Основной целью инвестиционной стратегии лесозаготовительной отрасли является развитие отрасли до уровня выхода из кризисного состояния. <...> В настоящее время в государственной поддержке нуждается лесопромышленный комплекс РФ. <...> Государственная поддержка инвестиционной деятельности ЛПК РФ имеет на современном этапе важное значение, так как она направлена прежде всего на развитие инициативы частных инвесторов и поддержку проектов с учетом интересов государства. <...> Формами государственной поддержки инвестиционной деятельности ЛПК являются: 1. <...> Предоставление государственных средств на возвратной основе или условиях участия государства в уставных капиталах предприятий ЛПК, которым оказывается поддержка; 2. <...> Основные направления региональной лесной политики должны быть направлены на: – более эффективное использование природного лесного потенциала; – реструктуризацию и реформирование предприятий; – создание благоприятных экономических условий для функционирования предприятий на всей территории региона; – временное снижение ставок налогов и сборов и их дифференциацию в зависимости от географического расположения предприятий (отдаленность от основных рынков сбыта), состояния транспортной сети, состояния лесосырьевой базы и т.д.; – реструктуризацию задолженностей; – создание региональных фондов развития лесозаготовительного производства; – отсрочку платежей за отпуск леса на корню, выделение товарных кредитов под межсезонные запасы древесины; – предоставление гарантий инвесторам. <...> ФорМироВание инФраСТрУКТУрнЫХ КЛаСТероВ В ЛеСнЫХ реГионаХ – ПУТЬ К УСТоЙЧиВоМУ раЗВиТиЮ ЛеСноГо СеКТора и СМежнЫХ оТраСЛеЙ Н.И. КОЖУХОВ, проф� каф� экономики и организации внешних связей МГУЛ, д-р экон� наук caf-econvnesh@mgul�ac�ru С лабое инфраструктурное обеспечение лесопромышленных и лесохозяйственных процессов в многолесной зоне РФ является серьезной проблемой, сдерживающей темпы развития многоотраслевого <...>
Вестник_Московского_государственного_университета_леса_-_Лесной_вестник_№2_2010.pdf
Содержание
Экономика
Савицкий А.А.
Кожухов Н.И.
Моисеев Н.А.
Моисеев Н.А.
Медведев Н.А.
Медведев Н.А.
Бурдин Н.А.
Степанов С.В.,
Даминов В.В.
Шалаев В.С.
Аракелян А.Л.
Балов А.В.
Васильева Г.А.,
Кожевникова Т.И.
Головко Э. П.
Горбунова Л.В.
Горшенин И.П.
Горшенина Н.С.,
Зазыкина Л.А.
Гукасян А.Г.
Дашков А.А.,
Маленков В.В.
Задачи государственного стимулирования инвестиционного
процесса в лесопромышленном секторе РФ ��������������������������������������������������������� 4
Формирование инфраструктурных кластеров
в лесных регионах – путь к устойчивому развитию
лесного сектора и смежных отраслей ����������������������������������������������������������������� 5
Лесные дела за частоколом других проблем �������������������������������������������������������10
Лесная экономика в системе экономических наук:
ее место, роль и отраслевые особенности �������������������������������������������������������� 23
Инновационный менеджмент и его структуры ������������������������������������������������ 36
Научные основы размещения лесопромышленных предприятий ��������������������� 40
Лесной сектор Европы: состояние и тенденции
развития в условиях финансового кризиса ��������������������������������������������������������� 46
Вопросы проектирования организационной
структуры лесных корпораций ���������������������������������������������������������������������������� 51
Об экспортном потенциале высшего образования лесного профиля �������������� 56
Рынок деревообрабатывающей и лесной отрасли России,
его состояние и перспективы роста ������������������������������������������������������������������ 64
Архангельская Н.Н. Ситуация на отечественных финансовых рынках
в условиях кризиса: поиски выхода ���������������������������������������������������������������������� 67
Методология оценки уровня социально-экономического
эффекта устойчивого развития лесного хозяйства ����������������������������������������� 71
Связь издержек, цен, объемов производства
и их влияние на прибыль ��������������������������������������������������������������������������������������� 77
Тесты и тестирование в сфере общественных наук
в вузе (некоторые замечания) ������������������������������������������������������������������������������ 78
Формирование системы стратегического управления производственными
затратами на мебельных предприятиях ������������������������������������������������������������ 81
Анализ принятия решений по формированию инвестиционных ресурсов ������� 84
Механизм управления инвестиционной деятельностью
на основе выбора финансовых альтернатив ����������������������������������������������������� 87
Альтернативные методы распределения вспомогательных
затрат по производственным сегментам ��������������������������������������������������������� 92
Оценка теневого сектора мебельного рынка ����������������������������������������������������� 96
Джамалдинова М.Д. Исследование российского рынка финансового аутсорсинга ��������������������������� 98
Зазыкина Л.А.
Методы экономических оценок рекреационных
ресурсов и услуг леса ������������������������������������������������������������������������������������������� 102
Камко Ю.А.
Кирова И.В.
Клейнхоф И.А.
Кожемяко Н.П.
Колотов С.М.
Макуев В.А.
Оптимизация процессов бизнес-планирования и управления
ТОиР как один из путей повышения эффективности
деятельности предприятий лесной промышленности ����������������������������������� 105
Проблемы систематизации основ теории конкурентоспособности ������������ 109
Теория конкуренции в условиях перехода лесного сектора
экономики к сбалансированному устойчивому развитию ������������������������������� 112
Состояние и инвестиционная привлекательность
лесного комплекса Российской Федерации ������������������������������������������������������� 116
Пути привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс России �������� 120
Новые экономические подходы к формированию
и функционированию парка лесосечных машин ����������������������������������������������� 123
2
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010
Стр.1
Меньшикова М.А
Мишина Т.И.
Мурсалова Э.В.
Назаренко Е.Б.,
Гамсахурдия О.В.
Петров В.Н.,
Тюрин А.Е.
Пименова Т.В.
Пинягина Н.Б.
Покладова Н.В.,
Савицкий А.А.
Покладова Н.В.,
Родин И.В.
Поляков П.В.
Рыжкова Т.В.,
Колесниченко К.В.
Рыжков Д.В.
Савицкий А.А.,
Пинягина Н.Б.,
Горшенина Н.С.
Савицкий А.А.,
Покладова Н.В.
Смирнова Ю.В.
Филюшкина А.А.
Чучукина Н.В.
Шарова С. В.
Янов И.Е.
Кислухина И.А.
Особенности современного аудита мебельных предприятий
малого и среднего бизнеса в условиях кризисной экономики ��������������������������� 125
Взаимодействие логистики и маркетинга в оптовой деятельности
предприятий в мебельной отрасли московского региона ������������������������������� 129
Актуальные вопросы функционирования финансового механизма в ЛПК РФ ��� 133
Восстановление лесов: состояние, способы и перспективы ���������������������������� 137
Оценка баланса экономических интересов субъектов
лесных отношений ���������������������������������������������������������������������������������������������� 142
Основные направления инвестиционной политики
в лесном хозяйстве на современном этапе ������������������������������������������������������ 148
О приоритетных мерах государства по обеспечению
модернизации целлюлозно-бумажного производства ������������������������������������� 151
Инновационная модель подготовки специалистов в области бухгалтерского
учета, анализа и аудита в рамках высшего профессионального образования в
лесопромышленном комплексе ��������������������������������������������������������������������������� 154
Приоритетные пути снижения себестоимости
продукции деревообработки ЛПК РФ �������������������������������������������������������������� 158
Теоретическая сущность имиджа
и стратегии управления корпоративным имиджем ��������������������������������������� 160
Венчурное предпринимательство в системе
инновационного развития экономики ���������������������������������������������������������������� 164
Трудовые ресурсы: сущность, эффективность
управления и использования в современных условиях �������������������������������������� 170
Основные тенденции изменения финансового состояния
лесного сектора России в условиях экономического кризиса ������������������������� 180
К вопросу о лесном экономическом образовании ��������������������������������������������� 183
Анализ и основные направления совершенствования
структуры лесного экспорта ���������������������������������������������������������������������������� 189
Зарубежный опыт оценки лесной рекреации и ее влияния
на лесоуправление ���������������������������������������������������������������������������������������������������� 191
Воздействие мирового финансового кризиса
на мебельную промышленность ������������������������������������������������������������������������������ 195
Проблемы бизнес-планирования
на лесопромышленных предприятиях ��������������������������������������������������������������� 198
Стратегии управления персоналом как основной
рабочий инструмент системы управления персоналом ���������������������������������� 202
Проблемы и перспективы развития лесопромышленного
производства в ханты-Мансийском автономном округе – Югре ������������������205
деревообработка
Галкин В.П.
Галкин В.П.
Исследования влажностных, деформационных и прочностных свойств
древесины ясеня ���������������������������������������������������������������������������������������������������� 210
Основные физические закономерности процессов распространения
электромагнитных волн в древесине ����������������������������������������������������������������� 212
Азаренок В.А.,
Залесов С.В.,
Булдаков С.И.,
Новоселов В.Г.
Единственному в уральском федеральном округе
лесотехническому университету – 80 лет ��������������������������������������������������������215
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010
3
Стр.2
ЭКОНОМИКА
ЗадаЧи ГоСУдарСТВенноГо
СТиМУЛироВаниЯ инВеСТиЦионноГо ПроЦеССа
В ЛеСоПроМЫШЛенноМ СеКТоре рФ
А.А. САВИЦКИЙ, доц� каф� бухгалтерского учета, анализа и аудита предприятий МГУЛ,
канд� экон� наук
caf-buhuch@mgul�ac�ru
Э
кономика в условиях кризиса не имеет
автоматического регулятора инвестиционной
активности и концентрации необходимых
ресурсов для его преодоления. В ряде
случаев действия рыночного механизма оказывают
отрицательное влияние на процессы
в отрасли. Это обуславливает необходимость
государственного вмешательства в инвестиционную
сферу.
Изначально любое государство стремится
разработать национальную инвестиционную
политику. Инвестиционная политика
государства – это система мер, направленных
на стимулирование инвестиционной
активности и включающих формирование
благоприятного инвестиционного климата,
поддержку инвестиционной деятельности
имеющимися ресурсами, привлечения неинфляционных
источников инвестирования.
Объектом инвестиционной политики
является весь комплекс отраслей экономики с
выделением приоритетных отраслей.
Инвестиционной политике присущи
свои стратегия и тактика, являющиеся ее составными
и взаимосвязанными элементами.
Под инвестиционной стратегией следует
понимать важнейшие цели и задачи.
Основной целью инвестиционной стратегии
лесозаготовительной отрасли является развитие
отрасли до уровня выхода из кризисного
состояния.
Задачами инвестиционной стратегии
можно назвать:
– создание благоприятного инвестиционного
климата;
– регулирование активности частных
российских и зарубежных инвесторов;
– разработка механизма привлечения
инвестиционных ресурсов в отрасль.
В настоящее время в государственной
поддержке нуждается лесопромышленный
комплекс РФ. Отрасль обладает большой эко4
номической
важностью. Износ основных производственных
фондов превышает 60 %. Инвестиционная
активность частных инвесторов
находится на низком уровне из-за низких финансовых
показателей работы отрасли.
Мероприятия государственной инвестиционной
политики в лесопромышленном
комплексе делятся на два направления: создание
в стране благоприятного инвестиционного
климата и государственная поддержка
инвестиционной деятельности.
Формирование благоприятного инвестиционного
климата в лесопромышленном
комплексе предполагает реализацию государством
следующих мероприятий:
1. Повышение роли собственных источников
финансирования;
2. Ослабление налогового бремени на
деятельность инвесторов, финансирующих
эффективные проекты, и создание для них
благоприятного режима амортизационного
списания;
3. Осуществление контроля за целевым
использованием начисленной амортизации;
4. Создание благоприятных условий
для привлечения сбережений населения и
средств других субъектов рынка в качестве
источника финансирования инвестиций в
промышленности;
5. Создание благоприятных условий
для привлечения зарубежных инвестиций;
6. Разработка механизмов страховой
защиты капитала инвесторов;
7. Становление российского рынка
ценных бумаг;
8. Стимулирование возврата российского
капитала, находящегося в зарубежных
банках, и формирование условий для предотвращения
оттока капитала за рубеж.
Наиболее важное место в инвестиционной
политике государства в лесопромышленном
комплексе занимает создание и
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010
Стр.3
ЭКОНОМИКА
совершенствование законодательной базы
инвестиционной деятельности в России.
Государственная поддержка инвестиционной
деятельности ЛПК РФ имеет на современном
этапе важное значение, так как она
направлена прежде всего на развитие инициативы
частных инвесторов и поддержку проектов
с учетом интересов государства.
Формами государственной поддержки
инвестиционной деятельности ЛПК являются:
1. Предоставление государственных
средств на возвратной основе или условиях
участия государства в уставных капиталах
предприятий ЛПК, которым оказывается поддержка;
2.
Предоставление государственных гарантий
для инвестиционных проектов в ЛПК.
Однако предоставление государственных
гарантий пока не нашло широкого распространения
в России.
В формировании предпосылок повышения
инвестиционной активности в лесном
секторе большая роль отводится регионам.
Основные направления региональной
лесной политики должны быть направлены на:
– более эффективное использование
природного лесного потенциала;
– реструктуризацию и реформирование
предприятий;
– создание благоприятных экономических
условий для функционирования предприятий
на всей территории региона;
– временное снижение ставок налогов
и сборов и их дифференциацию в зависимости
от географического расположения предприятий
(отдаленность от основных рынков
сбыта), состояния транспортной сети, состояния
лесосырьевой базы и т.д.;
– реструктуризацию задолженностей;
– создание региональных фондов развития
лесозаготовительного производства;
– отсрочку платежей за отпуск леса
на корню, выделение товарных кредитов под
межсезонные запасы древесины;
– предоставление гарантий инвесторам.
В условиях развития рыночных отношений
поддержка государством инвестиционных
проектов имеет очень важное значение. Государство
должно способствовать становлению
и развитию самостоятельных субъектов рыночных
отношений. Решения об объемах и структуре
распределения средств по инициативным
проектам должно приниматься на основании
промышленных приоритетов, указанных в инвестиционных
программах, утверждаемых правительством.
Поэтому государственная структурная
политика должна четко обосновывать
приоритеты промышленного развития страны
в целом, отраслей и регионов и последовательно
осуществлять их централизованную поддержку.
Таким образом, инвестирование государственных
средств в инвестиционные проекты в
рамках приоритетных направлений развития
промышленности позволит соединить интересы
государства и независимых субъектов рынка
(частных предпринимателей).
В связи с этим возникает необходимость
подробного рассмотрения проблем,
связанных с определением эффективности
инвестиций и выбором наиболее подходящих
в современных условиях критериев и методов
ее расчета.
ФорМироВание инФраСТрУКТУрнЫХ КЛаСТероВ
В ЛеСнЫХ реГионаХ – ПУТЬ К УСТоЙЧиВоМУ раЗВиТиЮ
ЛеСноГо СеКТора и СМежнЫХ оТраСЛеЙ
Н.И. КОЖУХОВ, проф� каф� экономики и организации внешних связей МГУЛ, д-р экон� наук
caf-econvnesh@mgul�ac�ru
С
лабое инфраструктурное обеспечение лесопромышленных
и лесохозяйственных
процессов в многолесной зоне РФ является
серьезной проблемой, сдерживающей темпы
развития многоотраслевого лесного сектора.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010
Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) за 3 года
функционирования в новой редакции создал
определенные предпосылки для более решительных
шагов по инвестированию в инфраструктурные
объекты.
5
Стр.4