Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Управление процессом построения модели индивидуального образовательного маршрута в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

0   0
АвторыГорбунова Елена Павловна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц88
ID346244
АннотацияЦелью представленной магистерской диссертации является теоретическое обоснование, разработка и внедрение модели индивидуального образовательного маршрута в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.
Управление процессом построения модели индивидуального образовательного маршрута в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации / Е.П. Горбунова .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 88 с. — URL: https://rucont.ru/efd/346244 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра педагогика и лингводидактики Горбунова Елена Павловна Управление процессом построения модели индивидуального образовательного маршрута в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации Выпускная квалификационная работа студента группы: ЕАЛИ 1-5-96 Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование Направленность: Управление образовательными системами Научный руководитель: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016 2 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ . <...> НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО . <...> Научно-методологические подходы к проектированию индивидуального образовательного маршрута в условиях инклюзивного образования в ДОО . <...> РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО . <...> Структурно-функциональная характеристика модели ИОМ в условиях инклюзивного образования в МКДОУ «Детский сад № 10 г. Киренска» . <...> Опыт реализации модели индивидуального образовательного маршрута в условиях инклюзивного образования в МКДОУ «Детский сад № 10» г. Киренска . <...> Эти изменения вызвали необходимость появления новой модели образования, которая опирается на подходы и понятия, выработанные <...>
Управление_процессом_построения_модели_индивидуального__образовательного_маршрута_в_условиях_инклюзивного_образования__в_дошкольной_образовательной_организации.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра педагогика и лингводидактики Горбунова Елена Павловна Управление процессом построения модели индивидуального образовательного маршрута в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации Выпускная квалификационная работа студента группы: ЕАЛИ 1-5-96 Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование Направленность: Управление образовательными системами Научный руководитель: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016
Стр.1
2 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................. 3 ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО .................................. 9 1.1. Сущностная характеристика понятия «инклюзивное образование» и «индивидуальный образовательный маршрут дошкольника»......................................... 9 1.2. Научно-методологические подходы к проектированию индивидуального образовательного маршрута в условиях инклюзивного образования в ДОО .... 26 Выводы по первой главе ........................................................................................... 32 ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО ......................................................................................................................... 34 2.1. Структурно-функциональная характеристика модели ИОМ в условиях инклюзивного образования в МКДОУ «Детский сад № 10 г. Киренска» .............. 34 2.2. Опыт реализации модели индивидуального образовательного маршрута в условиях инклюзивного образования в МКДОУ «Детский сад № 10» г. Киренска ................................................................................................................................ 42 Выводы по второй главе .......................................................................................... 64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................... 66 Библиографический список ..................................................................................... 69 Приложение ............................................................................................................... 76
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ В последнее время в социокультурной жизни России происходят коренные изменения, это отражается и на изменении концептуальных подходов в образовании. Это обусловлено переориентацией общества на развитие и формирование личностных качеств человека. Эти изменения вызвали необходимость появления новой модели образования, которая опирается на подходы и понятия, выработанные мировой современной практикой. К ним можно отнести, в частности, понятие «инклюзивное образование», которое рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования даёт право детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на доступность образования, подбора подходящего образовательного маршрута с целью развития его физических, интеллектуальных и других возможностей [3]. Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конвенцией ООН о правах людей с ограниченными возможностями от 13 декабря 2006 года, Конституцией РФ, Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов среды жизнедеятельности» от 2.10.1992 г., Постановлением Министров Правительства Российской Федерации от 1993 г. «О научном и информационном обеспечении инвалидности и инвалидов», Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, ст.2), «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р (с изменениями от 8 августа 2009 г.), Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы». В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В ст. 24 Конвенции ООН «О правах инвалидов» говорится о том, что в целях реализации права на образование государ
Стр.3
4 ства - участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека [31]. Необходимость разработки и внедрения индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ обусловлена объективными факторами: 1.Рост инвалидизации населения в целом, и детей в частности. 2.Необходимость рассмотрения прав человека и детей. 3.Инклюзия – это одна из последних стратегий в образовании. 4. Формирование общечеловеческих ценностей таких, как: взаимное уважение; толерантность; осознание себя частью общества; предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека; взаимопомощь; возможность учиться друг у друга; возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе. 5. Реализация конституционного права родителей по выбору модели образования для своего ребенка[12]. Теоретические проблемы инклюзивного образования представлены в работах зарубежных и отечественных исследователей: Г. Иттерстада (Норвегия), У. Янсона (Швеция), У. Волфенсбергера, М. Лейкестера, А.Ю. Шеманова, А.А. Наумова, Т.В. Волосовец, Л.И. Акатова, Е.Р. Ярской-Смирновой и др. Анализ нормативных документов, научных исследований и педагогической практики позволил выявить ряд противоречий: - между государственными требованиями к обеспечению доступного качественного образования, для детей с ограниченными возможностями и отсутствием условий, обеспечивающих таковое; - между организацией обучения и воспитания детей с ОВЗ и недостаточностью готовности педагогов к сопровождению этих детей в условиях интеграции в массовую общеобразовательную среду; - между необходимостью во внедрении инновационных технологий, позволяющих учитывать различные образовательные и медико-социальные потребности детей с ОВЗ, и их недостаточной разработанностью.
Стр.4
5 Из выше сказанного вытекает проблема исследования: Как осуществить психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях детского сада? Как обеспечить полноценное развитие ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ? Для детей с ограниченными возможностями здоровья помощь является одним из приоритетных направлений поддержки. Дети достигают значительных результатов в самообслуживании, двигательном и познавательном развитии, формировании коммуникативных навыков и речи, необходимых в повседневной жизни. Дети учатся устанавливать и развивать позитивные отношениями с членами своей семьи и другими детьми, запоминают правила, принятые в обществе, и следуют им. Сегодня по отношению к детям с особенностями развития учеными используется понятие « индивидуальные образовательные потребности» ребенка. Как отмечают Е. Л. Гончарова и О. И. Кукушкина [49; c.4], в качестве одного из важных аспектов особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья выступает потребность в качественной индивидуализации обучения, в обеспечении каждому отдельному ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставление возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспечение градуированной системы помощи. И.А. Галацкова рассматривает понятие « индивидуальные образовательные потребности» ребенка как особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером развития, социально-психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия. Речь может идти как о детях с отклонениями в развитии, так и о способных детях, опережающих сверстников в развитии по некоторым параметрам [9]. Таким образом, для реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ, осуществления психолого-педагогического сопровождения, для полноценного развития ребенка с ОВЗ в условиях ДОО педагоги используют в работе индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ).
Стр.5
6 Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов службы сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс (С. В. Воробьёва, Н. А. Лабунская, А. П. Тряпицына, Ю. Ф. Тимофеева и др.). Запрос государства и общества, социальная ситуация, возникшая в стране, характеризующая увеличением детей с ОВЗ и необходимостью их интеграции в социальную среду, обусловили выбор темы исследования: «Управление процессом построения модели индивидуального образовательного маршрута в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации». Объектом исследования является организация инклюзивного образования в ДОО. Предметом исследования: процесс разработки модели индивидуального образовательного маршрута дошкольника в условиях инклюзивного образования. Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и внедрение модели индивидуального образовательного маршрута в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации. Выдвижение данной цели исследования обусловило постановку следующих исследовательских задач: 1. Дать сущностную характеристику понятию «инклюзивное образование», «индивидуальный образовательный маршрут дошкольника». 2. Охарактеризовать научно-методологические подходы проектирования индивидуального образовательного маршрута в условиях инклюзивного образования в ДОО. 3. ска. Разработать модель ИОМ в МКДОУ «Детский сад № 10» г. Кирен
Стр.6
7 4. Описать опыт реализации ИОМ в МКДОУ «Детский сад № 10» г. Киренска. Гипотеза исследования: управление процессом создания модели индивидуального образовательного маршрута в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации может быть эффективным, если: 1. Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка; 2. Организовать единую систему работы педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход; 3. Разработать модель индивидуального образовательного маршрута. Методы исследования: аналитико-статистическое направление (сбор и обработка информации); методическое обеспечение (подбор методических материалов и т.д.); информационно-просветительское направление (анализ различных мероприятий и продуктов совместной деятельности детей и педагогов); образовательная деятельность (опрос, анкетирование). Исследовательской базой выступил МКДОУ «Детский сад № 10» г. Киренска. Исследование проводилось в три этапа. Первый этап - теоретико-организационный (2013-2014гг.): определение темы исследования и теоретический анализ состояния проблемы на основе изучения психологической, педагогической литературы. Формулировка цели, определение задач исследования. Второй этап - опытно-экспериментальный (2014-2015гг.): планирование исследования, проведение констатирующего и формирующего эксперимента, обработка, анализ и систематизация полученных данных. Продолжение теоретического анализа проблемы. Разработка модели ИОМ дошкольников, частичная апробация. Систематизация полученных данных и анализ их результатов. Оформление методических рекомендаций. Третий этап — аналитико-обобщающий (2015-2016 гг.): анализ результатов исследовательской работы, систематизация и обобщение результатов
Стр.7
8 эксперимента, формулирование выводов. Оформление текста диссертационного исследования. Структура исследования: содержит введение, 2 главы, заключение, библиографический список литературы из 56 источников, приложение.
Стр.8
9 ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО 1.1. Сущностная характеристика понятия «инклюзивное образование» и «индивидуальный образовательный маршрут дошкольника» В последние десятилетие в развитых странах (США, Германия, Швеция и др.) основной стратегией в образовании детей с ОВЗ стало интегрированное обучение, которое предполагало создание коррекционных классов в массовых школах и группах детских садов. Но, такое акцентирование «особых» классов и групп приводит к исключению детей из сообщества школы и детского сада, создаёт препятствия в общении и взаимодействии детей. Вследствие этого от интеграции перешли к инклюзии – совместному обучению, воспитанию детей с ОВЗ. Н.Н. Ливенцева, Г. Иттерстад и др. отмечают: «Среди стран с наиболее совершенными законодательствами можно выделить Канаду, Кипр, Данию, Бельгию, ЮАР, Испанию, Швецию, США и Великобританию. В Италии законодательство поддерживает инклюзивное образование с 1971 года. Во Фламандской части Бельгии давно существует и очень хорошо развита система специальных школ, специалисты которых сопровождают детей с ОВЗ в ситуации инклюзивного образования. В этих и многих других странах инклюзивное образование существует уже 30-40 лет». На всемирном форуме по образованию в Дакаре в 2000 г. многие страны, придерживаясь положений Саламанской декларации (1994г.), достигли договоренности о создании инклюзивного образования. Инклюзия (калька с англ. Inclusion) - включение, добавление, прибавление, присоединение, то есть: - вовлечение в образовательный процесс каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;
Стр.9
10 - удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий [25, с. 3]. С 2008-2009 гг. в ряде субъектов РФ: Москве, Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, и других областях, в порядке эксперимента внедряется модель инклюзивного образования. Инклюзия как принцип организации образования представляется явлением социально-педагогического характера. Соответственно, инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной социальной среды к возможностям данного ребенка» (профессор Ульф Янсон). Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) – это также процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Но инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование образовательных организаций, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей[24]. В условиях ФГОС всех ступеней образования разработка адаптивных программ, для людей с особыми образовательными потребностями является этапом переосмысления общества и государства своего отношения к людям с ОВЗ, признания их прав на образование в равных условиях и возможностях. Инклюзивное образование – это включение детей с особенностями в развитии в образовательный процесс в массовых школах, детских садах по месту жительства, то есть инклюзивное образование – новый подход для российского образования [4]. Основное преимущество инклюзивного образования - это: - обеспечение в образовательном учреждении специальных условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями;
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.