Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Изучение синтаксиса на коммуникативной основе (текстовые функции предложений): Учебно-методическое пособие.

0   0
Первый авторОзерова И. Н.
Издательство[Б.и.]
Страниц16
ID345
АннотацияПособие содержит комментарий по использованию предложений в тексте. Предлагаются задания как для учителей начальных классов, так и для учащихся
ISBN--5-7779-0478-5
УДК37.022
ББК72.24
Озерова, И.Н. Изучение синтаксиса на коммуникативной основе (текстовые функции предложений): Учебно-методическое пособие. / И.Н. Озерова .— опубликовано впервые .— : [Б.и.], 2004 .— 16 с. — ISBN --5-7779-0478-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/345 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Озерова Рецензент доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Дубенский И-38 ИЗУЧЕНИЕ СИНТАКСИСА НА КОММУНИКАТИВНОЙ ОСНОВЕ Текстовые функции предложений Изучение синтаксиса на коммуникативной основе: текстовые функции предложений: Учебно-методическое пособие (для учителей начальных классов) / Сост. <...> ISBN 5-7779-0478-5 Учебно-методическое пособие (для учителей начальных классов) Пособие составлено в соответствии с программными требованиями (Программа общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1–4). <...> М., 2001), предъявляемыми к учащимся при овладении текстовыми умениями, которые складываются и из умения точно использовать предложения разных структурно-семантических типов. <...> Пособие содержит комментарий по использованию предложений в тексте. <...> Предлагаются задания как для учителей начальных классов, так и для учащихся. <...> Необходимость текстовых заданий обусловлена тем, что предложения функционируют не только как самостоятельные синтаксические единицы, но и как часть группы предложений. <...> Эффективным следует назвать одно из распространенных упражнений, суть которого состоит в построении не только предложений из слов, но одновременно текста, если при этом работа над предложением не ограничивается только составлением их из заданных слов. <...> Анализ предложения в тексте позволяет объединить три аспекта, в которых изучается предложение в синтаксисе: структурный (как построено предложение, из каких компонентов – членов предложения – оно состоит), семантический (какое значение имеет предложение) и коммуникативный (какую функцию в тексте выполняет предложение, для чего оно служит). <...> Коммуникативный подход может вывести учащихся на новый уровень в овладении средствами общения: от интуитивного владения языком к осознанному, умелому использованию предложений разной структуры и семантики при решении соответствующих коммуникативных задач. <...> На уроках связной речи в начальной школе прежде всего можно назвать <...>
Изучение_синтаксиса_на_коммуникативной_основе_(текстовые_функции_предложений)_Учебно-методическое_пособие..pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Омский государственный университет УДК 37.022 ББК 72.24 И-38 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ОмГУ Составитель кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе ОмГПУ И.Н. Озерова Рецензент доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Дубенский И-38 ИЗУЧЕНИЕ СИНТАКСИСА НА КОММУНИКАТИВНОЙ ОСНОВЕ Текстовые функции предложений Учебно-методическое пособие (для учителей начальных классов) Изучение синтаксиса на коммуникативной основе: текстовые функции предложений: Учебно-методическое пособие (для учителей начальных классов) / Сост. И.Н. Озерова. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 31 с. ISBN 5-7779-0478-5 Пособие составлено в соответствии с программными требованиями (Программа общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1–4). М., 2001), предъявляемыми к учащимся при овладении текстовыми умениями, которые складываются и из умения точно использовать предложения разных структурно-семантических типов. Пособие содержит комментарий по использованию предложений в тексте. Предлагаются задания как для учителей начальных классов, так и для учащихся. Для учителей начальных классов. УДК 37.022 ББК 72.24 Издание ОмГУ Омск 2004 ISBN 5-7779-0478-5 2 © Омск. госуниверситет, 2004
Стр.1
Оглавление Введение..............................................................................................................4 1. Структурно-семантические типы предложений..........................................5 Номинативные предложения.........................................................................5 Бытийные двусоставные предложения.........................................................6 Предложения с обстоятельственными словами...........................................8 Предложения с обобщающим значением...................................................10 Вопросительные предложения....................................................................12 Оценочные высказывания............................................................................15 Неполные предложения ...............................................................................17 2. Порядок слов в предложении......................................................................23 3. Синтаксические средства выразительности речи......................................26 Библиографический список.............................................................................30 Введение Анализ заданий и упражнений, представленных в учебниках по русскому языку, позволяет сделать вывод о недостаточном количестве таких заданий, при выполнении которых учащиеся наблюдали бы за ролью предложений в тексте. Необходимость текстовых заданий обусловлена тем, что предложения функционируют не только как самостоятельные синтаксические единицы, но и как часть группы предложений. При этом между предложениями возникают разнообразные отношения. Эффективным следует назвать одно из распространенных упражнений, суть которого состоит в построении не только предложений из слов, но одновременно текста, если при этом работа над предложением не ограничивается только составлением их из заданных слов. Анализ предложения в тексте позволяет объединить три аспекта, в которых изучается предложение в синтаксисе: структурный (как построено предложение, из каких компонентов – членов предложения – оно состоит), семантический (какое значение имеет предложение) и коммуникативный (какую функцию в тексте выполняет предложение, для чего оно служит). Коммуникативный подход может вывести учащихся на новый уровень в овладении средствами общения: от интуитивного владения языком к осознанному, умелому использованию предложений разной структуры и семантики при решении соответствующих коммуникативных задач. На уроках связной речи в начальной школе прежде всего можно назвать такие текстовые функции предложений, как начальное предложение (зачин); заключительное предложение (концовка); заголовок; предложение как синтаксическое средство межфразовой связи; предложение как средство выражения авторской модальности (один из признаков текста), т.е. отношения автора к сообщаемому. 3 4
Стр.2
Учебно-методическое издание Составитель И.Н. Озерова ИЗУЧЕНИЕ СИНТАКСИСА НА КОММУНИКАТИВНОЙ ОСНОВЕ Текстовые функции предложений Учебно-методическое пособие (для учителей начальных классов) Технический редактор Н.В. Москвичёва Редактор Л.М. Кицина Подписано в печать 12.07.04. Формат бумаги 60х84 1/16. Печ. л. 2,0. Усл.-печ. л. 2,15. Уч.-изд. л. 1,9. Тираж 170 экз. Заказ 387. Издательско-полиграфический отдел ОмГУ 644077, г. Омск-77, пр. Мира, 55а, госуниверситет 31 32
Стр.16

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.