Озерова
Рецензент
доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Дубенский
И-38
ИЗУЧЕНИЕ СИНТАКСИСА
НА КОММУНИКАТИВНОЙ ОСНОВЕ
Текстовые функции предложений
Изучение синтаксиса на коммуникативной основе: текстовые функции предложений: Учебно-методическое пособие (для учителей начальных классов) / Сост. <...> ISBN 5-7779-0478-5
Учебно-методическое пособие
(для учителей начальных классов)
Пособие составлено в соответствии с программными требованиями (Программа общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1–4). <...> М., 2001), предъявляемыми к учащимся при овладении текстовыми умениями, которые складываются и из умения точно использовать предложения разных структурно-семантических типов. <...> Пособие содержит комментарий по использованию предложений
в тексте. <...> Предлагаются задания как для учителей начальных классов, так и для учащихся. <...> Необходимость текстовых заданий обусловлена тем, что предложения функционируют не только
как самостоятельные синтаксические единицы, но и как часть группы предложений. <...> Эффективным следует назвать одно из распространенных упражнений, суть которого состоит в построении не только предложений из слов, но одновременно текста, если при этом работа над
предложением не ограничивается только составлением их из заданных слов. <...> Анализ предложения в тексте позволяет объединить три
аспекта, в которых изучается предложение в синтаксисе: структурный (как построено предложение, из каких компонентов – членов
предложения – оно состоит), семантический (какое значение имеет
предложение) и коммуникативный (какую функцию в тексте выполняет предложение, для чего оно служит). <...> Коммуникативный подход может вывести учащихся на новый
уровень в овладении средствами общения: от интуитивного владения языком к осознанному, умелому использованию предложений
разной структуры и семантики при решении соответствующих коммуникативных задач. <...> На уроках связной речи в начальной школе прежде всего
можно назвать <...>
Изучение_синтаксиса_на_коммуникативной_основе_(текстовые_функции_предложений)_Учебно-методическое_пособие..pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Омский государственный университет
УДК 37.022
ББК 72.24
И-38
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ОмГУ
Составитель
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка
и методики его преподавания в начальной школе ОмГПУ И.Н. Озерова
Рецензент
доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Дубенский
И-38
ИЗУЧЕНИЕ СИНТАКСИСА
НА КОММУНИКАТИВНОЙ ОСНОВЕ
Текстовые функции предложений
Учебно-методическое пособие
(для учителей начальных классов)
Изучение синтаксиса на коммуникативной основе: текстовые
функции предложений: Учебно-методическое пособие
(для учителей начальных классов) / Сост. И.Н. Озерова. –
Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 31 с.
ISBN 5-7779-0478-5
Пособие составлено в соответствии с программными требованиями
(Программа общеобразовательных учреждений: Начальные классы
(1–4). М., 2001), предъявляемыми к учащимся при овладении текстовыми
умениями, которые складываются и из умения точно использовать
предложения разных структурно-семантических типов.
Пособие содержит комментарий по использованию предложений
в тексте. Предлагаются задания как для учителей начальных классов,
так и для учащихся.
Для учителей начальных классов.
УДК 37.022
ББК 72.24
Издание
ОмГУ
Омск
2004
ISBN 5-7779-0478-5
2
© Омск. госуниверситет, 2004
Стр.1
Оглавление
Введение..............................................................................................................4
1. Структурно-семантические типы предложений..........................................5
Номинативные предложения.........................................................................5
Бытийные двусоставные предложения.........................................................6
Предложения с обстоятельственными словами...........................................8
Предложения с обобщающим значением...................................................10
Вопросительные предложения....................................................................12
Оценочные высказывания............................................................................15
Неполные предложения ...............................................................................17
2. Порядок слов в предложении......................................................................23
3. Синтаксические средства выразительности речи......................................26
Библиографический список.............................................................................30
Введение
Анализ заданий и упражнений, представленных в учебниках
по русскому языку, позволяет сделать вывод о недостаточном количестве
таких заданий, при выполнении которых учащиеся наблюдали
бы за ролью предложений в тексте. Необходимость текстовых заданий
обусловлена тем, что предложения функционируют не только
как самостоятельные синтаксические единицы, но и как часть группы
предложений. При этом между предложениями возникают разнообразные
отношения.
Эффективным следует назвать одно из распространенных упражнений,
суть которого состоит в построении не только предложений
из слов, но одновременно текста, если при этом работа над
предложением не ограничивается только составлением их из заданных
слов. Анализ предложения в тексте позволяет объединить три
аспекта, в которых изучается предложение в синтаксисе: структурный
(как построено предложение, из каких компонентов – членов
предложения – оно состоит), семантический (какое значение имеет
предложение) и коммуникативный (какую функцию в тексте выполняет
предложение, для чего оно служит).
Коммуникативный подход может вывести учащихся на новый
уровень в овладении средствами общения: от интуитивного владения
языком к осознанному, умелому использованию предложений
разной структуры и семантики при решении соответствующих коммуникативных
задач.
На уроках связной речи в начальной школе прежде всего
можно назвать такие текстовые функции предложений, как начальное
предложение (зачин); заключительное предложение (концовка);
заголовок; предложение как синтаксическое средство межфразовой
связи; предложение как средство выражения авторской модальности
(один из признаков текста), т.е. отношения автора к сообщаемому.
3
4
Стр.2
Учебно-методическое издание
Составитель
И.Н. Озерова
ИЗУЧЕНИЕ СИНТАКСИСА
НА КОММУНИКАТИВНОЙ ОСНОВЕ
Текстовые функции предложений
Учебно-методическое пособие
(для учителей начальных классов)
Технический редактор Н.В. Москвичёва
Редактор Л.М. Кицина
Подписано в печать 12.07.04. Формат бумаги 60х84 1/16.
Печ. л. 2,0. Усл.-печ. л. 2,15. Уч.-изд. л. 1,9. Тираж 170 экз. Заказ 387.
Издательско-полиграфический отдел ОмГУ
644077, г. Омск-77, пр. Мира, 55а, госуниверситет
31
32
Стр.16