Научный журнал Вестник Российского университета дружбы народов Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания» предназначен для публикаций результатов фундаментальных и прикладных научных и методических исследований в области филологии (лингвистики, психолингвистики, лингвокультурологии, анализа текста, этнолингвистики, методики и технологии обучения и т.п.), направленных на решение прикладных задач методики и технологии обучения иностранным языкам, а также обучения русскому языку во всех трёх актуальных аспектах – русский язык как родной, русский язык как неродной (государственный или язык межнационального общения), русский язык как иностранный. <...> В журнале публикуются результаты новых методических разработок в обучения языку (языкам) – фрагменты учебных пособий с методическими комментариями. <...>
Вестник_Российского_университета_дружбы_народов._Серия_Русский_и_иностранные_языки_и_методика_их_преподавания_№4_2016.pdf
ВЕСТНИК
Российского
университета
дружбы народов
Серия
РУССКИЙ И ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
И МЕТОДИКА ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ
2016, № 4
Серия издается с 2003 г.
Российский университет дружбы народов
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в 1993 г.
СОДЕРЖАНИЕ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
И МЕТОДИКИ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ
Гадалина И.И., Исмаилова Х.Э. Качественные параметры сюжетных картинок как
источник монологического высказывания студентов-иностранцев на уровне базового
владения русским языком (А-2) ...................................................................
Гулидова Е.Н. Квантитативы много и очень в зеркале французского языка: лингводидактический
аспект ..............................................................................................
Ефимова О.С., Кривошеева Е.Н., Платонова Е.К. Анализ словарных единиц лексико-семантической
группы «Ветеринария» ..........................................................
Жамалетдинова Э.Х. Комплексный анализ содержания общечеловеческой
ценности «вера» в языковом общественном сознании носителей русской
культуры ...................................................................................................................
Lyovina G.M. Intensification of Teaching Russian as a Foreign Language: Mobile
Applications ...............................................................................................................
Nikitin O.V. Literary Text by N.S. Leskov as a System of Language Means ....................
Новиков А.Л., Рыбаков М.А. Задачи и методы формирования коммуникативной
культуры личности в процессе обучения и воспитания в вузе ...............................
Uskova O.A., Vasilyeva T.V., Kuznetsov A.L. Teaching Models of Russian Language for
Bilingual Learners in Russian and Foreign Education Systems.....................................
7
16
25
32
42
48
63
70
3
Стр.3
Вестник РУДН, серия Русский и иностранные языки и методика их преподавания, 2016, № 4
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ,
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Гриценко А.Н., Морослин П.В. Военно-исторические термины в наименовании
спортсменов в англоязычном спортивном дискурсе ..............................................
Ермошин Ю.А., Алонцева Н.В. Коммуникативные стереотипы представителей различных
культурно-лингвистических сообществ, осуществляющих официальное
публичное выступление на английском языке .......................................................
Захарова Е.А. Применение результатов анализа лингвистического корпуса для
улучшения стиля устной и письменной речи на продвинутом уровне обучения
английскому языку ..................................................................................................
77
82
93
Магомедзагиров Р.Г. Методы и принципы поэтического перевода. Переводческие
преобразования при переводе поэзии ..................................................................... 100
Матиенко А.В. Контрольно-измерительная деятельность как средство развития
познавательных и коммуникативных резервов личности ...................................... 109
Матулевич Т.Г. Концептуализация в учебной деятельности ................................... 117
Пиневич Е.В. Психологический и методический аспекты чтения как вида речевой
деятельности в обучении иностранным языкам ..................................................... 126
Радович М. Лингвокультурологический анализ топонимов и катойконимов боливийского
национального варианта испанского языка ........................................... 133
Шкапенко Т.М. Англо-американское междометие «вау» в современном русском
языке .........................................................................................................................
141
Яо Цзяжу. Средства выражения пространственных значений в русском и китайском
языках (лингводидактический аспект) .......................................................... 150
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
Захарова Л.В., Гунина Л.А. Культура делового общения как важный фактор профессионального
становления специалистов .......................................................... 156
Зюкина З.С. Некоторые проблемы формирования навыков публичного выступления
юриста................................................................................................................ 166
РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И ДР.
Синякова А.Ф. Японский язык: стратегия и тактика делового общения / Т.М. Гуревич
.........................................................................................................................
Серова Л.К., Шабаева А.В. Результаты анкетирования студентов-билингвов первого
курса инженерного факультета ........................................................................
172
74
НАШИ АВТОРЫ ...................................................................................................... 178
© Российский университет дружбы народов, 2016
© Вестник Российского университета дружбы народов.
Серия: Русский и иностранные языки и методика их
преподавания, 2016
4
Стр.4
BULLETIN
of Russian
Peoples’ Friendship
University
Series
RUSSIAN AND FOREIGN LANGUAGES.
METHODS OF ITS TEACHING
2016, № 4
Series founded in 2003
Peoples’ Friendship University of Russia
SCIENTIFIC JOURNAL
Founded in 1993
CONTENTS
ACTUAL PROBLEMS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND METHODS OF ITS
TEACHING
Gadalina I.I., Ismailova K.E. Quality Parameters Of Images As A Source Of Monologic
Statements Of Students — Foreigners At Basic Level Russian as a Foreign Language
(A-2) ..........................................................................................................................7
Gulidova E.N. Quantitative Words Много (Many / Much) and Очень (Very) Viewed
Through the Prism of Their French Equivalents: Linguodidactic Apsect ......................
Ephimova O.S., Krivosheeva E.N., Platonova E.K. The Analysis of Lexico-Semantic Units
in Veterinaty Science...................................................................................................
Zhamaletdinova E.Kh. The Integral Analysis of The Meaning of Universal Moral Value
“Faith” in Linguistic Consciousness of Russian Culture Bearers ..................................
Лёвина Г.М. Интенсификация обучения РКИ: мобильные приложения ..............
Никитин О.В. Художественный текст Н.С. Лескова как система языковых
средств ......................................................................................................................
Novikov A.L., Rybakov M.A. Aims and Methods of Forming Communicative Personality
in Teaching at University ............................................................................................
Ускова О.А., Васильева Т.В., Кузнецов А.Л. Модели обучения русскому языку учащихся-билингвов
в условиях российского и западного образования ...................
16
25
32
42
48
63
70
5
Стр.5
Вестник РУДН, серия Русский и иностранные языки и методика их преподавания, 2016, № 4
FOREIGN LANGUAGES: LINGUISTIC RESEARCH, METHODS OF
TEACHING
Gritsenko A.N., Moroslin P.V. Military and Hisorical Terms in Denominations of
Sportsmen in English-Speaking Sporting Discourse ....................................................
Ermoshin Y.A., Alontseva N.V. Communicative Stereotypes of Representatives of Different
Cultural and Linguistic Communities Delivering Official Public Speech in English ......
Zakharova Е.А. The Impact of Corpora Research Findings on the Enhancement of Learner
Spoken and Written English Language Style at The Advanced Level ............................
77
82
93
Magomedzagirov R.G. Methods and Principles of Poetic Translation. Translation
Transformations in Translation of Poetry ..................................................................... 100
Matienko A.V. Assessment Activities as Means of Cognitive and Communicative
Development of a Personality’s Potential .................................................................... 109
Matulevich T.G. Concept Acquisition By An EFL Student ........................................... 117
Pinevich E.V. Psychological and Methodical Aspects of Reading as a Kind of Speech
Activity in Teaching Foreign Languages ...................................................................... 126
Radovich M. Linguocultural Analysis of Toponyms and Demonyms in Bolivian
Spanish ...................................................................................................................... 133
Shkapenko T.M. Anglo-Аmerican Interjection wow in Contemporary Russian
Language .................................................................................................................... 141
Yao Jiaru. Methods of Expressing Spatial Meanings in Russian and Chinese Languages
(Lingvistic and Didactic Aspect) ................................................................................. 150
METHODICAL PROJECTS
Zakharova L.V., Gunina L.A. Business Communication Culture as an Important Factor
of Specialists Professional Formation .......................................................................... 156
Zyukina Z.S. On Some Problems of Formation of Public Speaking Skills of a Lawyer ... 166
REVIEWS, ANNOTATIONS, ETC.
Sinyakova A.F. Review of Tutorial: Japanese Language: Strategy and Tactics of Business
Communication / T.M. Gurevich ............................................................................... 172
Serova L.K., Shabaeva А.V. The Results of The Survey of First-Year Bilingual Students
(Engineering Faculty) .................................................................................................
74
OUR AUTHORS ....................................................................................................... 178
© Peoples’ Friendship University of Russia, 2016
© Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia.
Series: Russian and foreign languages.
Methods of its teaching, 2016
6
Стр.6