МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра педагогики и лингводидактики Поддубный Пётр Евгеньевич ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ9-7-45 Направление подготовки/ специальность: 45.04.02 Лингвистика Направленность (профиль): Инновации в обучении языку и культуре Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и лингводидактики Казанцева А.А. <...> ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ……8 1.1 Сущность и специфика инноваций в образовании…………………………8 1.2 Опыт использования инновационных подходов и технологий в процессе обучения иностранным языкам в вузе……………………………………. <...> ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА КАК УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………………………………………………………. <...> ………………………………………………………………….91 4 ВВЕДЕНИЕ Нынешний вектор развития российской экономики, направленный на преодоление кризисной ситуации и повышение конкурентоспособности российского государства на международной арене диктует нам новые требования к профессиональной подготовке специалиста. <...> Таким образом, назрел отказ от традиционного подхода к обучению, как к накоплению и передачи информации (знаний), и поэтапное создание инновационной образовательной среды. <...> Анализ актуальной ситуации в системе отечественного высшего профессионального образования позволил нам выявить ряд противоречий: — в обществе: несмотря на высокую <...>
Педагогические_условия_организации_инновационной_деятельности_при_обучении_иностранному_языку_студентов_неязыкового_вуза.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный лингвистический университет»
Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал)
Кафедра педагогики и лингводидактики
Поддубный Пётр Евгеньевич
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА
Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ9-7-45
Направление подготовки/ специальность: 45.04.02 Лингвистика
Направленность (профиль): Инновации в обучении языку и культуре
Научный руководитель:
канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и лингводидактики
Казанцева А.А.
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
И. о. заведующего кафедрой:
канд. пед. наук, доцент Жданко Т.А.
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
И.о. заведующего выпускающей кафедрой педагогики и лингводидактики
канд. пед. наук, доцент Жданко Т.А.
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Иркутск 2016
Стр.1
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ
ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ……8
1.1 Сущность и специфика инноваций в образовании…………………………8
1.2 Опыт использования инновационных подходов и технологий в процессе
обучения иностранным языкам в вузе……………………………………...15
Выводы по главе 1……………………………………………………………….26
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ
МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА КАК
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
…………………………………………………………………………………….27
2.1 Механизмы формирования мотивации учебной деятельности…………..27
2.2 Диагностика мотивации учебной деятельности у студентов языкового вуза……………………………………….….…………….……………………..38
Выводы
по главе 2……………………………………………………………….50
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В
НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ …………………………………………..……………52
3.1 Инновационные технологии обучения иностранным языкам студентов в
неязыковом вузе…………………………..……………………………………..52
3.2 Организация инновационной деятельности посредством внеаудиторной
проектной деятельности ………………………………………..……………....63
Выводы по главе 3……………………………………………………………….73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...77
Стр.2
3
Приложение 1. …………………………………………………………………...81
Приложение 2. …………………………………………………………………...83
Приложение 3. …………………………………………………………………...91
Стр.3
4
ВВЕДЕНИЕ
Нынешний вектор развития российской экономики, направленный на
преодоление кризисной ситуации и повышение конкурентоспособности российского
государства на международной арене диктует нам новые требования
к профессиональной подготовке специалиста. Современный выпускник
вуза должен обладать не только набором компетенций, напрямую связанных
с его будущей профессиональной деятельностью, но также позиционировать
себя как активная, творческая личность, готовая к постоянному саморазвитию,
а также ищущая новые, нетрадиционные способы решения профессиональных
задач.
«В современном мире, идущем по пути глобализации, способность
быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится
важнейшим фактором успешного и устойчивого развития. Главное конкурентное
преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития
её человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием
системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения
устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной
перспективе» [35].
Из текста Федеральной целевой программы развития образования на
2016-2020 гг. видна необходимость качественно-нового, инновационного
подхода к системе высшего профессионального образования, его переориентацию
на глобальное образовательное пространство, кроме того, ярко выражена
личностно-ориентированная направленность обучения. Таким образом,
назрел отказ от традиционного подхода к обучению, как к накоплению и передачи
информации (знаний), и поэтапное создание инновационной образовательной
среды.
Анализ актуальной ситуации в системе отечественного высшего профессионального
образования позволил нам выявить ряд противоречий:
— в обществе: несмотря на высокую потребность общества в специалистах
с развитыми творческими способностями, поисковым, креативным
Стр.4
5
мышлением, в высшей школе господствуют репродуктивные методы обучения;
—
в науке: разработанные концепции инновационного обучения ИЯ не
находят своего применения в педагогической практике в рамках высшего
профессионального образования;
— в практике: преобладание традиционных форм обучения, неготовность
профессорско-преподавательского состава к применению новых педагогических
разработок, а также отсутствие необходимой материальнотехнической
базы не удовлетворяют комплексной задаче разностороннего
развития личности учащегося.
Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой поиска и внедрения инновационных
подходов к преподаванию иностранного языка в вузе, что и
определило тему нашего исследования как «Педагогические условия организации
инновационной деятельности при обучении иностранному языку студентов
неязыкового вуза».
Объект нашего исследования – процесс организации инновационной
деятельности при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза
Предмет исследования – педагогические условия организации инновационной
деятельности при обучении иностранному языку студентов в высшей
школе.
Цель нашей работы: выявить и теоретически обосновать педагогические
условия организации инновационной деятельности при обучении иностранному
языку и разработать методический продукт для дальнейшего применения
в образовательном процессе по ИЯ.
На основании этого выведем следующую гипотезу: организация инновационной
деятельности при обучении иностранному языку является основополагающим
фактором для воспитания конкурентоспособного специалиста,
отвечающего актуальным требованиям российского общества.
Сформулированные цель и гипотеза предопределили постановку следующих
задач:
Стр.5