Литературная критика Митрополит АНАСТАСИЙ Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви Каждый великий народ имеет своего великого поэта, являющегося высшим выражением его творческого духа. <...> Пушкин есть „всечеловек" по преимуществу, как ощутил и определил его в свое время другой великий русский писатель Достоевский. <...> Все, что украшает русскую народную душу — равнодушие к суетным земным благам, тоска по иному, лучшему граду, неутолимая жажда правды, широта сердца, стремящегося обнять мир и всех назвать своими братьями, светлое восприятие жизни, как прекрасного дара Божия, наслаждение праздником бытия и примиренное спокойное отношение к смерти, необыкновенная чуткость совести, гармоническая цельность всего нравственного существа, — все это отразилось и ярко отпечатлелось в личности и творчестве Пушкина, как в чистом зеркале нашего народного духа. <...> Отсюда какая-то детская непосредственность, ясность и чистота его созерцания, акварельная легкость и прозрачность его рисунка, делающие его творения одинаково доступными всем возрастам. <...> Внемля „сладким звукам" небес и созерцая сияние вечной божественной красоты, он подлинно в эти минуты „молился" сердцем и, свободный и счастливый, радовался своему духовному полету, возносившему его над всем миром. <...> На такую высоту религиозного созерцания вознес Пушкина его светлый гений. <...> Однако неверующим его могут считать только люди, тенденциозно настроенные, которым выгодно представить нашего великого национального поэта религиозным отрицателем, или те, кто не дал себе труда серьезнее вдуматься в историю его жизни и творчества. <...> „Уверяют, - пишет Бартенев, — что он позволил себе сочинить ее только из молодого литературного щегольства. <...> Источником его искушений, по признанию самого поэта, был умный дух - Демон, начавший „навещать" его в юные годы, чтобы помрачать его высокие и святые идеалы и вносить расстройство в его гармоническую поэтическую <...>