцах) противоречивый социокультурный комплекс. Лес учил трудолюбию и осторожности. Равнина воспитывала склонность к мечтательности и приверженность к социокультурным утопиям. Река «преодолевала замкнутость леса» 4 . Приближение к морю выявляло в женственной русской культуре «мужские» качества: целеустремленность, стремление к расширению экзистенциальных и территориальных границ, пренебрежение опасностью. Поиск путей решения актуальных проблем современности ведет на Русский Север, в Поморье, на Соловки. По словам Т.А. Бернштам, в культуре Русского Севера «сконцентрировались и отлились в образы вековые духовно-моральные и социокультурные искания русского народа» 5 . В контексте глобальных проблем и 1 Замятина Н.Ю. Гений и место: варианты взаимодействия // Поморские чтения по семиотике культуры. Геокультурное пространство Европейского Севера: генезис, структура, семантика / отв. ред. Н.М. Теребихин. Архангельск, 2011. Вып. 5. С. 94-104. 2 Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 5; Его же. Фрагменты дополнений к «Диалектике мифа» // Лосев А.Ф. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999. С. 378-514. В современной Японии отсутствие «природных ресурсов» стало 3 стимулом для развития высоких технологий. "Ключевский В.О. Курс русской истории. М.: Мысль, 1987. Т. I . С. 63-89. 'Русский Север. Историко-этнографический сборник / под ред. Т.А. Бернштам, КВ. Чистова. СПб.: Наука, 1992.
Стр.9
противоречий русской жизни особое значение приобретает философский анализ религиозных и хозяйственных оснований сельской жизни. Природно-климатические условия, экстремальные для хлебопашества и морских промыслов, формировали в северных крестьянах готовность к взаимопониманию - комплекс таких качеств, которые необходимы человеку сегодня, когда опасность одномерного мышления как никогда очевидна. Отечественная история стремится к синтезу с философией. Таким же образом современная философия нуждается в эмпирическом материале. Славянофилы подчеркивали мысль о «всечеловечности» русской культуры, ее способности воссоединять несоединимое, примиряя противоречия Запада и Востока. Религиозный смысл переживаемых трудностей - в искуплении, а исторический - в осознании уже существующего опыта соработничества, сотрудничества - синергии в поиске общего языка и возможностей плодотворного диалога: в переходе от бинарности к троичности - устойчивому сочетанию разнородных и разновеликих социальных элементов, метафизическому воссоединению прошлого и настоящего. Социально-философской основой исследования является учение о теургии, разработанное в трудах историков, филологов (В.Н. Топоров) и классиков русской религиозно-философской мысли (B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и др.), раскрывающее онтологическую связь культа и культуры. Сближение понятий «религия» и «культура» обусловлено известными концептуальными представлениями о культуре как результате дифференциации культа, «разворачивании его содержания в разные стороны» 1 . Изучение крестьянского хозяйства и хозяйственных традиций - не только анализ процессов и результатов материального производства, но и постижение духовной жизни народа 2 . «Культ» и «культура» сливаются в значении: они едины в библейской полноте времен - в круге вечности. С точки зрения крестьян, смысл жизни - в возделывании «своей борозды» с благоговением и благодарностью. Подлинная реальность - в «изобилии плодов земных и благорастворении воздухов». 'Бердяев Н.А. Воля к культуре и воля к жизни // Творчество. 1990. № 4. С. 14. Кузнецов СВ. Религиозно-нравственные исследования земледельческого хозяйства // Православие и народная культура. 1994. № 1. С. 98. 2
Стр.10
Развивая идеи о. Павла (Флоренского), современный православный богослов игумен Андроник писал: «В человеческой деятельности различаются три основных стороны: теоретическая (мировоззрение), практическая (хозяйство) и литургическая (культ). Независимые друг от друга, они возникли путем распада некогда единой деятельности, теургии, в основе которой и лежит собственно культ, священнодействие. Культ - средоточие культуры» 1 . Если исходить из утвердившихся в науке представлений о том, что «чистая религиозность» неопределима и познается в «контексте деятельности человека и социума» 2 , то возможны частные проявления религиозности в пределах локальных этнокультурных и социальных групп. Формы религиозной жизни населения могут быть сходными, но, по мнению Т.А. Бернштам, это не означает их полного единообразия и тождественности 3 . «Универсальная черта (признак) любого порядка - его локальность, являющаяся следствием не только объективных - внешних («вещественных») различий в этносоциокультурных и этноконфессиональных процессах, но и субъективных - внутренних мировоззренческих различий, обусловленных онтологически присущей человеку или сообществу локальной ментальностью» 4 . На формирование методологии исследования социокультурного пространства северной деревни оказали влияние такие актуальные для современной гуманитарной научной картины мира направления и подходы, как историческая антропология (А.Я. Гуревич) и семиотика культуры (Ю.П. Лотман, Б.А. Успенский, В.Н. Топоров, A.M. Панченко). К числу методов, активно используемых в социальной философии, относятся опрос местного населения, семиотический анализ, направленный на выявление категорий культуры, ее особого языка и ментальности, которые в совокупности формируют картину социокультурного пространства северной деревни. Русская духовность в жизни преподобного Сергия и его учеников // Богословские труды: сб. № 29. М., 1989. С. 236-237. 1 2 3 Панченко A.M. Народное православие. СПб.: Алетейя, 1998. С. 11. Бернштам Т.А. Локальные группы Двино-Важского ареала: Духовные факторы в этно- и социокультурных процессах // Русский Север. К проблемам локальных групп. СПб., 1995. С. 12. "Ее же. Учение и опыт церкви в народном христианстве. СПб.: РАН, Музей антропологии и этнографии, 2000. С. 331.
Стр.11
В настоящем исследовании был использован личный архив автора, содержащий как документальные, так и повествовательные материалы. Последняя группа источников была опубликована в книгах, где автор данной монографии выступил в роли научного редактора: «История от первого лица. Мир северной деревни в письменных свидетельствах сельских жителей» 1 2 , «"Не век жить - век вспоминать". Народная культура Поонежья и Онежского Поморья» . Впервые введены в научный оборот рассказы жителей Лекшмозерья и Кенозерья. Широко используются материалы полевых исследований, а также нарративные источники эмпирически-описательного и концептуально-теоретического содержания. Наиболее значительные из них - «Сборник народных юридических обычаев» П.С. Ефименко 3 4 5 А.А. Жилинского . 6 Историография исследования обширна и, помимо философских трудов, включает в себя работы по истории, социологии, этнографии. В XVIII-XI X веках труды ученых, исследовавших северную деревню, охватывали философские, социальные, исторические и экономические проблемы. По мере накопления эмпирического материала усиливается потребность в его концептуальном и философском осмыслении. Междисциплинарный характер монографии предопределяет комплексный подход к подбору источников. Сведения об освоении северного края выходцами из Новгорода встречаются в 'Матонин В.Н. История от первого лица. Мир северной деревни в письменных свидетельствах сельских жителей. М.; Архангельск: Товарищество Северного Мореходства, 2011. 2 «Не век жить - век вспоминать». Народная культура Поонежья и Онежского Поморья / А.А. Крысанов [и др.] М.; Архангельск: Товарищество Северного Мореходства, 2011. 3 Ефименко П.С. Сборник народных юридических обычаев Архангельской губернии. Кн. 1 // Труды Архангельского статистического комитета за 1867 и 1868 гг. Архангельск, 1874. Вып. 3. 4 Белов В. Описание Архангельской губернии для народных училищ. Архангельск, 1913. 'Островский П.Н. Путеводитель по Северу России. СПб.: Товарищество Архангельско-Мурманского пароходства, 1899. 6 Жилинский А.А. Крайний север Европейской России. Пг., 1919. , «Описание Архангельской губернии для народных училищ» В. Белова , «Путеводитель по Северу России» П.Н. Островского , «Крайний север Европейской России»
Стр.12
летописях, княжеских грамотах, писцовых книгах и отдельных актах: купчих, закладных, челобитных. Впервые обратились к этим документам В.В. Крестинин (1729-1795) и его последователь М.Н. Мясников 1 . Их сочинения положили начало региональной историографии. Многое сделано Вольным экономическим обществом и, прежде всего, А.В. Олешевым. Русские просветители второй половины XVII I века верили в возможность с помощью технических усовершенствований повысить рентабельность сельского хозяйства 2 . Непоследовательность и противоречивость правительственных мер в попытке урегулировать социальные отношения между дворянством и крестьянством заставляла ученых искать ответ на трудные политические вопросы в экономической сфере. Духовная жизнь и быт крестьянской общины оставались вне интересов русских энциклопедистов. Они были убеждены, что наука, противопоставленная религии, может способствовать устроению миропорядка на разумных и справедливых основаниях. Новый период в изучении социальных и философских воззрений северного крестьянства начинался с 30-х годов XIX века, когда исследователи искали в обычаях и традициях крестьянской жизни единство «православия, самодержавия, народности» В 1848 году Русское географическое общество разработало до3 . кумент, на основе которого в 1853-1864 годах вышла серия «Этнографических сборников». «Общество истории и любителей древности» на хорошем научном уровне создавало источниковедческую базу, разрабатывало методики исследования прошлого и настоящего северной русской деревни. Среди славянофилов господствовала тенденция идеализации крестьянства, поиска в народе утраченного дворянством и нарождающейся буржуазией христианского идеала. Утверждалась идея самобытности крестьянской общины и особого исторического пути русской культуры 4 . 1 Крестинин В.В. Исторические начатки о двинском народе древних, средних, новых и новейших времен. СПб., 1784; Мясников М.Н. Нечто о пятинах новгородских и в особенности о старине, известной издревле под именем Ваги // Северный архив, журнал древностей и повестей по части истории, статистики, правоведения и нравов. СПб., 1827. Олешев А.В. Труды вольного экономического общества. М., 1766. Т. 2, 5. Чаадаев П.Я. Отрывок из исторического рассуждения о России // Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М.: Современник, 1989. С. 356-361. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 91. 2 3 4
Стр.13
В конце 1860-х годов пользовались популярностью «Епархиальные ведомости», памятные книжки и календари, издаваемые губернскими статистическими комитетами. Восхищение крестьянством сменилось практическим интересом к традиционному и юридическому крестьянскому праву. Характерна в этом плане работа А.Е. Мерцалова «Сравнительный очерк землевладения в одной крестьянской общине от составления писцовой книги (1628) до настоящего времени» 1 . Это содержательное сочинение с элементами философского анализа следует рассматривать в контексте народнической полемики о сущности общины и общинного землевладения. Научная и журнальная дискуссия велась на протяжении всей второй половины XIX века и особенно остро в 70-80-х годах. Ученые, публицисты, революционеры, литераторы и собиратели фольклора связывали с народным бытом и традициями представления о русском социализме. Со времен П.Я. Чаадаева отечественная философская мысль имела или политический, или богословский характер: «Жизнь духовного существа в целом обнимает собой два мира, из которых только один нам ведом» 2 . Народники призывали к просвещению крестьянства. А.Я. Ефименко обучала поморов из села Варзуга. Она стала профессиональным историком и открыла складнически-долевую форму землевладения. «Государственники» проповедовали искусственное насаждение общины. Народники убеждали, что община остается неизменной 3 4 . Исследование социокультурного пространства северной деревни находилось в первичной - описательной стадии. Ученого «государственного» направления А.А. Кизеветтера интересовала роль монархии в судьбах Севера . Обобщающее, концептуальное значение в понимании особенностей жизненного уклада северной деревни впервые представлено в трудах М.М. Богословского. Он доказал влияние локальных особенностей устро'Мерцалов А.Е. Сравнительный очерк землевладения в одной крестьянской общине от составления писцовой книги (1628) до настоящего времени // Вологодские губернские ведомости. 1884. № 17-18. Чаадаев П.Я. Философические письма. Письмо второе //Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М.: Современник, 1989. С. 65. 2 3 Ефименко А.Я. Крестьянское землевладение на Крайнем Севере // Исследования народной жизни. М.: Изд-во В.И. Касперова, 1884. Вып. 1: Обычное право. "Кизеветтер А.А. Русский Север. Роль северного края Европейской России в истории Русского государства. Вологда, 1919.
Стр.14
синя крестьянского «мира» на общественную и экономическую жизнь северного края 1 . Стремительное развитие промышленности, утрата отечественной старины в конце XI X - начале X X века побудили к активной деятельности собирателей фольклора. Социальные и философские воззрения северного крестьянства нашли выражение в былинах, сказках, пословицах и поговорках, собранных в северных селах, деревнях и погостах А.Ф. Гильфердингом Н.Е. Онучковым . 2 3 Особое значение для эмпирического восприятия социокультурного пространства Русского Севера и Поморья имеют записки путешественников, «физиологические очерки» и, в частности, труды СВ. Максимова 4 . Со временем ценность его наблюдений и философских обощений все более возрастает. Между тем, в начале X X века никто не рассматривает духовную жизнь северных крестьян по отношению к их хозяйственной практике. В марксистской историографии преобладает классовый подход к исследованию жизни сельского пролетариата и крестьянства, что предполагает восприятие религии как «неотъемлемого предиката землевладения» 5 и «опиума народа» . 6 Советская идеология утверждалась в борьбе с «буржуазными» и «мелкобуржуазными» концепциями в понимании перспектив развития сельского хозяйства 7 . В 30-х годах X X века краеведение как отрасль научного знания, соединяющая в себе естественные и гуманитарные науки, фактически исчезает. Торжествует принцип единообразия в философии, идеологии, политике. XVII в. М., 1909. 2 3 'Богословский М.М. Земское самоуправление на Русском Севере в Гильфердинг А.Ф. Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года. СПб., 1873. Онучков Н.Е. Северные сказки: в 2 кн. СПб., 1998. "Максимов СВ. Год на Севере. Архангельск: Северо-Западное издательство, 1984; Нечистая, неведомая и крестная сила. Смоленск, 1995. 'Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М., 1955. Т. 1. С. 339. 6 Ленин В.И. Социализм и религия // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. М., 1968. Т. 12. С. 143. 'Платонов А.П. Город Градов // Платонов А.П. Взыскание погибших. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 70-100. и
Стр.15
В середине 1950-1960-х годов в обществе усилился интерес к прошлому и настоящему родного края. По-новому были поставлены и дискутировались старые вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?». В книгах и статьях И.В. Власовой, П.А. Колесникова, З.А. Огризко, А.А. Преображенского опровергнута популярная концепция о северной окраине, не затронутой капиталистическим развитием 1 2 . Ученых интересовал процесс разложения феодальных отношений и генезис капитализма в деревне. М.В. Битов анализировал типы поселений, их социально-экономические разновидности: хутор, село, слобода, погост 3 . Его привлекает тема поземельных отношений, а в социальном аспекте - материальные и экономические проблемы . Вопросы, связанные с духовной и церковной жизнью, освещаются либо с критических позиций, либо в контексте хозяйственной и военной деятельности монастырей на Русском Севере. Основания для изучения социокультурного пространства северной деревни дают фундаментальные труды, всесторонне исследующие культуру и быт северной деревни. Это «Аграрная история Северо-Запада России XV I века» под редакцией А.Л. Шапиро историко-этнографический атлас «Русские» ; книга «Русский Се4 5 вер: Этническая история и народная культура ХП-ХХ века» под редакцией И.В. Власовой 6 1 ; . В трудах, обобщающих многолетние полевые исследования и все известные архивные источники, собран воедино уникальный этнографический, фольклорный, истоВласова И.В. Традиции крестьянского землепользования в Поморье и Западной Сибири в XVII-XVIII вв. М., 1984; Колесников П.А. Северная деревня в XV - первой половине XIX вв. Вологда, 1976; Огризко З.А. Из истории крестьянства на севере феодальной России в XVII веке. М.: Советская Россия, 1968; Преображенский А.А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI - начале XVIII вв. М: Наука, 1972. Битов М.В. Историко-географические очерки Заонежья XVI-XVII веков: Из истории сельских поселений. М.: МГУ, 1962. С. 12. 2 3 Фруменков ГГ. Оборона Беломорья. Архангельск, 1975; Его же. Узники Соловецкого монастыря. Архангельск, 1963; Горская Н.А. Монастырские крестьяне Центральной России в XVII веке. М., 1997. 4 Аграрная история Северо-Запада России XVI века / под ред. А.Л. Шапиро. Л.: Наука, 1974. 'Русские: историко-этнографический атлас. М., 1967. Русский Север: Этническая история и народная культура ХП-ХХ веков / отв. ред. М.В. Власова. М.: Наука, 2004. 6
Стр.16
рический, географический материал без попытки его философского осмысления. В X X веке социальная философия прошла путь от богоборчества и обличительного пафоса по отношению к духовенству и церкви до стремления осознать «константы жизненных установок» северного крестьянства и архетипы христианского культа в крестьянской культуре 1 . Целенаправленный характер исследование социокультурного пространства северной деревни получило в работах М.М. Громыко, СВ. Кузнецова, А.В. Буганова 2 после публикации программы сбора полевого материала по теме «Православие и русская народная культура». Важное методологическое значение имеет идея М.М. Громыко о необходимости изучения способов хозяйствования на микролокальном уровне 3 . Разработана концепция историко-этнографического изучения социокультурного пространства 4 5 . Т.А. Бернштам и Т.В. Шепанская рассматривают северные локальные регионы через призму духовных факторов в этнокультурном и социокультурном процессах . Выявление соотношения инновационного и традиционного в религиозно-культурном укладе северного крестьянства невозможно вне осмысления суждений и наблюдений архангельских историков и философов: А.А. Куратова, Н.М. Теребихина, В.И. Коротаева, А.Н. Давыдова 6 . Поморская семиотическая школа исследует 'Румянцев Н.В. Православные праздники, их происхождение и классовая сущность. М.: Гос. антирелигиозное изд-во, 1933; Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX вв. М., 1957; Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей: Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского. М.: МГУ, 1982; Пропп В.Я. Собрание трудов. М.: Лабиринт, 1998. 2 Громыко М.М., Кузнецов СВ., Буганов А.В. Программа этнографического исследования // Этнографическое обозрение. 1993. № 6. С. 60-84. 'Громыко М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири XVIII - первой половины XIX века. Новосибирск, 1995. С. 3. "Его же. Православие в жизни русского народа // Живая старина. 1994. № 3. С. 20-52. 'Бернштам ТА., Чистов К.В., Шепанская Т.Б. Русский Север: Ареалы и культурные традиции. СПб.: Наука, 1992. Эколого-экономическое обоснование создания национального парка «Онежское Поморье» / А.Н. Давыдов [и др.]. Архангельск, 1998. Т. 1. 6
Стр.17
социокультурное пространство северной деревни по отношению к актуальным проблемам современности 1 . Одно из главных направлений гуманитарной географии - фундаментальные образы-архетипы человеческого мышления, которые соотносятся как бинарные оппозиции: земля и небо, дом и дорога, город и деревня. Такой подход позволяет актуализировать понятия культурного ландшафта, географического образа и пространственного мифа, эффективно ввести их в общие историкокультурные контексты. Это научное направление в Институте природного и культурного наследия имени Д.С. Лихачева возглавляет Д.Н. Замятин. Под его научным руководством выходил сборник «Гуманитарная география» 2 . Вологодский историк и этнограф А.В. Камкин изучает православные приходы с точки зрения территории, организации жизнедеятельности в переходный период: от черносошной - к поземельной общине. Сскуляризационные процессы деформировали социокультурное пространство северной деревни. Преодоление кризиса В.И. Коротаев видит в диалоге - «союзе философской синергии и синергетики» 3 . Ю.Ф. Лукин научно обосновал концепт «социокультурное пространство». Очевидна тенденция к осмыслению исторической и этнографической конкретики на философском уровне. Космическое восприятие Русского Севера по отношению к России мы находим в научных трудах и поэзии петрозаводского философа Ю.В. Линника 4 . Краткий историографический обзор показывает, что изучение социокультурного пространства северной деревни является 'Куратов А.А. Народная культура Севера: «первичное» и «вторичное», традиции и новации // Этнографическое обозрение. 1992. № 4. С. 144-146; Теребихин Н.М. Сакральная география Русского Севера. Архангельск, 1993; Коротаев В.И. Русский Север в конце XIX - первой трети XX века. Проблемы модернизации и социальной экологии. Архангельск: Изд-во ПГУ, 1998. С. 186. 3амятин Д.Н. Гуманитарная география // Гуманитарная география. М.: Ин-т Наследия, 2005. Вып. 2. С. 334-336. 2 3 Коротаев В.И. Русский Север в конце XIX - первой трети XX века. Проблемы модернизации и социальной экологии. Архангельск: ПГУ, 1998. С. 186. "Линник Ю.В. Гильфердинг о северорусской общине // Культурное и природное наследие Европейского Севера: сб. Архангельск: ПГУ, 2009. С. 364-371.
Стр.18
закономерным философским этапом в становлении регионоведения как науки, объединяющей в себе географию, этнографию, историю и социологию. Синтез эмпирического материала невозможен без обращения к трудам русских религиозных философов: Н.А. Бердяева', B.C. Соловьева 2 , В.В. Зеньковского . Методоло3 гическое значение для нас имеют труды в области исторической антропологии, семиотики и этнографии А.Ф. Лосева 4 5 6 , А.Я. Гуревича , В.Н. Топорова , в которых культура - ценностно-смысловое единство, имеющее внутри себя сложные имманентные связи. Методологическая база исследования сложилась в рамках научной школы, созданной под руководством и научным попечительством Н.М. Теребихина 7 . 'Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1918. 2 3 Соловьев B.C. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1988. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Школа-Пресс, 1996. "Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. 'Топоров В.Н. Пространство культуры и встречи в нем // Восток-За5 пад. М., 1989. С. 4-17. ситет, 2004. 7 Теребихин Н.М. Метафизика Севера. Архангельск: Поморский универ
Стр.19