Библиография СБОРНИК «РУССКАЯ ПОДПОЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» «Творчество и подполье» — заглавие предисловия Ж.-Ф. <...> Ревеля к сборнику современной русской подпольной литературы, изданному в начале 1971 года издательством Альбен Мишель. <...> Ревелем не во всем можно согласиться, в частности, с его спорным утверждением, что коммунизм и христианство в равной мере порождают атмосферу творческой несвободы. <...> Но всё же, вопреки многим западным «специалистам по русским вопросам», французский публицист и философ определенно понял самое главное, а именно, что «искусство и литература не нейтральны для правительств, которые стремятся не только обеспечить себе прочную политическую власть, но и создать определенный тип человека»; такие правительства «не могут, конечно, допустить, чтоб у человека сохранилось что-нибудь личное», «мысль 'интимная' является по преимуществу врагом». <...> От автора требуется не только пассивное согласие на то, что угодно властям, но и активное участие в создании и распространении казенных мифов. <...> Властители «чувствуют себя в опасности, как только какой-либо ум обращается к чему-то иному, чем к тематике официальной пропаганды». <...> Он считает, что «средства надзора и порабощения, которыми обладают современные тоталитарные системы, делают бессильным любое восстание (если оно не в состоянии свергнуть режим, что не кажется близким будущим) и превращают его в условие нового порабощения». <...> Он боится, что даже подпольной литературе «придется в один прекрасный день замолчать». <...> Не буду входить в подробный анализ материалов, опубликованных в сборнике: они почти все были в свое время напечатаны в журнале «Грани». <...> 222 Editions Albin БИБЛИОГРАФИЯ щи разнообразные и дают хорошее представление о течениях в современной русской неофициальной литературе. <...> и замечательное анонимное произведение «Откровения Виктора Вельского»*, о котором бы хотелось сказать несколько слов. <...> Произведение «Откровения Виктора Вельского» впервые <...>