МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский государственный лингвистический университет»
Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал)
Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности
Вьюнова Ольга Владимировна
ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ В ТРУДОВОМ
КОЛЛЕКТИВЕ
Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ2-5-91
Направление подготовки: 37.04.02 Конфликтология
Направленность (профиль): Прикладная конфликтология
Научный руководитель: кандидат биологических наук, доцент, заведующий
кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности, Гречман Людмила
Николаевна
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Заведующий кафедрой:
кандидат биологических наук, доцент, Гречман Людмила Николаевна
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Заведующий выпускающей
кафедрой
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
психологии и безопасности
жизнедеятельности
кандидат биологических наук, доцент, Гречман Людмила Николаевна
Иркутск 2016
Стр.1
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ ................................ 6
1.1. Подходы к трактовке понятия конфликтоустойчивость ............... 6
1.2. Анализ характерных особенностей тренинговой работы ........... 13
1.3. Методические проблемы применения психологического
тренинга .............................................................................................................. 21
Выводы по первой главе ........................................................................ 26
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ ........ 28
2.1. Подходы к изучению проблемы конфликтов в организации ...... 28
2.2. Организация и проведение исследования ..................................... 35
Выводы по второй главе ........................................................................ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ............................................................ 56
Стр.2
3
ВВЕДЕНИЕ
Конфликт являет собой двухполярное явление проявляющееся в интенсификации
сторон. Идея «многосубъектности» имманентного мира человека
анализируется в трудах множества авторов, особенно тех, которые происходят
из структурного построения личности. Определение конфликтоустойчивости,
которая является одним из факторов, обуславливающих происхождение,
динамику и заключительный результат роста конфликта, необходимо
для осмысления психологических механизмов регуляции поведения личности.
К тому же, этот вопрос является немаловажным для разрабатывания методологических
основ психодиагностики, прогностики и корректирования
межличностных конфликтов в гораздо более объемном контексте. Дефиниция
конфликтоустойчивости обуславливается пониманием определения психики
человека и, а именно, его поведения.
В работах Л.И. Божович, Л.С. Славиной, Б.С. Волкова, В.И. Илийчука
результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой
и самим человеком. рассматривается как конфликтное поведение. Это
есть следствие внутренних и внешних контрадикций между необходимостью
в самоутверждении и вероятностью ее удовлетворения, между оценкой группы
и самооценкой, между притязаниями группы и личностными убеждениями
и установками, следовательно конфликтное поведение выступает как
склонность человека к конфликту при взаимодействии личностных факторов
и факторов внешней среды.
Актуальность исследования заключается в том, что конфликтные взаимодействия
в корпоративной сфере — это реально существующий факт, который
нельзя отвергать и факт существующий не только в рамках социопрофессиональной
категории работников, но и выходит за ее пределы, поэтому
так важно развивать конфликтоустойчивость в коллективах.
Цель
изучить основные направления формирования конфликтоустойчивости
в коллективе сотрудников трудового коллектива.
Стр.3
4
В основу нашего исследования положена гипотеза о том, тренинг является
эффективным средством формирования конфликтоустойчивости в
трудовом коллективе.
Объектом исследования является уровень конфликтоустойчивости
трудового коллектива
Предметом является тренинг как технология формирования конфликтоустойчивости
трудового коллектива.
Цель реализуется в решении следующих задач:
1)
устойчивость, тренинг;
2)
рассмотреть сущность понятий конфликтность, конфликтопровести
диагностику конфликтоустойчивости работников до и
после проведения тренинга;
3)
разработать тренинг развития конфликтоустойчивости
Практическая значимость данной работы состоит в разработке тренинга
формирования конфликтоустойчивости трудового коллектива.
Апробация работы. Основные аспекты исследования были представлены
в виде докладов и обсуждались на Неделях науки ИГЛУ и МГЛУ ЕАЛИ
(2013-2014; 2014-2015).
Информационная база исследования включала материалы публикаций
в российской периодической печати, в электронных изданиях, учебные пособия
по конфликтологии и психологии зарубежных и отечественных авторов.
Исследование проводилось на базе ООО «Газпром добыча Иркутск». В
исследовании принимали участие 25 (16 женщин и 9 мужчин) работников
данного учреждения. Исследование проходило в три этапа, включающие в
себя констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем
этапе проводилось тестирование, на формирующем разработанный тренинг
по формированию конфликтоустойчивости в коллективе, на контрольном
этапе исследования вновь тестирование при помощи тех же методик.
Структура данной работы традиционна, она включает введение, две
главы, заключение, список литературы из источников и приложения. В пер
Стр.4
5
вой главе освещается теоретическая база, большое внимание в ней уделяется
раскрытию понятия конфликтоустойчивости, анализу характерных особенностей
тренинговой работы и методическим проблемам применения психологического
тренинга. Во второй главе рассматриваются подходы к изучению
проблемы конфликтов в организации, а также описываются организация,
проведение и результаты исследования. В текст магистерской работы
включено 8 рисунков.
Стр.5
6
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ
1.1. Подходы к трактовке понятия конфликтоустойчивость
Вопрос о психологических причинах происхождения конфликтов, позволяющий
выявить мотивы конфликтного поведения, занимает значительной
место в изучении конфликтного взаимодействия. Для лучшего осмысления
конфликта и управления им необходимо точно определять суть понятия
«конфликтность». Конфликтность — это черта характера, способствующая
частоте возникновения конфликта и вступления в них человека [5].
В работе М.А. Разумовой конфликтность выражается как признак личности,
которое выражается в необходимости поиска конфликтных ситуаций,
характеризующее личность как неспособную признать мнение оппонента и
выбрать плодотворное решение для избегания трансформации конфликтной
ситуации в инцидент. Каждый человек отличается детерминированной степенью
конфликтности, одновременно с этим степень конфликтности может
увеличиться под натиском отрицательных обстоятельств. Изучение операционализации
конфликтности сделало возможным нам выдвинуть на первый
план те критерии — когнитивные, эффективные, рефлексивные, поведенческие,
— по которым можно делать выводы о существовании конфликтности
у личности и об особенностях ее проявления [4].
На когнитивном уровне присутствуют такие факторы, как искаженное
восприятие ситуации, намерений других людей; неспособность выйти за
пределы ситуации: недостаточный анализ ситуации, негативная оценка поведения
оппонента. На аффективном уровне ярко выражены такие признаки,
как отсутствие контроля над эмоциями, низкое или отсутствующее отсутствие
контроля над своими эмоциями, низкое самообладание, нетерпимость к
недостаткам. На рефлексивном уровне присутствуют такие факторы, как неадекватная
самооценка, предубеждение по отношению к другим людям, от
Стр.6
7
сутствие критичности по отношению к своему поведению, пренебрежение
последствиями своих поступков. На поведенческом уровне можно увидеть
негибкость поведения при достижении целей, импульсивность, агрессивность,
доминантность и давление на оппонента, неумение планировать и
корректировать свое поведение [5].
Конфликтность это сложное, многоуровневое образование обусловленное
разноуровневыми свойствами кумулятивной индивидуальности. Отмечается,
что структура кумулятивной индивидуальности неконфликтных людей
более гармонична и направлена в основном на интраиндивидуальный уровень
(внутренняя конфликтность), а структура кумулятивной индивидуальности
конфликтных людей в основном направлена на социальный уровень и
олицетворяет собой поведенческую конфликтность. В качестве еще одной
основы конфликтности выступает неадекватность сформировавшихся представлений
о других, завышенная самооценка, которая не отвечает реальным
возможностям человека, тенденция к самоутверждению за счет других. В
этих случаях возможно возникновение стойкой ориентации на преимущественное
восприятие негативных качеств окружающих, преобладание в отношениях
негативных оценок [4].
Компоненты конфликтности имеют следующий вид:
а)
эмоциональный компонент (это состояние личности в ситуации
межличностного взаимодействия, неумение управлять своими эмоциями в
предконфликтных и конфликтных ситуациях);
б)
волевой компонент (это неспособность личности к сознательной
мобилизации сил и самоконтролю);
в)
познавательный компонент (включает уровень восприятия провокационных
действий оппонента, субъективность, неумение анализировать
и прогнозировать ситуацию);
г)
мотивационный компонент (отражает состояние внутренних побуждающих
сил, которые не идут на благо адекватному поведению в конфликте
и решению проблемы);
Стр.7
8
д)
психомоторный компонент (неумение владеть своим телом,
управлять жестикуляцией и мимикой) [6].
Соглашаясь с авторами, которые указаны выше, что конфликтность является
чертой личности, первичными факторами которой выступают природные
задатки и социальный опыт, можно допустить, что существует три вида
психологических определителей конфликтности:
а)
бенностями развития (перенесенные травмы мозга или инфекции, наследственные
болезни, отставание умственного развития, особенности нервной
системы, а также процессов возбуждения и торможения);
б)
психологические определители. Иначе говоря особенности личности
(половозрастные особенности, ситуация внутрисемейного развития,
уровень самооценки, акцентуации характера);
в)
определители, которые связанны с психофизиологическими ососоциальные
определители или факторы микро- и макросреды.
Соответственно определению понятия «конфликтность» эти определители
включают социальный опыт: социальную некомпетентность (недостаточный
уровень способов социального реагирования), возможно, тип учебного заведения
[9].
Представленные выше психологические определения в разной степени
детерминируют конфликтность. Знание факторов конфликтности важно для
усовершенствования у людей навыков сообразной самооценки, для корректировки
личного поведения в отношениях с людьми вырабатывание навыков
анализа обстоятельств межличностного взаимодействия; и для трансформации
конфликтности в конфликтоустойчивость посредством активных методов
обучения. До сих пор исследование психологической устойчивости человека
сложных ситуациях представляло интерес преимущественно для представителей
военной психологии и инженерной. Только в последние годы
возникают работы, посвященные вопросам психологической устойчивости
личности в ситуациях социального взаимодействия [4].
Стр.8
9
Психологическая устойчивость — это свойство личности, которая состоит
в поддержке оптимального функционирования психики в условиях
фрустрирущего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Психологическая
устойчивость не обозначается как врожденное свойство личности, а
вырабатывается во время ее развития и зависит от типа нервной системы человека,
опыта человека, его профессиональной подготовки, навыков и умений
поведения и деятельности, а так же уровня усовершенствования главных
познавательных структур личности [12].
Среди компонентов психологической устойчивости выделяют следующие:
эмоциональный, волевой, интеллектуальный, мотивационный и психомоторный.
Некоторые ученые полагают, что ведущим компонентом является
познавательный компонент. Зачастую эмоциональный и волевой компоненты
описывают как эмоционально-волевую устойчивость и полагают, что она является
ведущей (А. Столяренко, М. Дьяченко, Н. Феденко, В. Власов, П.
Корчемный). В других исследованиях ведущим компонентом психологической
устойчивости признают мотивационный компонент. Несмотря на расхождение
точек зрения касательно иерархии компонентов, большинство авторов
согласны, что психологическая устойчивость — это не просто их общее
число, а совокупное образование [13].
Сумма, которая составляет структурные компоненты психологической
устойчивости у конкретного человека не может быть одинаковой. Нельзя
быть устойчивым ко всему, т.е. психологическая устойчивость — это не
устойчивость вообще. Индекс устойчивости является не постоянность сама
по себе, а изменчивость, Вариативность расценивается как скорость приспособляемости
к постоянно изменяющимся условиям жизнедеятельности, гибкость,
высокий уровень мобильности психики при переходе от задачи к задаче
[22].
Конфликтоустойчивость личности это своеобразное проявление психологической
устойчивости. Конфликтоустойчивость это специфическое
проявление психологической устойчивости, возможность человека опти
Стр.9
10
мально сформировать свое поведение в сложных ситуациях социального взаимодействия,
бесконфликтно разрешать возникающие трудности в отношениях
с другими людьми. Высокий уровень конфликтоустойчивости подразумевает
концентрацию усилий на конструктивных действиях во время конфликта.
Как вид психологической устойчивости конфликтоустойчивость обладает
собственным строением, которое включает эмоциональный, волевой,
познавательный, мотивационный и психомоторный компоненты [4].
Эмоциональный компонент конфликтоустойчивости показывает эмоциональное
положение личности в обстоятельствах взаимодействия, степень
и характер возбудимости психики и ее влияние на благополучие общения в
затруднительной ситуации. Также этот компонент содержится в навыке контроля
своими эмоциями в предконфликтных и конфликтных ситуациях, не
впадать в депрессивные состояния в случае затяжного конфликта или проигрыша
в нем, умении беспрепятственно показывать свои эмоции без использования
оскорблений в адрес оппонента [5].
Волевой компонент конфликтоустойчивости расценивается как умение
личности сознательно мобилизовать силы в соотношении с ситуацией взаимодействия,
к сознательному контролю и управлении собой, своим поведением
и психическим состоянием. Собственно волевой компонент дает возможность
контролировать свое эмоциональное возбуждение в конфликте. В
основном волевой компонент обеспечивает толерантность, терпимость к чужой
точке зрения, несогласностью с другими людьми, самообладание и самоконтроль.
Познавательный
компонент понимается как неизменность функционирования
познавательных процессов личности, неподверженность подстрекательским
поступкам оппонента.
Он включает такие факторы, как: навык определения начало предконфликтной
ситуации; изучение поводов начала конфликтной ситуации; навык
сведения к минимуму искривление перцепции конфликтной ситуации и личности
оппонента. А также собственного поведения; способность давать объ
Стр.10